ОТКРЫТЫЙ УРОК в 7 классе: «Эти удивительные наречия»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Засыпкина Жанна Александровна

Тема урока:  «Эти удивительные наречия»

Цель: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о наречии как части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЭРТИЛЬСКИЙ  МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ

 ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕМА   ОТКРЫТОГО  УРОКА:

«Эти удивительные наречия»

По основной дидактической цели тип урока:

обобщение и систематизация знаний.

7 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ:    ЗАСЫПКИНА ЖАННА  АЛЕКСАНДРОВНА

                                                                                     

Февраль 2016 год

                                               Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 7 классе

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный  момент.

Цель: проверка готовности обучающихся к работе, их настроя на работу.

 Приветственное слово учителя:

Слайд

Вступительное слово учителя.

Спит нежный снег.

Давно открыт букварь зимы.

Его ещё не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула чёрной буквою синица.

Она звенит, как маленький звонок,

Ребята, начинается урок.

Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Мотивация  к учебной деятельности.

Цель:   способствовать формированию положительной учебной мотивации.        

  1. - Слово учителя.

Учитель.

–Здравствуйте! Присаживайтесь.  Обратите внимание на слайд.

Слайд

Учитель. Из какого произведения этот текст? (М. Шолохов, рассказ «Судьба человека») Слайд.

– В конце урока мы с вами решим, почему отрывок из этого произведения взяла на сегодняшний урок.

-Мы с вами говорили, что наиболее часто встречающиеся части речи – это существительное, прилагательное, глагол.

Прочитайте и подумайте, какая еще часть речи встречается в тексте довольно часто? (Наречие)

-Назовите их.

– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Наречие).

  1. В тетрадях записываются дата и тема.

- Я назвала так: Эти удивительные наречия.

– Как бы вы определили цель нашего урока…

– Задача нашего урока  - расширить известные нам сведения о наречии.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Записывают тему урока.

Формулируют цель урока

Личностные:
Формирование  эмоционального настроя на урок. Самооценка готовности к уроку.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем.

Регулятивные:

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

3

Актуализация знаний.

Цель:  обобщить знания, полученные при изучении этого раздела и углубить представление о строении словосочетаний и предложений.

-Готовясь к уроку, вы работали в группах, провели большую поисково-исследовательскую работу. И каждая из групп поделится результатами своих исследований, представив, по желанию, свой кластер.

- Свою работу представляет группа «Теоретики»

1.Что такое наречие?   Слайд

2.Каков секрет названия? Слайд

3.Какое место по употреблению занимает среди других слов?

Работа в группах

Проверяем.               Слайд

Личностные:

Выражение положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше;                                                                         знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)

Регулятивные:                                                         предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. 

4

Первичное закрепление

Цель: умение применять знания в практической деятельности.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.    Слайд

Текст Шолохова.

Ученик. – Задание  группам. Выберите из текста наречия и докажите свою точку зрения.  

-Мы обобщили результаты своей работы, составив кластер.

Учитель. – А что такое кластер?

Слайд

Учитель. – На уроках по теме наречие мы знакомились со смысловыми группами наречий и убедились, что они уточняют время, место, причину, образ действия.

– Я бы хотела обратить ваше внимание на наречие неспешно.

- К какой смысловой группе оно относится? Только ли об образе действия говорит вам это наречие?

-Представьте себе неспешно шагающего мужчину. Что вы можете сказать о его чувствах? (Он идет задумчиво, словно рассуждая о чем-то, словно анализируя свою жизнь).

– А теперь вдумайтесь в смысл наречия в предложении волнующе.

– Что это говорит о состоянии человека? (волнение, переживание)

Учитель. – Следовательно, наречие не только служит для уточнения места, времени, образа действия, но и для выражения состояния души человека.

Учащимся предлагаются карточки  с фрагментом текста.

Каждый учащийся работает в индивидуальном темпе. Наиболее продвинутые ученики выписывают больше  словосочетаний.

За каждое выписанное словосочетание учащийся получает 1 балл. И даже дети, плохо справившиеся с заданием (выделившие 1-2 словосочетания), получают баллы, что стимулирует их к дальнейшей  активной работе на уроке.

Взаимопроверка в группах.

Слайд

Личностные:
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные:

Оценка деятельности;  саморегуляция .

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: осмысление, соотнесение новой информации с имеющимися знаниями.  

2 группа. Исследователи.

Ученик. – Мы занимались словообразованием, анализом с целью выяснить

Слайд

  1. Какие способы словообразования характерны для наречия?
  2. От каких частей речи они образованы?
  3. С помощью каких морфем образуются  наречия?

Страница 4. Выполнить у доски.

Ученик. – Хочу обратить ваше внимание на то, что при проведении словообразовательного и морфемного анализа нужно помнить, что наречие- это неизмен. ч. речи и у него никогда нет окончания.

Иначе получится, так как в стихотворении, которое мы нашли, готовясь к семинару.

Слайд

Говорят, наречия

Совсем не изменяются.

Это очень даже просто проверяется.

Слово очень мы возьмем.

Оченями, оченем…

Да, уж непонятно нам:

Нету слова оченям!

Для примера мы тогда

Взяли слово никогда.

Начинаем изменять:

Никогдам и никогдать.

Да и здесь один ответ:

Никогдов на свете нет!

Верно, что наречия совсем не изменяются, вовсе не спрягаются

И даже не склоняются!

Слайд

Ученик. Результаты нашей работы представлены на слайде.

 

Ученик. – Работая со словарем, мы пришли к выводу, что наречие образуется от  многих частей речи.

Вверх ← верх (сущ)

Доверчиво ← доверчивый (прил)

Наглухо ← глухой (прил)

По-моему ← мой (местоимение)

Вдвое ← два (числ)

Обиженно ← обиженный (прил)

Лежа ←лежа (дееприч)

Кое-где- где (прист.)

Ученик. – Вы видите, что наречие могут быть образованы от разных частей речи. Также и разнообразны и способы словообразования.

Слайд тот же. По щелчку добавляется способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный

Ученик. – Надеюсь, вы теперь можете выполнить следующее задание (задание группам)

Слайд

«Найди лишнее наречие».

  1. Вниз, издалека, влево, вначале.
  2. Лежа, снова, сидя, шутя.
  3. Наудачу, благополучно, наизнанку, насилу.
  4. – Найдите лишнее наречие, докажите свою точку зрения и произведите морфемный и словообразовательный анализ.

Регулятивные:

Оценка деятельности;  саморегуляция .

Личностные: способность самооценки своих действий.

6

Творческая работа 

Цель: Осмысление, соотнесение новой информации с имеющимися знаниями

3 группа. Слайд

Учитель. – Интересную работу провела группа Историков.

Ребята, которые занимались исследованием этимологии, то есть происхождением наречий.

Ученик.

– Мы работали со словарем под редакцией Шанского Н.М. и предлагаем вам результаты своей работы

Слайд

Внутрь

Настежь

Дотла

Исподтишка

Вдребезги

Учащиеся делают вывод.

Ученик. – Зачем необходимо это знать?

 (1. Это интересно с точки зрения истории языка.

2. Это необходимо знать с точки зрения орфографии, чтобы правильно писать наречия).

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание, преобразование информации из одной

формы в другую.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7

Физкультминут

ка.

- Я вижу, что вы немного устали, пришло время немного отдохнуть. Поскольку сегодня мы повторяем наречия, то разминка будет связана с ними.

Ребята выполняют  комплекс упражнений.

 

Личностные:
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

8

Создание проблемной ситуации.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений

в собственной деятельности

Учитель:  4 группа. «Грамотеи»

Слайд

Мы решили, что на других уроках русского языка достаточно много говорили о правописаниях наречий. И сейчас давайте вспомним об этом, выполнив наши задания.

Зрительный диктант с продолжением.

Вашему вниманию представлены слова. Прочитайте их. А теперь я буду диктовать, вы записывать, обозначать орфограммы графически, рядом записывать 2 слова с этой же орфограммой.

1)Наотмашь

2)По-русски

3)Невдалеке

4)До смерти

5)Никогда

– По одному человеку выходят к доске.    

4)Идти вглубь, 4)поймать на лету, 4)закрыть вплотную, 2)по – лисьи  хитер, 2)по – новому петь, 2)волей – неволей, 1)выйти замуж, 1)настежь распахнуть, 5)нигде, 5)некогда, 4)насилу убежал.

-Это группа грамотеев включала 2 подгруппы (пишу правильно и говорю правильно)

Мы работали над выявлением ошибок в употреблении наречий, которые наиболее часто встречаются в нашей устной и письменной речи.

– Предлагаем вашему вниманию результаты нашей работы и просим вас прокомментировать.

– Прочитайте. Найдите ошибки в употреблении наречий. Запишите только те предложения, которые помогут вам избежать  ошибок в речи.

Слайд.

  1. Обратно(опять) проливной дождь пошёл.
  2. Мальчик навзничь упал на землю и ткнулся лицом в ладони.
  3. Реки в Сибири ужасно(очень) глубокие.
  4. Вперед(сначала) надо подумать, а потом отвечать.
  5. Отряд двинулся в путь, спереди(впереди) шел Володя.
  6. Иван, держитесь более свободнее(свободно).

Учитель: Устно составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами.

Какие (простые, сложные, осложненные)?

Учитель: Прочитайте предложения, расскажите о нем.

Индивидуальная работа

Работа в группах.

Ученик: Мы работали с предложениями, а теперь предлагаем вам другое задание. Запишите слова и поставьте ударение.

Слайд. Мельком, донельзя, до смерти, по двое, тотчас, без умолку, щекотно, доверху

Ученик. Интересно работать с наречиями. Интересно потому, что мы многое узнали, открыли для себя.  В своей речи мы часто употребляем фразеологизмы и удивительно то, что в них часто встречаются наречия. Наречия позволяют точно и четко судить о том явлении, о котором говорят.

Галопом по Европам (быстро) Не гони галопом по европам.

Бирюком жить(одиноко) Так и остался бирюком  на всю жизнь

Согнуться в три погибели (очень сильно) ГНУЛИ В ТРИ ПОГИБЕЛИ САННЫЕ ПОЛОЗЬЯ

Держи карман шире ( Напрасно ждёшь, не получишь …

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации.    

Умение анализировать языковой материал.

Построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника.

Регулятивные: Планирование своих действий,   адекватное восприятие оценки учителя, оценка правильности выполнения действия,   внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

9

Закрепление полученных знаний. Подведение итогов.

Учитель: А теперь еще раз прошу обратить ваше внимание

Слайд. Русский язык необыкновенно богат наречиями. Они делают его речь точной, осмысленной и выразительной.

М. Горький

4. Итог.

Учитель: Вспомните содержание нашего сегодняшнего урока и скажите, прав ли был М. Горький, который считал, что русский язык необыкновенно богат наречиями…….

Чем полезен был сегодняшний урок?

Что открыли для себя?

Наречие- это часть нашего языка и так как в стихотворении

Родная речь – Отечеству основа.

Не замути божественный родник

Храни себя: душа рождает слово,

Великий святорусский наш язык.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы бережно относились к родному языку и к той части речи, о которой мы сегодня говорили.

Учитель: И в заключение. Как вы думаете, почему на сегодняшнем уроке звучал отрывок из произведения М. Шолохова «Судьба Человека»?

Ответы учащихся:

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

10

Рефлексия.

Цель: обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке.

 Организация рефлексии учащихся. 

1. Что было важным на уроке для каждого из вас?
2. Над чем задумывались во время работы?
3.Что нового открыли для себя?
4. Все ли получилось? Что нужно, чтобы получилось?

5. Что пожелали бы вы своим одноклассникам?
6. Какая работа понравилась?

Слайд.

-Заполните таблицу и подсчитайте количество баллов. Оцените результаты собственной деятельности на уроке.

 

У кого были затруднения, напишите вопросы.

Учитель комментирует высказывания ребят,  дает оценку работы класса, объявляет  отметки, полученные в процессе работы.

Оценки. Озвучить

-С помощью наречий оцените свое эмоциональное состояние на уроке, свою работу.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность по определенным критериям

 

Регулятивные:

Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Личностные: Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

11

Домашнее задание.

Слайд

1.Найти в произведениях художественной литературы наречия и проанализировать их роль в тексте.

2.Написать мини-сочинение с использованием наречий на тему: «Зима недаром злится».

3.Составить мини-диктант на наиболее трудные в орфографическом плане написания наречий.

4.Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл  высказывания М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями. Они делают его речь точной, осмысленной и выразительной».

Спасибо за урок ! 

Ученики выбирают вид работы (дифференцированный подход к выполнению  домашнего задания).

Записывают домашнее задание в дневник, контролируют соседа справа.

Личностные:
Проявление познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"

Презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"  Данная презентация создавалась по материалам Интернет-ресурсов. Цель урока - повторить изуч...

План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....

Урок русского языка по теме "Удивительное наречие"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Наречие"     Базовый учебник:Русский язык:Учеб. для  7 класса. / М.Т.Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская  и др. - М.:Просв...

Презентация по русскому языку к уроку "Удивительное наречие", 7 класс

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц ...