"Буквы А-О в корнях -КАС- - -КОС-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Помошникова Наталия Вячеславовна

Учащиеся расширят понятийную базу об орфограммах в корнях слов, познакомившись с орфограммой «Буквы А-О в корне –КАС- - -КОС - ", сформируют умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать; будут развивать умение формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_a-o_v_kornyah_-kas-_-_kos-.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема урока: Буквы А и О в корне -КАС-  и -КОС-.

Цель урока:

содержательная: расширение понятийной базы об орфограммах в корнях слов, знакомство с орфограммой

«Буквы А-О в корне –КАС- - -КОС - «

деятельностная: формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать;

                                развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.

Планируемые результаты:

Предметные: осуществляют выбор букв а – о в корне -кас– /– кос-, умеют распознавать слова с чередующимися корнями - кас-/-кос-и применять правило их написания; владеют навыками морфемного разбора слов.

Задачи урока:

Образовательные

1. Выявить условия выбора букв А-О в корнях слов

2. Формировать навык написания букв А-О в корнях –КАС- - -КОС-.

3. Развить умение формулировать определение понятий.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Совершенствовать орфографические навыки и умения.

Развивающие:

1.        Осуществление системно - деятельностного подхода.

2.         Развитие внимания.

3.        Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  • формировать логические умения;
  • развивать умение опираться на уже известное, на собственный опыт.

Воспитательные:

1.        Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2.        Воспитание ценностного отношения к слову;

3.        Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

  • формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к проявлению креативных  способностей;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.

Регулятивные УУД: 

  • осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
  • принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносят необходимые коррективы и изменения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном.
  • адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные УУД:

  • организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену  информацией;
  • обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Познавательные УУД: 

  • структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, работают по алгоритму
  • объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Методы: сочетание словесных, наглядных, практических методов обучения.

Формы работы: самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа.

Формы контроля: индивидуальные задания (дифференцированный подход), фронтальный опрос, задания по карточкам.

Раздаточный материал: Таблица “Знаю – хочу узнать – узнал”; записи на доске; карточки с заданиями, оценочный лист

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: 

«Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители -  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

   - компьютер,

   - проектор,

   -  учебник,  

  - раздаточный материал (таблица, алгоритм),

   - словари русского языка (орфографический, толковый);

Используемая литература:

  1.  «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11», автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
  2. «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
  3. Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И.  Соколова.
  4. Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2014, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.        

               Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com)  

Технологическая карта урока

№ п/п

Основные этапы организации учебной деятельности

Задачи  этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1

Мотивация к  учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.        

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Открываем свои тетради, подписываем число, классная работа.

Готовятся к восприятию информации.

Записывают дату  в тетрадях.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний и фиксация  индивидуального затруднения в пробном учебном  действии.

Актуализировать знания учащихся о правописании корней с чередованием. Организовать выполнение пробного действия, зафиксировать индивидуальные затруднения.

– Прочитайте написанные на доске слова.  

-Запишите,  выделенные слова, обозначьте корень слова.

-Назовите известные вам орфограммы в корнях этих слов. (ответы детей)

-Что общего в правописании корней –лаг-/-лож- и –раст-/-ращ-/-рос-(ответы детей)

-Проверяются ли ударением слова? (ответы детей.)

-Заполняем первый столбик таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

Слушают, Объясняют известные орфограммы.

Заполняют первый столик таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

Познавательная: уметь систематизировать учебный материал, полученный ранее.

Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение слушать речь других.

3

Выявление места и причины затруднения

Выявить место и причину затруднения

-Прочитайте оставшиеся слова? Что вы заметили? (ответы детей)

-Как вы  думаете, от чего зависит написание этих слов? (ответы детей)

Выявляют место и причину затруднения

Коммуникативная: Умение обсуждать возникающие проблемы, выдвигать версии.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Согласовать и зафиксировать тему и цель урока. Построить план и определить средства достижения цели.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Какую задачу вы поставите перед собой на уроке?

-Сформулируйте тему  и цель урока.

Заполняем вторую колонку таблицы “Знаю – хочу узнать – узнал”.

Предлагают и согласовывают тему урока, в коммуникативной форме формулируют цель.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: умение слушать речь других.

5

Открытие нового знания (реализация)

Создать условия для использования новых знаний в учебной ситуации.

Организация деятельности учащихся.

- Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и самим постараться определить условия выбора о-а в корнях –кас-/-кос-.

– Попробуйте сформулировать правило, не заглядывая в учебник.

Стихотворение для заучивания:

Если видишь, что за корнем

появился суффикс А.

То, без всякого сомненья,

Корень « -КАС-» пиши всегда.

Работа по учебнику. Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений».

Выполнение упр. 184.-коллективное выполнение с комментированием.

Формулируют правило. Работа с учебником, составляют алгоритм рассуждения. Проверка задания «по цепочке».

Регулятивные: умение учащимися выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, определение основной и второстепенной информации.

6

Первичное закрепление новых знаний.

Зафиксировать умение писать буквы а – о в корне -кас– /– кос-. 

Раздаёт карточки №1, предлагает выполнить ряд заданий на закрепление изученной нормы в парах.

-Ребята, внимательно прочитайте словосочетания. Найдите слова на изучаемую сегодня орфограмму и выпишите словосочетания, в состав которых входят эти слова. Сравните с эталоном.  

 Работа в парах, применяя нормы, проверяют, сравнивают с эталоном.

Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать свой выбор, выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, считаться с мнением товарища. Регулятивные: контроль формы с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонения от эталона, коррекции результата.

 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, упражнение на концентрацию внимания

Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - приседаем.

Сл…жить вещи.

Первое сл…гаемое.

Зар…сли кустарника.

Предл…жить блины.

Р…стительный мир.

К…снуться чуда.

Выр…щенный цветок.

К…саться рукой.

Точки соприк…сновения.

Березка подр…сла.

Не к…саются влаги.

8

Применение полученных знаний

Отработать практические навыки по данной теме.

Работа в группах по четыре человека.

Упражнение с самостоятельным придумыванием учащимися задания.

Учащимся раздаются карточки №2:

– Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание. Не забывайте о теме урока.

– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов? (ответы детей)

– Как можно быстро выполнить это задание в группе? (ответы детей)

– Какие словосочетания можно включить в первый (второй…) ряд и почему? (ответы детей)

– Приведите свои примеры на каждый вид орфограммы, с которой вы сейчас работали.(ответы детей)

– Обсудите работу в группах. Кому вы благодарны? Кто на ваш взгляд хорошо работал в группе? Почему не получилась работа в группе?(ответы детей)

– Нам осталось самое важное - проконтролировать себя и оценить.

Учащиеся работают в группе. Контролируют и оценивают себя и сверстников.

Регулятивные: контроль результата учащегося  по заданному эталону с целью обнаружения отклонений от эталона, коррекция, оценка результата.

Коммуникативные: 

Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, оценку действий одноклассников.

9

Самоконтроль и самопроверка по эталону.

Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Закрепить умение писать гласные а и о в корне -кас-/-кос-

Предлагает выполнить самостоятельно задание.

Задание выполняется на карточках №3 с дальнейшей проверкой.

-Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните изучаемую орфограмму.

- Поменяйтесь карточками и проверьте работы друг друга по эталону.

Оцените работы по следующим критериям:

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

3 и более - 2

 Самостоятельная работа, далее анализ работы, оценивание себя по критериям, которые предлагает учитель.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё подлежит усвоению.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения.

10

Рефлексия

Дать качественную оценку работы класса

 - Какова была цель сегодняшнего урока? (ответы детей)

-Удалось ли нам достичь ее? Объясните свою позицию/ или докажите это. (ответы детей)

– А кто может сформулировать это правило? (проговаривание правила и заполнение последнего столбика таблицы).

-Поделитесь своими впечатлениями от урока. Продолжите фразу: «Сегодня на уроке…»

Оцените свою активность на уроке с помощью заполнения оценочного листа.  

 Заполняют последний столбик таблицы. Проводят самоанализ своей работы.

Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения, контроль. Личностные: формирование мотивации к учению.

Коммуникативные: умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

11

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Предлагаю записать домашнее задание. (Объяснение домашнего задания).

Для всех: п.36, упр. 186  

На выбор учащихся: составить карточку  или написать небольшое сочинение на тему «Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается».

Записывают домашнее задание, определяют для себя уровень дифференциации домашнего задания.

Приложение

Оценочный лист учащегося

Фамилия, имя____________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Этап урока

Оценка деятельности

Оценка работы в группе, в паре

Актуализация знаний, формулировка темы, целей урока

Открытие нового знания

1.

2.

3.

4.

Первичное закрепление

1.

2.

3.

4.

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Учебный тренажёр по теме: Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож.

Учебный тренажёр по теме: "Правописание слов с чередующимисягласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож" поможет учащимся отработать орфограмму, а учителю провести экспресс-диагности...