Конспект урока по русскому языку на тему: "Способы связи однородных членов предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Газизова Анастасия Ильясовна

Данный урок по типу является комбинированным. Урок начинается с повторения изученного материала, с помощью цифрового выборочного диктанта повторяются известные учащимся способы связи однородных членов предложения. Затем предполагается индивидуальная работа двух учеников по карточкам. Остальные работают совместно. Предполагается слуховой диктант предложений, к которым необходимо выполнить синтаксический разбор. Изучение нового материала строится на расширении у учащихся уже известных для них сведений о способах связи однородных членов. Из объяснительного монолога учителя ученики узнают теоретический материал, затем рассматривают его на конкретном языковом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_svyazi_odnorodnyh_chlenov_predlozheniya.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

по способам связи однородных членов предложения.

Способы связи однородных членов предложения.

Учебник, по которому работает учитель: Львова С. И., Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2. Ч.1./С.И. Львова, В.В.Львов.

Цель урока: Укрупнить и обобщить знания учащихся о способах связи однородных членов предложения.

Задачи урока:

Обучающие:

- совершенствовать умение определять однородные члены предложения;

- отработать умение выявлять вид связи между однородными членами предложения;

- отрабатывать умения в постановке знаков препинания при однородных членах;

- ввести понятие приёма парного соединения однородных членов;

- отработать правописание безударных гласных в корне слова;

- отработать умение написания окончаний глаголов.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося;

- воспитывать уважение к одноклассникам в процессе устного ответа по предмету.

Развивающие:

- способствовать развитию речевой и мыслительной активности;
- развивать устную связную речь учащихся;

- формировать коммуникативные качества личности.

Список литературы:

1) Львова С. И., Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2. Ч.1./С.И. Львова, В.В.Львов.

2) Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой. 2 изд., исправлен. / сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград, 2008. – 415 с.

3) Богданова Г.А., Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. –М.: Просвещение, 1999. – 191

Методическое обоснование

Данный урок по типу является комбинированным. Урок начинается с повторения изученного материала, с помощью цифрового выборочного диктанта повторяются известные учащимся способы связи однородных членов предложения. Затем предполагается индивидуальная работа двух учеников по карточкам. Остальные работают совместно. Предполагается слуховой диктант предложений, к которым необходимо выполнить синтаксический разбор. Изучение нового материала строится на расширении у учащихся уже известных для них сведений о способах связи однородных членов. Из объяснительного монолога учителя ученики узнают теоретический материал, затем рассматривают его на конкретном языковом материале.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1) Организационный этап

Метод: слово учителя.

Приём: приветственное слово.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжим изучать тему прошлого урока и познакомимся с парным соединением однородных членов.

Слушание, детальное, нерефлексивное, информативное.

2) Повторение изученного

Метод: диктант.

Приём: слуховой диктант.

Начнём работу с того, что запишем предложение под диктовку.

У ног его две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки.

 (М. Горький)

Метод: языковой разбор.

Приём: синтаксический разбор.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Метод: опрос.

Приём: индивидуальный устный опрос.

Устно объяснит расстановку знаков препинания (имя ученика).

У кого не так? Молодец!

Метод: беседа.

Приём: обобщающая беседа.

Итак, какие члены предложения мы называем однородными? Дайте развёрнутый ответ.

Молодцы.

Приведите свои примеры предложений с однородными членами.

Отличные примеры!

 А могут ли быть однородными члены предложения разных частей речи?

Приведите пример предложения, где однородные члены выражены разными частями речи.

Отлично, молодцы.

Метод: слово учителя, диктант.

Приём: цифровой выборочный диктант.

А теперь на практике закрепим эти сведения. Проведём цифровой распределительный диктант.

1 вариант записывает только номера предложений с однородными членами предложения, 2 вариант – с неоднородными. Кто не понял?

Читать предложения буду по 2 раза. Будьте внимательны!

1.За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса. 

2. Кирпичное административное здание выходит в переулок

3. Построена современная телефонная станция.

4. В нашей стране быстро развивается автомобильный, речной, воздушный транспорт.

5. Высокие металлические мачты идут через тайгу.

6. Белые, желтые, красные, минералы своими отложениями покрывают стены пещер.

7. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпурных, огненно-золотых красок.

8. Вдруг тревожное  конское ржание раздалось во тьме.

9. Современные реактивные самолеты являются удобным, быстрым средством сообщения.

10. Сочные белые щепки летели на росистую траву.

Метод: слово учителя.

Приём: инструктирующее слово.

А теперь проведём самопроверку. На доске написаны правильные варианты ваших записей. Проверьте с помощью них свои тетради. На это вам даю 1 минуту.

Итак, поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки.

(выставление отметок)

Молодцы, ребята!

Метод: слово учителя.

Приём: опрос.

А теперь давайте повторим, какие способы связи однородных членов предложения вам известны?

Хорошо.

Метод: наблюдение над языковым материалом.

Приём: наблюдение над союзной связью при однородных членах.

А сейчас будем работать следующим образом: (имена 2 учеников) работают по карточкам у себя в тетрадях. Я проверю их после урока. Остальные записывают под диктовку предложения и делают синтаксический разбор. К доске пойдёт (имя ученика).

Слушаем первое предложение:

Небо было там пурпурное, теплое и ласковое.

Пишем: Небо было там пурпурное, теплое и ласковое.

Отлично! У кого по-другому?

Второе предложение у доски разберёт (имя ученика).

Слушаем: Перед нами стояла не просто церковь, но произведение искусства.

Пишем: Перед нами стояла не просто церковь, но произведение искусства.

Ребята, обратите внимание на доску. У кого не так? Молодец!

Третье предложение пойдёт разбирать у доски (имя ученика).

Слушаем: Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин.

Пишем: Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин.

Молодец! У кого есть вопросы?

(выставление отметок)

Метод: опрос.

Приём: фронтальный опрос.

Итак, какие же союзы могут соединять однородные члены предложения? Дайте полный ответ.

Молодцы!

Приведите свои примеры с любыми из названных союзов.

Замечательные примеры. Отлично справились с заданием.

(выставление отметок)

Метод: языковой разбор, слово учителя.

Приём: комплексный разбор, инструктирующее слово, индивидуальный опрос у доски.

А сейчас выполним упражнение 332 на 192 странице учебника, чтобы вспомнить правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения. Работать будем так: записываем предложения (первые 5) в тетрадь, расставляя и объясняя знаки препинания. Не забудьте выделить орфограммы, которые вам нужно объяснить в тексте.

 Кому не понятно?

У доски первое предложение разбирает (имя ученика)

Определи тип сказуемого.

У кого не так? Молодец!

Следующее предложение у доски разбирает (имя ученика).

Определи тип сказуемого.

У кого есть вопросы? Отлично.

Третье упражнение у доски объяснит (имя ученика).

Также определи тип сказуемого.

Умница! У кого по-другому?

Следующее предложение у доски разберёт (имя ученика).

Не забудь определить тип сказуемого.

У кого не так? Молодец!

И последнее предложение у доски разберёт (имя ученика).

Верно.

У кого есть вопросы?

Метод: опрос.

Приём: фронтальный опрос.

Итак, сформулируем правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения, приводя свой пример к каждому правилу.

Молодцы, всё верно!

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Запись в тетрадях:

У ног его две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молотокподпилки

Устный ответ:

Найдём грамматическую основу предложения. Оно осложнено однородными подлежащими, соединёнными интонацией, и деепричастным оборотом.

Устный ответ:

Однородные члены – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении, связанные сочинительной связью.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.

То яркие, то тусклые фонарики горят.

Да. Поскольку один и тот же член предложения может быть выражен разными частями речи.

Олень двигался неторопливо (наречие), с достоинством (существительное с предлогом), трубя громко, перерывами (деепричастный оборот).

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Запись в тетрадях:

1 вариант: 1, 4, 6, 7, 9.

2 вариант: 2,3,5,8,10.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Самопроверка.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Устный ответ:

Однородные члены предложения могут быть связаны при помощи перечислительной интонации и при помощи сочинительных союзов и интонации.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Запись в тетрадях (на доске):

Небо было там пурпурное, теплое и ласковое.

Устный ответ:

Найдём грамматическую основу предложения. Оно осложнено однородными сказуемыми, соединёнными интонацией и одиночным соединительным союзом и.

Запись в тетрадях (на доске):

Перед нами стояла не просто церковь, но произведение искусства.

Устный ответ:

Выделим грамматическую основу предложения. Оно осложнено однородными подлежащими, соединёнными противительным союзом но. Перед ним ставим запятую.

Запись в тетрадях (на доске):

Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин.

Устный ответ:

Сделаем синтаксический разбор предложения. Оно осложнено однородными дополнениями, соединёнными повторяющимся разделительным союзом или. Разделяем однородные члены запятой.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Устный ответ:

Однородные члены предложения соединяют только сочинительные союзы.

Существуют:

- соединительные союзы (и, да (в значении и), и…и, ни…ни);

- противительные (а, но, да (в значении но), же, зато, однако);

- разделительные (или, либо, то…то, не то…не то);

Будущее светло и прекрасно.

Я немного поколебался, однако сел.

Я поеду теперь либо на Дальний Восток, либо на север.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Запись в тетрадях (на доске):

1) Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

Выделяем грамматическую основу предложения. Оно осложнено однородными сказуемыми (составные глагольные сказуемые), соединёнными противительным союзом но. Следовательно, ставим запятую.

Запись в тетрадях(на доске):

2) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена?

Выделяем грамматическую основу. Предложение осложнено однородными сказуемыми (простое глагольное сказуемое), соединёнными разделительным союзом или. Так как союз повторяется, то между однородными членами ставим запятую.

Запись в тетрадях (на доске):

3) По утрам я упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов.

Делаем синтаксический разбор предложения. Сказуемое в этом предложении простое глагольное.Предложение осложнено однородными обстоятельствами, соединёнными противительным союзом а. Ставим перед ним запятую.

Запись в тетрадях (на доске):

4) Приют наш мал, зато спокоен.

Найдём грамматическую основу предложения. Тип сказуемого: составное именное. Оно осложнено однородными сказуемыми, соединёнными противительным союзом зато. Следовательно перед ним нужна запятая.

Запись в тетрадях (на доске):

5) Ночью ветер злится да стучит в окно.

Сделаем синтаксический разбор предложения. Сказуемое – простое глагольное. Оно осложнено однородными сказуемыми, соединёнными одиночным союзом да (в значении и). Запятая не нужна.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Устные ответы:

1) Если однородные члены предложения не соединены союзами, то между ними ставится запятая. (Быстро замелькали оголённые рощицы, болотца, возвышенности, развалины домов.)

2) Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными одиночными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, тоже, также. (Она говорила мало, но толково.)

3) Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, либо, да (=и). (Звёзды меркнут и гаснут.) Если же эти союзы повторяются, то между однородными членами ставится запятая. (Я и ненавижу, и презираю, и негодую, и возмущаюсь, и боюсь.)

На доске:

1 вариант: 14679;

2 вариант:

235810.

Карточка 1, карточка 2

3) Изучение нового материала.

Метод: слово учителя.

Приём: объяснительный монолог учителя.

А теперь мы познакомимся с приёмом парного соединения однородных членов предложения. Такие предложения используются в художественных и публицистических текстах как одно из сильных выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов предложения в таких конструкциях выступают антонимы.

Метод: слово учителя.

Приём: репродуктивная беседа.

Скажите, какие слова мы называем антонимами?

Верно.

В случае попарного соединения однородных членов союзом и запятая перед союзом не ставится.

Метод: языковой разбор

Приём: синтаксический разбор.

Запишите предложение:

Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал послушною слезой.

Найдите в нём однородные члены предложения, подчеркните их и расставьте знаки препинания.

Метод: опрос.

Приём: индивидуальный устный опрос.

Устно объяснит нам расстановку знаков препинания (имя ученика).

Молодец! У кого есть вопросы?

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Устный ответ:

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Запись в тетрадях:

Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал послушною слезой.

 

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Устный ответ:

Делаем синтаксический разбор предложения. Находим грамматическую основу . Это предложение осложнено однородными сказуемыми, которые соединены союзами и и а. Союзы и повторяются, но перед ними запятые не нужны, так как они попарно соединяют однородные сказуемые. Перед противительным союзом а мы ставим запятую.

4) Комментирование домашнего задания

Метод: слово учителя.

Приём ведущее слово.

Запишите в дневники домашнее задание. Вам нужно повторить способы связи и расстановку знаков препинания однородных членов предложения, выполнить 337 упражнение. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы.

Кто не понял?

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Запись в дневниках:

Повторить способы связи и расстановку знаков препинания однородных членов, упр. 337, письменно.

5) Итоги урока

Метод: беседа.

Приём: обобщающая беседа.

Итак, сегодня мы повторили материалы прошлого урока. Ещё раз вспомните, как могут быть связаны между собой однородные члены предложения?

Какой новый приём вы сегодня узнали?

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Устные ответы.

Однородные члены предложения могут быть связаны при помощи перечислительной интонации и при помощи сочинительных союзов и интонации.

Мы познакомились с приёмом парного соединения однородных членов.

Приложение.

Карточка 1                                                          Фамилия, имя, класс______________________________                 

    Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выделяя однородные члены предложения.

Учился читать да писать а выуч...лся петь да пл…сать.

Р...скройте тайну ж…ланий м…тивов личности и вы увид…те личность ее личность ее суть.

Св…ю столицу – раскидистую размашистую широкую с её (не)ск…нчаемой сут…локой больших улиц электрическими огнями реклам – мы любим всё.

(Не, ни) Кремля (не, ни) его зубч…тых стен, (не, ни) его тёмных переходов, (не, ни) пышных дв…рцов его описать невозможно.

Карточка 2                                                                  Фамилия, имя, класс________________________________

    Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выделяя однородные члены предложения.

Сегодня в Москве насчит…вается свыше сотни различных выст…вочных залов гал…рей и центров изобр…зительного искус(сс)тва.

Со…нце бл…стело и на только что распустивш…йся листве и на м…лодой траве и на всходах хл…бов и на ряби быстрой реки.

Он сохр…нил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и реч… живую и веру гордую в людей.

Рож… густая рослая т…мнеет и волну…тся вдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами

Урок-практикум по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Обстоятельство как член предложения"

Цель данного урока: закрепить понятия о дополнниии определении; дать понятие об обстоятельстве; показать роль обстоятельства в речи; развивать навыки синтаксического разбора; формировать привычку к ре...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...

Конспект урока по русскому языку для 8 класса_ Роль второстепенных членов предложения

Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Роль второстепенных членов предложения"...

Урок русского языка по теме "Как связаны однородные члены" в 8 классе

Материал содержит повторение о словосочетании и предлоении, средствах сочинительной связи и рекомендации по организации работы на уроке...