Совершенствование процесса обучения глухих школьников.
учебно-методический материал по теме

Федотова Светлана Викторовна

Выступление на МО учителей русского языка в коррекционной школе по теме "Совершенствование процесса обучения глухих школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshch._mo.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Горбатовская областная специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат для глухих и позднооглохших детей»

Выступление на методическом объединении

учителей русского языка и трудового обучения

по теме

«Совершенствование процесса обучения

глухих  школьников»

                                                                                     Подготовила

                                                                            учитель русского языка

                                                                                    Федотова С. В.

Октябрь, 2018 год

 

 Основной задачей, стоящей перед современной школой для глухих детей, является разностороннее развитие личности обучающихся, создание условий для приобщения их к жизни в обществе, включения в производительный труд. Решение этой задачи требует дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, реализации потенциальных компенсаторных возможностей развития глухих детей. Для этого необходимы совершенствование содержания, методов обучения, активизация самостоятельной учебной деятельности обучающихся, внесение рациональных организационных изменений в структуру учебного процесса.

   В современной системе обучения языку глухих школьников широко используются разнообразные приемы и методы обучения. Так, в системе обучении языку глухих школьников (С.А. Зыков, А.Г. Зикеев, Л.П. Носкова и др.) рекомендуется проводить систематические и целенаправленные наблюдения самих фактов и явлений языковой действительности, широкое их сопоставление, выявление различных связей и отношений между единицами разных уровней.

     Например, на уроках русского языка  большая часть грамматических сведений должна не сообщаться в готовом виде, а добываться школьниками в процессе анализа предложений разных структур, конструирования языковых единиц.  Правила или определения языковых категорий не обязательно  давать  для заучивания, выводы и определения  могут являться результатом самостоятельных действий обучающихся, направляемых педагогом.

     Повышению познавательной активности и самостоятельности глухих          обучающихся содействует использование в процессе обучения проблемных ситуаций. Работа организовывается таким образом, что дети самостоятельно отыскивают или актуализируют из прежнего опыта нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить. При этом внимание учеников обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности.

.   Совершенствованию процессов обучения способствуют использование разнообразных методов и средств обучения. К средствам обучения относятся: слово учителя, учебники, учебные пособия, книги; учебное и лабораторное оборудование, наглядные пособия, дидактические материалы; технические средства обучения (телевизоры,  кодоскопы,  видеомагнитофоны); звукоусиливающая аппаратура, специальные средства программированного

обучения (программированные учебные пособия типа «Видимая речь», «Мир за твоим окном»), специальные средства трудового обучения.

Выбор метода предполагает учет уровня развития, особенностей характера, темперамента детей, их склонностей и интересов.

Можно выделить три группы методов:

• методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности;

• методы стимулирования и мотивации учения;

• методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (Ю.К. Бабанский).

В группе методов стимулирования и мотивации учения можно выделить формирование (самоформирование) познавательных интересов и формирование (самоформирование) долга и ответственности в учении. К методам контроля и самоконтроля эффективности обучения можно отнести: устный, письменный и лабораторный, программированный и  непрограммированный контроль и самоконтроль.

    В последние годы значительно возросла роль технических средств обучения, поставивших на новую основу и словесные, и наглядные, и практические методы обучения (внедрение звукопроизводящих устройств, видеозаписи, телевидения, машин-репетиторов, автотренажеров, компьютеров и др.). Использование ТСО позволяет познакомить глухих  обучающихся с окружающим миром во всём его многообразии и развитии.

    Для совершенствования процесса обучения глухих школьников необходимо использование инновационных технологий.

       Традиционная технология – технология, построенная на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При этом преподнесение обучающимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика. Корень этих проблем лежит не в настрое этих детей, а в процедуре, которую задает эта технология.

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия. Самым сильным негативным фактором, заложенном в объяснительно-иллюстративных технологиях обучения является выполнение учебных действий в принудительном режиме. Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знания ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день.     

Применение компьютерных технологий. Здесь можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной). Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих школьников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
К 
личностно - ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям  школы.
Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Данная  структура включает в себя следующие подсистемы:
1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.
2) психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.
3) опыт, включающий знания, умения, привычки.
4) направленность личности, выражающее ее потребности, мотивы, интересы.
     Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения в определённой степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика.    

Технологии компенсирующего обучения  предусматривает диагностико-коррекционные программы, с помощью которых выявляются и

корректируются дефекты развития детей, предпринимаются дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учеников.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку  (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть.

   Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
•  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
•  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
•  взаимообучение, диалогические методики;

   Нельзя забывать, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха.

Вывод :

Для совершенствования процесса обучения глухих школьников необходимо искать и использовать новые, современные методы активного обучения, больший упор делать на личностно-ориентированные технологии обучения, применяя  развивающее обучение, используя современные формы, средства и методы проведения уроков. Необходимо искать такие формы подачи материала, которые отличались бы наибольшей визуализацией, использовать программы информационной поддержки процесса обучения.

+ к през. Категория  Непрерывная система образования — важное условие социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в современном обществе

(Е.Г. Речицкая)……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование процесса обучения как условие повышения качества знаний

Данный материал можно использовать для подготовки выступления на педсовете,методическом семинаре....

Пути совершенствования процесса обучения аудированию в условиях модернизации Российского образования (английский язык).

Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые п...

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

Основы методики и организации самостоятельных занятий в процессе обучения и совершенствования техники настольного тенниса.

Данная методическая  разработка  раскрывает вопросы построения тренировочного занятия, планирование и дозирование физической нагрузки, а так же правил  самоконтроля за состоянием органи...

Совершенствование самостоятельной работы студентов в процессе обучения английскому языку

Одна из главных задач подготовки к жизни подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к профессиональной деятельности. Это требование времени, социальная задача, котор...

«Направления совершенствования процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств».

Педкампус. Итоговая работа по теме "Направления совершенствования процесса обучения умственно-отсталых учащихся с применением программно-методических средств"...