Главные вкладки

    В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

    Куадже Ася Шумафовна

    Методическая разработка урока по русскому языку.

    Тема. В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)

    Цель. Расширить представление обучающихся о роли имени существительного в речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 42.8 КБ

    Предварительный просмотр:

                 ГБОУ РА «Адыгейская республиканская гимназия»                  

                Разработка урока по русскому языку

                                                                                         Подготовила: Куадже А.Ш.,

                                                                                         учитель русского языка и литературы

    Тема. В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)

    Цели: расширить представление обучающихся о роли имени существительного в речи

    предметные:

    1. Организация повторения по теме «Имя существительное».
    2. Организация обобщения и систематизации знаний по теме:

                а) определение морфологических признаков;

               б) синтаксическая роль в предложении.

    личностные:

    1.     Воспитание самостоятельности:    

                 а) брать на себя ответственность;

                 б) брать ответственность за работу группы в целом.

          2.   Воспитание патриотизма:

                 а) воспитывать любовь к Родине;

                б) к родному языку.

    метапредметные:

    1. Развитие способности к анализу и обобщению.
    2. Развитие речи учащихся.
    3. Развитие творческих способностей
    4. Развитие познавательного интереса учащихся.

    деятельностная:  

                а) закрепить умения  опознавать существительные в речи   по морфологическим признакам;

               б) развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи.

    содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи.

    Универсальные учебные действия:

    Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему, цель  урока; искать пути её решения;  соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

    Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий; искать пути решения проблемы; строить логически обоснованные рассуждения; группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

    Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    Средства обучения: компьютер, учебник, мультимедийная презентация, карточки, раздаточный материал.

                                                                                    Эпиграф к уроку:

                                                                                   Имя  существительное-хлеб языка.

                                                                                                                           Л. Успенский

                                                   Ход урока

    • Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
    • Вступительное слово учителя.

    Эпиграфом к нашему уроку служат слова Льва Васильевича Успенского: «Имя существительное-хлеб языка».

    Обратите внимание на эти слова и в конце урока скажите, почему именно эти слова Успенского мы взяли эпиграфом к нашему уроку.

     Константин Георгиевич Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

    Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт Александр Александрович  Шибаев в стихотворении «Слова, слова, слова» писал:

    Всему название дано-

    И зверю, и предмету.

    Вещей вокруг полным-полно,

    А безымянных - нету!

    И все, что может видеть глаз-

    Над нами и под нами,-

    И все, что в памяти у нас,

     Означено словами.

    • Какие же названия предметам дает имя существительное?
    • На доске заранее написано:

    Живые существа: девочка,…( олень, собака)

    Явления природы: гроза,…(дождь, ветер)

    Действие как предмет: бег,…(прыжок, скачок)

    Признак как предмет: синь,…(белизна, краснота)

    • Вывод: все эти значения объединяет  слово «предмет».
    • И узбекский писатель Раим  Хакимович  Фархади пишет  в стихотворении  « о Земных словах» (Читаем вслух и обсуждаем) ( Земное- ср. разговорное; то, что обыденно, основано на материальном (в отличие от возвышенного, идеального); берег, суша, твердь, земля).

    Земные слова

    На всех языках есть такие слова:

    Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

    Кто б ни был, любому понятны они.

    Слова - путеводные наши огни.

    Живые. Земные… И суть их проста:

    Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

    Но есть и такие слова в словарях,

    Они вызывают тревогу и страх.

     Слова, что исчезнут должны навсегда:

    Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

    Останутся с нами другие слова.

    В них гордая сила людского родства:

    Мир. Дружба. И радость высокой волной-

    Мы – люди. Мы – дети планеты одной.

    • Назовите имена существительные, которые встречаются в стихотворении.
    • Как вы думаете, почему именно такие слова есть на всех языках (мать, Родина, счастье, хлеб, утро, работа, мечта, красота)? (Ответы учащихся)
    • Почему Фархади говорит нам о том, что такие слова, как война, разоренье, жестокость, вражда, должны исчезнуть навсегда из языка? (Ответы учащихся)
    • Послушайте несколько строк из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных.
    • Л.Н.Толстой писал о нем: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья.

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья.

    Свет ночной. Ночные тени,

    Тени без конца.

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица.

    • Из 22 слов стихотворения -14 существительных, 6 прилагательных, и 2 служебных слова, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа.
    • Вывод: с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет, написать рассказ, составить кроссворд, текст.
    • Сегодня я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие в кладовую знаний под названием «Морфология».

    • Кладовая по происхождению является прилагательным. Образовано от « кладь» (клад).
    • КЛАДОВА́Я -о́й; ж. Помещение для хранения продуктов питания, товаров, сырья, различных материалов и т.п. Оборудовать кладовую.
    • Золотые кладовые Эрмитажа. / чего или какая/.
    • Средоточие (устар. середина, средняя часть чего-либо, центр; существительное, неодушевлённое, среднего рода, 2-го склонения) каких-либо скрытых богатств, ценностей. Газовые и нефтяные кладовые Заполярья.
    • Что же изучается в разделе «Морфология»? Откуда же пришло это слово?
    • Морфология - греч. - форма слова. Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи. 
    • Работа с учебником (упр. 498 на стр. 55)
    • Прочитайте текст. Озаглавьте его.

    • Кремль-сердце города Москвы, сердце нашей Родины, находится в центре города Москвы. Кремль – существительное, символизирует   основное значение существительного, его смысл - обозначение предмета.
    • У этого дома прочный фундамент. И Кремль занимает значимое место среди всех построек.
    • КРЕМЛЬ, -я, м. Крепость в старых русских городах. Московский К. || прил. кремлевский, -ая, -ое. Кремлевская стена. Кремлевские звезды (пятиконечные рубиновые звезды на башнях Московского Кремля).
    • Точно такое же место занимает и имя существительное в кладовой знаний. Что же из себя представляет имя существительное? (Ответы учащихся)
    • В каком разделе русского языка изучается имя существительное?

    (Ответы учащихся)

    Комментарий. Сердцевину кладовой знаний занимает имя существительное.

    • Рядом с центром находятся две большие полочки: полочки  Постоянных признаков и  Непостоянных признаков.
    • Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие - непостоянные? (Ответы учащихся).

    Комментарий. Постоянные признаки имени существительного: Собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение.

    Непостоянные признаки: падеж; число.

    • Неподалеку расположились две небольшие полочки:  Одушевленных и Неодушевленных имен существительных.
    • -Какие имена существительные мы называем одушевленными, а какие - неодушевленными? (Ответы учащихся)

    Комментарий: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные на вопрос что?

    • Задание. Выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.
    • Что это – Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья – это и есть Родина.

    И еще вот эти березки, этот утренний туман и птичий гомон (громкий шум от множества голосов, звуков) в твоем лесу – тоже Родина. И подснежник – тоже Родина.  (По Б.Н.Неменскому )

    - А что для вас значит слово – Родина? (Ответы учащихся)

    Проверка домашнего задания.

    - На дом было задано: подготовить небольшое сообщение о происхождении какого-либо существительного. (Учащиеся зачитывают подготовленные сообщения).

    • Мать - ед.ч. матери, матерью, мн. ч. матери, матерей, матерям, матерями, о матерях, ж.
      1. Женщина по отношению к своим детям. Родная мать. Многодетная мать. Мать семейства (мать как глава семьи).
    1. 2. перен. Мать - источник (во 2 знач.), начало чего-нибудь, а также о том, что дорого, близко каждому. Киев - мать городов русских (высок. устар.). Мать - сыра земля (в народной словесности). Повторенье - мать ученья (посл.). Гречневая каша - мать наша (старая посл.).
    • Подбираем синонимы к слову «мать»
    • Что такое синонимы? 
    • Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение: смелый – храбрый.

    Синонимы к слову «мать»: — матерь — матушка — мамаша — мамка — мамушка — маманя — мамуля — нана — родительница — мама — матка — маменька.

    • Что такое антонимы?
    • Анто́нимы (греч. αντί- — против + όνομα — имя)  — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

    Антонимы-мачеха.

    • Родина-ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

    2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-нибудь:

     Москва — его родина.  Индия — родина шахмат.

    Синонимы к слову Родина - отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель.

    Антонимы - Родина — чужбина (чужбина — чужая сторона, земля. Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение).

    • Поблизости находятся и  Род имен существительных, и склонение имен существительных.
    • Назовите род существительных. Какие существительные относятся к 1,2, 3 склонениям?
    • Задание. Определите склонение имен существительных (устная работа).
    • Рожь, тополь, брошюра, местность, училище, смелость, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель, полотенце, яблоко (тополь, шалаш, циркуль, картофель -м.р.; рожь, брошюра, местность, смелость, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель- ж.р.; чувство, училище, яблоко, полотенце-ср.р.)
    • Вывод: род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.

    Комментарий: как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.

    • А рядом присоседились  Собственные и нарицательные имена существительных.
    • Задание. Превратите имена нарицательные в имена собственные (запись на доске)
    • Птица орел – город Орел. Цветок роза – девочка Роза.

                 Плодородная земля - планета Земля. Воздушный шарик - собака Шарик.

    Вывод: нарицательные существительные являются названиями однородных предметов, а существительные собственные - названиями единичных предметов.

    Комментарий: для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему дается свое название - имя собственное.

    • А вот и небольшой  орфографический уголочек. Чтобы его обойти, нужно правильно написать слова с изученными орфограммами.

    • Задание. Распределительный диктант. Запишите слова с Ь и без Ь.
    • Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
    • Ночь, решение задач, помощь, молодежь, этаж, капли с крыш, мелочь, ключ, дочь, ложь, кирпич, малыш, речь, нож.
    • Вывод: мягкий знак пишется на конце существительных 3-го склонения после шипящих.
    • Ну вот и следующая большая полочка в кладовой знаний Непостоянных признаков. На ней живут число и падеж.
    • Задание. Просклоняйте слова по падежам: школа, класс, окно.
    • Вспомните, что вы знаете об изменении имен существительных по падежам?
    • Сколько в русском языке падежей? Назовите вопросы падежей.
    • Что образуют падежные окончания - однокоренные слова или разные формы одного и того же слова?
    • Какая форма используется, если существительное выступает в роли подлежащего? (именительного падежа)
    • Задание. Объяснительный диктант. Укажите падеж и число имен существительных.
    • Стоять под окном, выглянуть из окна, висеть на ветке, сидеть вокруг костра, учиться в школе, говорили о дороге, около площади, вокруг елки, пролететь над лесом, гулять у моря, спуститься к реке.
    • Вывод: буквы Е и И в окончаниях имен существительных (Е-1-ое скл.-в школЕ-предл.п., к реке-1-скл.,дат.п.; 2-ое скл.-у моря- предл.; И-1-ое скл.-род.п., 3-е скл.- род., дат., предл.);
    • Дорога привела нас к синтаксическому «замку».
    • Какую синтаксическую роль может играть существительное?
    • Задание. Осуществите синтаксический разбор предложения.
    • Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (Сердце-подлежащее, дом матери, игры детства, дорогу в школу-дополнение).
    • Задание. Тест-самостоятельная работа  (в приложении)

    Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку служат слова Льва Васильевича Успенского: «Имя существительное - хлеб языка»? (Ответы учащихся)

    • Вывод: являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. Согласно славянскому обычаю гостеприимства, круглый хлеб с солонкой посередине («хлеб-соль») преподносят на расшитом полотенце — рушнике. В русском языке имеется множество пословиц и поговорок, связанных с хлебом: «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб — будет и песня». Так и наш язык не может обойтись без имени существительного.
    • Подведение итогов урока.
    • Наше путешествие подошло к концу.
    • Рефлексия
    • Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:
    • Сегодня на уроке я вспомнил…
    • Мне было интересно…
    • Особенно понравилось…

    Д/з: напишите 4-5 предложений на тему «Приметы весны», используя собственные и нарицательные существительные. (Примета — ж. 1. Отличительный признак, по которому можно узнать кого -либо, что -либо).

    Приложения

    • Мать - ед.ч. матери, матерью, мн. ч. матери, матерей, матерям, матерями, о матерях, ж.
      1. Женщина по отношению к своим детям. Родная мать. Многодетная мать. Мать семейства (мать как глава семьи).

    2. 2. перен. Мать - источник (во 2 знач.), начало чего-нибудь, а также о том, что дорого, близко каждому. Киев - мать городов русских (высок. устар.). Мать -сыра земля (в народной словесности). Повторенье - мать ученья (посл.). Гречневая каша - мать наша (старая посл.).

    Синонимы к слову «мать»: — матерь — матушка — мамаша — мамка — мамушка — маманя — мамуля — нана — родительница — мама — матка — маменька.

    Антонимы-мачеха.

    • Родина-ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

    2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-нибудь:

     Москва — его родина.  Индия — родина шахмат.

    Синонимы к слову Родина- отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель.

    Антонимы - РОДИНА — ЧУЖБИНА

    • Кладовая по происхождению является прилагательным. Образовано от кладь (клад).

    КЛАДОВА́Я -о́й; ж. Помещение для хранения продуктов питания, товаров, сырья, различных материалов и т.п. Оборудовать кладовую. 

    Золотые кладовые Эрмитажа. / чего или какая.

    Средоточие каких-л. скрытых богатств, ценностей. Газовые и нефтяные кладовые Заполярья.

    Хлеб, -а, мн. ч. хлебы, -ов и хлеба, -ов, м.
    1. ед. ч. Пищевой продукт, выпекаемый из муки (во 2 знач.). Печёный хлеб. Ржаной или чёрный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен.: о пропитании, пище вообще).

    2. (мн. ч. хлебы). Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий хлеб. Ставить хлебы в печь.

    3. ед. ч. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку (во 2 знач.). Сеять хлеб. Сдача хлеба государству. Хлеб всему голова (посл.).

    4. (мн. ч. хлеба). Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Хлеб на корню.

    5. (мн. ч. хлеба), перен. То же, что пропитание.

    6. Зарабатывать себе на хлеб.  

    7. Хлеб насущный (то, что необходимо для пропитания, существования).

    8. Не хлебом единым жив человек (посл.).

    9. Быть на хлебах у кого-нибудь (устар. и прост.).
    10. ед. ч. Средства к существованию, заработок
    .

    11. Эта работа верный хлеб
    12. Хлеб да соль (устар. и прост.) приветствие тому, кто ест.
    Второй хлеб о картофеле.
    13. Хлебом не корми кого (разг.) о чьём-нибудь сильном увлечении, желании.

    14. Его хлебом не корми, только пусти на каток.
    15. Хлеба не просит что (разг.) о вещи, которая хранится, никому не мешая, и может когда-нибудь пригодиться.
    16. Свой хлеб есть (разг.).  Самому зарабатывать себе на жизнь.
    17.И то хлеб (разг.) и за это спасибо (о чём-нибудь немногом). Помог немножко и то хлеб.
    18. Хлеб отбить (отнять) у кого (разг.) лишив чего-нибудь, перебив, захватить, оказаться первым.
    уменьш.-ласк. хлебушко, -а, м. (к 1, 2, 3 и 4 знач.; устар.), хлебушек, -шка, м. (к 1, 2, 3 и 4 знач.) и хлебец, -бца, м. (к 1, преимущ. в род. п., дат. п. и тв. п., 2, 3 и 4 знач.).
    прил. хлебный, -ая, -ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    имя существительное(урок обобщение) 6 класс

    Урок - обобщения знаний .Тема: имя существительное, 6 класс. Форма урока: урок - практикум.Форма обучения: групповая, коллективная....

    Имя существительное (урок-обобщение, 5 класс)

    Урок-обобщение по теме "Имя существительное". Проводится в 5 классе после изучения темы....

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

    Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

    Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

    Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

    Семья - имя существительное. Урок-обобщение в 6 классе по программе Разумовской

    Данный урок - обобщение темы "ИМя существительное". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на развитие речи....

    «Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)

    Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...