Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Союз как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Предложен конспект первого урока  в разделе "Союз" . В пояснительной записке приводится обоснование использования при изучениии раздела "Союз" приемов модульного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok_1.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  у школьников  деятельностного познавательного мотива

 (желания узнать, открыть, научиться) через  использование технологии модульного обучения на уроках русского языка  в классах средней ступени образования в  рамках реализации ФГОС  

Пояснительная записка

        В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».  Введение новых  государственных  образовательных стандартов, ориентированных на  личностно-ориентированное обучение школьников,  потребовало от  учителя  пересмотра методик, технологий преподавания предмета, поиска  новых способов организации учебного процесса, при  которых каждый ученик был бы вовлечен в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Существует ряд технологий, опирающихся на развивающее обучение. Среди наиболее распространенных можно отметить технологии развития критического мышления через чтение и письмо, модульного обучения и т.д.

 Наиболее приемлемой в моей практике оказалась технология модульного обучения. Предложенные материалы  представляют собой  систему уроков русского языка с использованием технологии модульного обучения, построенных с помощью методов и приёмов  проблемного обучения,  дискуссий, а также приёмов самообразования и взаимообучения, работы в творческих группах, создания ситуаций успеха, стимулирования интереса к предмету. Материалы представляют собой авторскую  разработку технологических карт уроков русского языка по теме «Союз» (7 часов) для   7-го класса по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова  и др.      Структурирование учебной информации полностью или частично соответствует  научно-методическим основам модульного обучения профессора Третьякова П.И. Учителем допускается  внесение  изменений в содержание обучения и организацию работы учащихся в зависимости от уровня подготовленности  и  обученности   класса.

        Актуальность  материалов из опыта работы заключается в том, что они  обеспечивают  повышение качества учебного процесса, способствуют   активизации познавательной деятельности учащихся, готовят к самостоятельному овладению необходимой информацией. Главная цель  уроков с использованием модульной технологии - создание особых условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его «зоне ближайшего развития». С их помощью предполагается формирование у школьников  деятельностного познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).

        Применение  технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы  поможет учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике, отвечать за результаты своего труда, т.е. помогает научить учиться.

     Критерием оценки  результативности использования данной технологии на уроках русского языка  может  служить  мониторинг уровня обученности учащихся, проведенный до и после работы с данной технологией. В качестве инструментария  была взята   диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову). Результаты приведены в таблице.

Уровни обученности

2014-2015

2015-2016

2016-2017

I уровень - различение

 

II уровень - воспроизведение

8 учащихся

6 учащихся

4 учащихся

III уровень - понимание

11 учащихся

11 учащихся

10 учащихся

IV – уровень умений (репродуктивных)

8 учащихся

9 учащихся

 9 учащихся

V уровень – перенос (творческие умения)

3 учащихся

4 учащихся

7 учащихся

    Высокий уровень результативности процесса обучения, успехи учащихся, обучаемых по модульной технологии, свидетельствуют об эффективности её применения на уроках русского языка. Качественный характер изменений находит выражение в повышении качества знаний учащихся. Показателем, подтверждающим развитие творческого потенциала учащихся при использовании модульной технологии, является и увеличение числа участников и призеров олимпиад и  творческих конкурсов  по русскому языку.

       Предложенные материалы из опыта работы могут быть применёны в образовательных учреждениях любого типа, использованы преподавателями русского языка и литературы в классах любого направления.

Технологические карты  модульных уроков  в 7 классе по теме «Союз»

1 урок                   Тема «Союз как часть речи»

УЭ -0

2 минуты

Интегрирующая цель:

  • определить уровень знаний по теме «Союз»;
  • закрепить умения находить  союзы в тексте.
  • познакомить с основными функциями союза.

Планируемый результат:  выработка  умения отличать союз от других частей речи, определять роль союзов в предложении

Фронтальная работа с классом

УЭ – 1

5 минут

Цель: определить уровень знаний по теме «Союз».

  1. Запишите в тетрадях дату, тему урока

« Союз как часть речи»

  1. Внимательно прочитайте задание  и выполните его. Ответьте на вопрос: «Что такое союз?»

Работайте самостоятельно в тетради

Соотнеси высказывания со словом «союз»

  • Сочинительные и подчинительные
  • Качественные  и притяжательные
  • Служебная часть речи
  • В предложении является дополнением
  • Служит для связи слов в предложении
  • Не является членом предложения
  • Служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного
  • Самостоятельная часть речи
  • Простые и составные

союз

УЭ – 2

2 минуты

Проверьте свою работу, пользуясь правилом на странице 146 учебника. Перескажите  правило соседу по парте. Обсудите результаты работы в классе

Самопроверка,

взаимопроверка

УЭ -3

6 минуты

Цель: закрепить умения находить  союзы в тексте.

Прочитайте задание, выполните его.

Прочитайте предложения.

А.Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель.

Б.Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие  писатели.

В.Он отправился  с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника, попавшего в неведомые страны.

Г.У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».

Задания

1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А,Г,Б,В            2)Г,А,В,Б          3)Г,В,А,Б   4)Г,Б,В,А

2.Укажите предложение без союза.

1)Г             2)В              3)Б              4)А

3. В каком случае союз соединяет однородные члены?

1) Б,Г         2) А               3)Б,В              4)А,Г

 4.В каком  предложении  союз соединяет части сложного предложения?

1)Б              2)А                      3)В            4)Г

Работайте самостоятельно в тетради, на листочках

УЭ- 4

2 минуты

Проверьте  работу  по ключу

1

2

3

4

2

1

3

2

Оцени свою работу по УЭ-3, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитайте количество правильных ответов.

Критерии оценки

Количество правильных ответов – Оценка                                                  

Без ошибок--------5

1 ошибка     -------4

2 ошибки-----------3

Взаимопроверка,

Поставь оценку в оценочный лист Фронтальный опрос по заданиям

УЭ -5

10 минут

Цель: определение  роли союзов в предложении

Письменная работа по учебнику.

 Стр. 146 упр.356 по заданию в учебнике

По очереди записываем на доске схемы сложных предложений.

Работайте самостоятельно,

у доски,

задайте вопросы учителю

УЭ -6

2 минута

Проверьте свою работу с работой на доске. Оцените свою работу по УЭ-6, пользуясь приведенными ниже критериями. Для этого подсчитайте количество правильных ответов.

Критерии оценки

Без ошибок-5

1-2ошибки-4

3 ошибки -3

Самооценка

УЭ-7

5 минут

Письменная работа по учебнику.

 Стр. 147 упр.357

2 учащихся выполняют упражнение на доске.

Работайте вместе с классом и самостоятельно

УЭ- 8

4 минут

Цель: умение составлять предложения с союзами

Творческое задание

Составьте предложения по схемам:

[… = и = …].             […],( на котором…).     […, а …..].

Работайте самостоятельно в тетради

УЭ- 9

3 минут

Коллективное обсуждение ответов

Работайте вместе с классом

УЭ-10

4 минуты

Цель. Подведение итогов урока.

  1. Какие  цели  мы ставили  на уроке?
  2. Достигнуты ли тобой цели урока?
  3. Что вы узнали о союзах?
  4. Оцените результаты своей работы на уроке:

А) я всё понял, могу объяснить этот материал другому;

Б) я сам всё понял, но другому объяснить не смогу;

В) понял не всё, делаю много ошибок

 Выбор домашнего задания:

 -упр.358 стр.147 п.58/

-упр.355, стр.146 п.58

Самооценка

                                         Оценочный лист

Фамилия, имя ученика

УЭ-1( оценка)

УЭ-8 ( оценка)

УЭ-10 ( буква выбранного ответа)

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока (ФГОС) Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»

Технологическая карта урока (ФГОС)Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»...

Технологическая карта урока по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок-исследование. Изучение нового материала по теме "Категория состояния как часть речи"...

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...