Род имён существительных
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока на тему : "Род имён существительных".

Презентация:

"Род имён существительных"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imyon_sushchestvitelnyh.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Род имён существительных. 

Тип урока: комбинированный урок 

Планируемые результаты урока (Универсальные учебные действия):

познавательные: умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, умение составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы;

регулятивные: выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока; обобщать и делать выводы;

коммуникативные: работать в малых группах по определенному заданию; развитие связной монологической речи и коммуникативной активности учащихся;

личностные: сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование урока: проектор, карточки, учебник, тетради

Ход урока:

1.ОРГ.МОМЕНТ

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Павловна. Сегодня я буду вашим проводником в мир русского языка, а именно в чудесные края, где правит его величество Имя Существительное.

В это путешествие мы отправимся с вами на скоростном поезде «Сапсан». (Слайд 1) Кто-нибудь знает, в честь кого поезд получил свое название? (Поезд назвали в честь птицы. Сапсан – самая быстрая птица, и вообще живое существо, в мире.) (Слайд 2) А почему поезд назвали в честь самой быстрой птицы? (Т.к. поезд очень быстро едет. Поезд способен развивать скорость до 350 км/ч. Но в реальности на российских железных дорогах он развивает скорость до 250 км/ч).

Но чтобы нам дали билеты на этот поезд нужно правильно ответить на вопросы и выполнить задания.

Игра "Да - нет" (У каждого есть сигнальные карточки: зелёный – да, красный – нет)

  • Имя  существительное - это часть речи? (Да!)
  • Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
  • Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
  • Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
  • Имена  существительные  обозначают   предмет? (Да!)

Игра «Найди слово»

Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к имени существительному. Обратить внимание детей на то, что слова могут стоять в падежной форме.

Слова: слон, пел, дня, нота, прекрасный, солнечный, книги, ослику, школьный, школа, ушел, цветы.

На билетиках записаны слова и дети в зависимости от того какое слово получили должны сесть в свой вагон.

(1 группа: капель, зима, сосулька, лужа. 2 группа: дождь, гром, холод, мороз. 3 группа: облако, небо, солнце, золото.)

У каждого из вас есть билеты, без которых невозможно сесть на поезд. На ваших столах также есть красные и зеленые карточки. Они нам понадобятся при проверке правильности выполнения заданий. За активную работу на уроке и правильно выполненные задания команда будет получать вагончики. Из них в конце занятия каждая команда соберет поезд. У кого состав будет длиннее, та команда и победит. Давайте проверим, все ли правильно заняли свои места. Пассажиры вагона имен существительных женского рода, прочитайте слова на своих билетах. (Далее пассажиры вагона существительных мужского и среднего рода.)

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

- Поскольку поезд наш скоростной, то мы сделаем всего пять остановки. Три из этих остановок соответствуют названию ваших вагонов, о четвертой остановке вы узнаете по прибытии, ну а пятая - конечная. Исходя из названий наших вагонов, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Род имен существительных). (Слайд 3)

Какие цели перед собой поставим?

- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске): (Слайд 4)

1. Узнать больше … (об имени существительном).

2. Учиться определять…( род имён существительных).

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).

Ребята, обратите внимание, сегодня на уроке должны быть оценены все ученики, поэтому каждый из вас получит вот такой лист оценивания (Слайд 5)

Давайте выберем капитанов ваших групп

- Ну что ж, в путь!

3.РАБОТА НАД ТЕМОЙ

Мы отправляемся со станции «Вспоминай-ка!»

Давайте вспомним, что мы знаем о роде имён существительных. (Слайд 6)

1. Станция «Красавица зима». (Слайд 8)

- А вот и первая станция! Что за время года на слайде? Какого рода это существительное? (Женского рода.) Скажите, пожалуйста, а как вы определили, что это имя существительные женского рода? (Подставили местоимения.) Как вы думайте, имена существительные какого рода живут на этой станции? (Женского.)

- А сейчас я предлагаю вам применить знания на практике. Давайте прочитаем стихотворение, с которым вы будете работать на этой станции. (Слайд 9)

Как вы знаете, поезд движется по определенному расписанию. И на каждую остановку отводится определенное время. Для выполнения этого здания вам предоставлено 2 минуты.

Задание 1. Прочитайте стихотворение А. Барто «Зимний сон». Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Найдите имена существительные женского рода, подчеркните их с именами прилагательными, если таковые имеются.

Зимний сон

Мне ноч..ю снились горы…
Высокая
г..ра,
Та самая, с которой
Катались мы вчера.
Мы до
д..ревни ближней
Неслись по
целине,
И
ноч..ю снег и лыжни,
Бл..стящий снег и лыжни
Всё время снились мне.
Агния Барто

Непаханая, не подвергавшаяся ещё обработке земля.

- Проверяем задание. Если все верно, поднимаем зеленые карточки, если, есть ошибки, поднимаем красные. (Команда, которая выполнила задание первой, читает правильные ответы, остальные проверяют.) Итак, задание выполнено верно. Команда получает жетон.

- Ребята, что вы узнали о жителях этой станции? Какие имена существительные мы относим к женскому роду? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые дружат с жителями этой станции?

2 станция. «Таинственный лес». (Слайд 11)

- Познакомьтесь с жителями этой станции. (На слайде: гриб, колокольчик, медведь). Какого рода эти существительные? Какие вспомогательные слова мы можем подставить к этим существительным, чтобы убедиться, что они мужского рода? (Он мой.)

- Давайте прочитаем стихотворение Ирины Токмаковой об этом времени года. (Слайд 12)

На той станции тоже нужно выполнить задание.  Обратите внимание на то, что в этом упражнении два задания. Задание под буквой «а» обязательно для всех. Задание под буквой «б» выполняют те, кто быстро справится с первым заданием. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты.

Задание 2.

а) Найдите в стихотворении имена существительные мужского рода, выделите окончания.

Хорошо в лесу зимой,

Лес украшен бахромой,

Звонкий снег искрится,

Иней серебрится. 

               Ирина Токмакова

б)Найдите словосочетания, соответствующие схемам:

  1. прил. + сущ. (м.р.)
  2. сущ. (м.р.) + глаг.

- Ребята, как мы можем отличить жителей этой станции от имен существительных женского рода? На какой вопрос отвечают имена прилагательные, которые мы употребляем вместе с существительными мужского рода?

В лесу живут очень весёлые ёлочки, одна из них приглашает нас потанцевать.

ФИЗМИНУТКА (Слайд 13 )

3 станция. «Зимнее утро». (Слайд 15 )

Как вы думаете существительные какого рода живут на этой станции? А сейчас приступайте к выполнению задания. Время выполнения задания 1 минута.

Задание 3.  (Слайд 16)

Подчеркните в тексте имена существительные среднего рода в единственном числе. Выделите окончания у имен прилагательных, которые относятся к существительным среднего рода.


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как
бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в
окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на
солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
                                   А.С.Пушкин

- Итак, скажите, пожалуйста, какие имена существительные мы относим к среднему роду? На какой вопрос будет отвечать имя прилагательное, если его поставить рядом с существительным среднего рода?

- Молодцы! Хорошо усвоили материал. Теперь отправимся на следующую станцию.  

4 станция. «Молодчина» (Слайд 18)

- На этой станции живут вот такие ребята:

Забияка, вредина, молодчина, неряха, зазнайка, задира, умница, молодец. (Слайд 19)

К какому роду отнесём эти слова.

1.Знакомство с теоретическим материалом ст.12-13. (Слайд 20)

2. Осознание полученных знаний, упражнение 281.

5 станция «Снежинка» (Слайд 22)

- У нас осталась последняя станция. А вот и она!  На этой станции зима, как и сейчас у нас с вами. На этой станции я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы усвоили материал урока. (Слайд 23)

Перед вами 12 слов, все они пронумерованы. Ваша задача определить род каждого из них и занести номера, под которыми записаны эти слова в таблицу. Это и будет код спасения земли.

1.Сосулька  
2.Суроб  
3.Иней   
4.Лежебока
5.Время
6.Вьюга

7.Непоседа 
8.Радость

9.Впечатление
10.Снеговик
11.Молодец
12.Облако

(Слайд 24)

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род

2, 3, 10

1, 6, 8

5, 9, 12

4, 7, 11

«5»

«4»

«3»

Нет ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

IV. Подведение итогов.

- Мы совершили с вами прекрасное путешествие по родам имени существительного. Давайте вспомним, какие существительные мы относим к женскому роду? Какие к мужскому? Какие к среднему роду?

Выставление оценок.

Команды считают количество вагончиков.  Участники команды, у которой самый длинный поезд, получают медальки.

Вернёмся к листу оценивания (Слайд 25)

- Я хочу поблагодарить вас за сегодняшний урок. А также пожелать вам быть такими же быстрыми в получении новых знаний, как птица сапсан в своем полете.

Рефлексия (Слайд 26)

Домашнее задание: (Слайд 27)

Карточки:        

А и В) Перепишите текст, вставьте пропущенные имена существительные. Обозначьте их род.

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает ……….., хлопьями осыпается легкий серебряный ………. В темном высоком ……. видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних ……….

Но и в морозной зимней ……… продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ………. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными ………… совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем ………. скрытая от людей жизнь.

С) Составьте небольшой текст о зиме, используя имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Исходный текст.

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд...

Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный урок по технологии развития критического мышления "Словообразование имён существительных"

Урок создан по модельной технологии развития критического мышления. Включает разнообразные приёмы работы....

степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных

сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....

Презентации "Образование множественного числа английских имён существительных. Существительные-исключения."

Презентация "Образование множественного числа английских имён существительных. Существительные-исключения."...

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных

Дидактический материал по орфографии. И, Е в окончаниях существительных. Правописание окончаний имён прилагательных....

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...