Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Говор Христина Александровна

Урок русского языка в 6 классе по теме "Деепричастие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Повторение темы «Деепричастие»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

1.Образовательные: закрепление сведений о деепричастии; выработка умения правильно использовать и выделять деепричастия и деепричастные обороты; преодоление ошибок в употреблении деепричастий.

2.Воспитывающие: воспитание любви и интереса к родному языку, истории мировой культуры, создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации ребёнка как личности.

3.Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, стимулирование и развитие мыслительных процессов, коммуникативных навыков при работе в группах.

Задачи урока: формирование умения работать с текстом, развитие способности анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность; развитие коммуникативного умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в группах.

Методы и приёмы: слово учителя, фронтальный опрос, фронтальная беседа, работа с текстом, использование ИКТ, вопросы для закрепления знаний, нахождение изучаемого языкового явления, вопросы для осмысления, усвоения и закрепления знаний, устная проверка.

Оборудование:

  • презентация к уроку
  • маршрутные листы
  • оболды

Предварительная подготовка: учащиеся разделились на группы, придумали им названия, выбрали руководителей.

Ход урока:

Эпиграф:

Повторение-мать учения.

1.Организационный момент

Я рада видеть всех!

Добрый день!

Улыбнуться друг другу не лень?

Если нет-  хорошо, не ленитесь,

Посмотрите вокруг, улыбнитесь

Да скорее за дело беритесь.

На вопросы мои отвечайте,

И пятёрки скорей получайте.

-Успехов вам, друзья!

     Прежде чем начать работу,  мне хотелось бы узнать, с каким настроением  вы сегодня  ко мне пришли. Выберите квадратик, соответствующий вашему настроению: хорошее- зелёный, не очень хорошее- жёлтый, совсем нет настроения- красный. Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и продуктивно.

2.Сообщение целей

    Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие, о чём вы были предупреждены заранее. Вы распределились на группы, придумали им название, выбрали руководителей. Сейчас уважаемые руководители озвучат нам названия своих групп. Спасибо.

     Путешествие должно быть не только интересным, но и познавательным и иметь свою цель. Определить нам эту цель поможет эпиграф к уроку. Прочитайте, его, пожалуйста. Что вы сейчас прочитали? Правильно, вы прочитали пословицу. А в пословицах, как известно, содержится народная мудрость. А теперь вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках. А теперь соотнесите смысл пословицы с  материалом прошлых занятий и сформулируйте цель сегодняшнего путешествия. Правильно, мы сегодня будем повторять, обобщать и систематизировать знания, приобретённые в ходе изучения темы «Деепричастие».

 И последнее: сейчас мы озвучим непременные правила нашего путешествия. Закончите мои высказывания:

1.Сначала думаем….

2.Ответы наши должны быть только…

 Ну что: наша цель сформулирована, правила озвучены, остаётся определить ся с маршрутом. А узнать его вам поможет лексическое значение слова. Как называется  запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений (Лабиринт).

 Где вы встречались с лабиринтами в повседневной жизни?
А раньше это было большое здание со сложно расположенными переходами в Древней Греции и Египте. Лабиринты распространены во всем мире в виде уникальных изображений или сооружений и характерны для всех известных культур.

     Самый знаменитый лабиринт западного мира - это лабиринт царя Миноса на острове Крит в Древней Греции .Его построил древнегреческий архитектор Дедал. Согласно мифам, в этом лабиринте жил Минотавр. Кто это? (Минотавр- получеловек-полубык). Кому из вас известен миф о Минотавре? Действительно, афинский герой Тесей прошел через лабиринт и убил этого получеловека-полубыка. Древнегреческому герою Тесею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен появилось выражение «нить Ариадны». Что оно означает? (путеводная нить). За что Тесей убил Минотавра? Хотите узнать подробности этой интересной истории и попутешествовать по лабиринту?    

       Мы узнаем эти подробности, пройдя ряд испытаний в этом самом лабиринте. Испытаниями будут вопросы и задания, с помощью которых вы выйдете целыми и невредимыми из него, узнаете историю лабиринта царя Миноса, а главное, повторите, обобщите и систематизируете знания по теме «Деепричастие».

      Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут ваши знания, умения и практические навыки. Но кого эта нить выведет из лабиринта первыми, мы узнаем в конце урока.

    Я думаю, что сегодня вы все справитесь с заданиями и на выходе из лабиринта вас ожидают положительные отметки. Будьте внимательны! Счастливого пути!

    Итак, мы входим в лабиринт. В каждом лабиринте есть тупики, из которых мы и должны найти с вами выход. За каждый правильный ответ на вопрос по дороге к этому выходу вы получаете драхму-  главенствующую с 5 века до н. э. в греческом государстве  валюту. Драхма (греч. – dráttō,) – “брать в горсть” .  Брали в горсть небольшие серебряные или золотые палочки, которые назывались – оболы. Ими рассчитывались за товары и услуги приблизительно с 10 века до нашей эры. Сегодня наградой за каждый правильный ответ будут оболды. Дополнительный оболд даётся команде, которая в любом тупике будет готова первой дать ответ.

3.Фронтальная работа

Тупик 1.

 «Теоретическая разминка» 

Нам необходимо продолжить высказывания:

1.Деепричастие-  это …

2.Деепричастие имеет признаки….

3.Признаки глагола у деепричастия….

4.Признаки наречия у деепричастия…

5.Деепричастия бывают … и … вида…

6.Не с деепричастием пишется …, кроме ….

7.Деепричастия образуются ….

8.В предложении деепричастие является…

9.Деепричастный оборот-это…

10.Деепричастие или деепричастный оборот на письме….

4.Групповая работа

Тупик 2. «Найди деепричастия» 

А сейчас подробнее узнаем о лабиринте Минотавра. Ваша задача- выписать из деепричастия, которые вы увидите в предложениях, повествующих о начале этой загадочной истории. Свою готовность показываете светофориками.

1.Легендарный афинский герой Тесей совершил много подвигов, очистив родную землю от чудовищ и разбойников.

2.Он отправился на остров Крит, задумав убить Минотавра.

3.Минотавр- чудовище, съедавшее каждые девять лет семь юношей и семь девушек.

4.Царь Минос, узнав, что афиняне убили его сына Андрогея, наложил на них эту дань.

5.Скорбя по юным жертвам Минотавра, афиняне уже в третий раз снарядили корабль с чёрными парусами.

6.Увидев общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани.

Итак, вы узнали начало истории и выписали деепричастия. Теперь проверьте свои ответы, посчитайте и запишите количество правильных ответов. Допишите недостающие слова.

Самопроверка  

Очистив

Задумав

Узнав

Скорбя

Увидев

Из какого предложения вы не выписали слово? Почему? Что такое причастие? Что общего у причастий и деепричастий?

Поставьте набранное количество оболдов: за каждое верное слово вы получаете 1 оболд, который сегодня будет равен одному баллу.

Тупик 3 «Кто здесь лишний?» (слайды 26, 27)

Выпишите  «лишнее» деепричастие. Обоснуйте свой выбор. Как образовано это деепричастие ? (Ответ-слайд 28).

Если вы верно выбрали слов, вы заслужили один оболд, запишите это.

5.Физкультминутка

Тупик 4 «Отдохни

     Сейчас мы немного отдохнем. Встаньте, закройте глаза. Представьте себе, что мы идем по лабиринту. (Шаг на месте). Чтобы пройти, нам нужно набрать побольше воздуха. (Поднимаем руки вверх и вдыхаем, опускаем руки вниз и выдыхаем). У нас на пути Минотавр. (Бег на месте). А вот его нагоняет Тесей. Мы можем уже не бежать, а спокойно идти. (Шаг на месте). Смотрите, а вот и Ариадна протягивает нам нить, держите ее скорей, она поможет нам выбраться из лабиринта. А теперь открываем глаза, садимся на место и продолжаем путь.

 6. Индивидуальная работа по карточкам

Тупик 5.  «Зоркий глаз»

Продолжаем путешествие по лабиринту Грозного Минотавра. Сейчас вы должны  в своих маршрутных листах найти задание к тупику №5. Вставьте в слова пропущенные буквы и знаки препинания

1.Прекратить уплату можно было только убив Минотавра.

2.Подумав Тесей решил вступить в бой с ним.

3.Призвав на помощ. Богов юноша отпр.вляется на Крит.

4.Увидев прекрасного юношу-героя Ариадна, доч. царя Минея, полюбила его.

5.(Не) представляя своей жизни без возлюбленного она реша.т во что бы то ни стало сп.сти его.

6.Приняв  это решение Ариадна тайно от отца даёт Тесею острый меч. и клубок ниток.

Взаимопроверка

За каждое предложение, в котором вы верно расставили знаки препинания, вы получаете 1 оболд. Посчитайте их общее количество и запишите.

Тупик 6  «Редакторы» (дифференцированное задание)

Итак, Тесея и всех, обречённых на смерть, привели на растерзание Минотавра в Лабиринт. Чтобы узнать продолжение этой истории, необходимо выполнить следующие задания:

1 и 2 группа: преобразовать предложения, используя в них деепричастные обороты. Каждый из группы  берёт по одному предложению. Когда составите предложения, проверьте друг друга. Преобразованные предложения необходимо записать в маршрутный лист. (Работа с карточками)

1.Тесей привязал у входа в лабиринт конец нитки клубка и пошёл по бесконечным запутанным переходам Лабиринта.

2.Всё дальше шёл юный герой, чтобы отыскать Минотавра.

3.Он прошёл почти половину пути и нашёл Минотавра.

4. Минотавр наклонил голову и с грозным рёвом бросился на юного героя, и начался бой.

5.Тесей убил Минотавра и по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек.

3 и 4 группа: расставить знаки препинания в предложениях, проверить друг друга (работа с карточками):

1.Привязав у входа в лабиринт конец нитки клубка Тесей пошёл по бесконечным запутанным переходам лабиринта.

2.Всё дальше шёл юный герой отыскивая Минотавра.

3.Пройдя почти половину пути он нашёл Минотавра. 

4.Наклонив голову Минотавр с грозным рёвом бросился на героя, и начался бой.

5.Убив Минотавра Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек.

Самопроверка:

1.Привязав у входа в лабиринт конец нитки клубка, Тесей пошёл по бесконечным запутанным переходам лабиринта.

2.Всё дальше шёл юный герой, отыскивая Минотавра.

3.Пройдя почти половину пути, он нашёл Минотавра. 

4.Наклонив голову, Минотавр с грозным рёвом бросился на героя, и начался бой.

5.Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек.

За каждое верно преобразованное предложение 1 и 2 группы и за каждое предложение, в котором вы правильно расставили знаки препинания, вы получаете 1 оболд. Посчитайте их общее количество и запишите.

7.Индивидуальная,  групповая работа

Тупик 7 «Экзамен!!!»  

     У выхода из Лабиринта их встретила Ариадна. Узнать, что было дальше, вам поможет следующее задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1.Радостно приветствуя героя,

1) корабль собирался в обратный путь

2) были сложены венки из роз

3) Ариадна встретила всех спасённых от Минотавра

4) водились весёлые хороводы

Самопроверка:

Один оболд за правильный ответ.

        Итак, радостно приветствуя героя, Ариадна встретила всех спасённых от Минотавра.

     А теперь победителю а этой нелёгкой схватке нужно позаботиться и  о спасении гнева Бога Миноса, который никак не ожидал такой развязки. Опять тупик. Для выхода из него нам надо выполнить ещё одно подобное задание, только самостоятельно.

1.Прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей криптян,

1) началось снаряжение корабля в обратный путь

2) Тесей быстро снарядил свой корабль

3) корабль отправился в Афины

4) Ариадна полюбила Тесея

Самопроверка.

8.Рефлексия

Тупик 8. «Придумай-ка быстрей!»

     А сейчас составьте и запишите одно предложение, используя деепричастие или деепричастный оборот, чем интересно и полезно было для вас сегодняшнее путешествие по Лабиринту. Выберите самое удачное, на ваш взгляд, предложение и озвучьте его.

     Как вы считаете, достигла мы сегодня цели нашего урока-путешествия?

Молодцы! А сейчас подсчитаем количество оболдов на столах. Та группа, которая набрала наибольшее количество этих денежных единиц, прибавит 1 оболд к той сумме, которую мы выведем сейчас. Подсчитайте количество оболдов в своих маршрутных листах. А теперь дайте самостоятельную оценку своей работе. Если вы набрали  оболдов, вы получает отметку «5», если  «4», если  «3».

     Ну вот и подошла к завершению наша работа. Я думаю, что вы и в дальнейшем сможете выйти из любого тупика. На этом заканчивается наше путешествие по Лабиринту, но не заканчивается его история.

9.Домашнее задание

     В связи с этим я предлагаю:

1. Дома более подробно познакомиться с этой историей. Поможет вам в этом литература: Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Дневник путешественника». В этом дневнике необходимо поделиться  впечатлениями о сегодняшнем уроке, используя деепричастия и деепричастные обороты

3. Подготовить презентацию на тему «Лабиринт Минотавра».

(Второе задание обязательно для всех)

10. Оценивание учащихся

     А теперь я хотела бы попросить вас поднять квадратик, соответствующий вашему настроению. Спасибо за урок. До новых интересных встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...