Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологические признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательного в речи; уметь рассказать о прилагательном в форме научного описания, доказать принадлежность к имени прилагательному в форме рассуждения, определять морфологические признак и прилагательного, употреблять прилагательные в  речи.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: ученик должен пожелать осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_teme_prilagatelnoe.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Тема урока  «Имя прилагательное как часть речи.»

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятие о роли прилагательных в речи, формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определять синтаксическую роль.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые  образовательные результаты

Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологические признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательного в речи; уметь рассказать о прилагательном в форме научного описания, доказать принадлежность к имени прилагательному в форме рассуждения, определять морфологические признак и прилагательного, употреблять прилагательные в  речи.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: ученик должен пожелать осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно- демонстрационный материал

Презентация по теме урока.

Основные понятия

Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания  и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Форма организации взаимодействия

Формируемые умения ( универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

-Дорогие ребята, наш урок я хочу начать  словами из стихотворения «Сказка про краски», которые помогут нам окунуться в мир  необыкновенных открытий:

…Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим,     красным

 Пусть же все на свете будет

 Удивительно прекрасным.

Демонстрирубют гогтовность к уроку.Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:

Планируют  необходимые денйствия, операцииэ

Коммуникативные: работают в парах( обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи.

2Актуализация и пробное учебное действие

Эвристическая беседа по теме урока

Сегодня на уроке мы будем научными исследователями и откроем  часть речи, которая уже немного известна из  начальной  школы.

-Какие 3 группы частей речи вам известны?

(самостоятельные. Служебные и междометия)

- К какой группе относится прилагательное ?

-Почему прилагательное является самостоятельной частью речи?

(Отвечает на вопросы, может употребляться в речи  без других слов- одно слово)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная

Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполнение учебно-познавательного действия, осуществляют  операции классификации, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы.

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Ребята. Сейчас я прочитаю текст ( текст на слайде).

 Зинаида Николаевна Александрова  «Родина»

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- Какие слова помогают  точно,

выразительное, образное описать предметы, встающие в памяти при слове « родина»?

-Что обозначают эти слова? (Каково значение этой части речи ?) (Признак предмета)

_Какой именно признак предмета обозначают слова:

Старый-

Толстый-

Ромашковый-

Родной –

Красная-

- А теперь прочитайте текст без прилагательных.

-Чем отличается второй  вариант текста от первого?

Физкультминутка:

Влево, вправо повернуться,

Шаг шагнуть.

Вперед нагнуться.

Слушают, рассматривают учебные пособия, выполняют задание.

Фронтальная

Личностные:имеют желангие осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Познавательне: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают  недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают  вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы

4.Целеполагание и построение  проекта выхода из затруднениея

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связанных рассказов об изученных нормах.

Ознакомление в заданием

-С сегодняшнего дня мы будем подробно изучать имя прилагательное.

-Какая орфограмма встретилась в названии этой части речи?( чередование гласных в корне слова)

- Как вы понимаете смысл названия части речи?

(Приложенное, добавленное к  чему-то)

-К чему прилагаются?

(К существительному. Это  вечный саутник существительного, как нитка за иголкой, зависит от него. Как только прилагательное расстается с существительным, само превращается в существительное:

Рабочий день – рабочий,

Постовой милиционер – постовой)

Сегодня мы должны  занести наши открытия в  таблицу, которую будем собирать постепенно

Признак предмета

Значение

Вопросы

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством учителя составляют план работы над заданием

Индивидуаль

ная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Познавательные: системактизируют знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят неболоьшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Задают вопросы  для уточнения информации.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связанных рассказов

- Вы знаете, ребята. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5-е.

-Когда же чаще всго мы используем прилагательные?Прочитайте тексты, придите к общему мнению: какой текст представляет описание природы, какой- описание внешности(может включать описание чувстив, душевных переживаний), какой- описание животного,птицы,вкакой текст представляет отрывок из хкдожественной литературы, в котором велика роль прилагательных

1. « По всем дворам кололи звонкие березовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили руками тугое сладкое тесто»

2.У моей бабушки открытое лицо, высокий лоб. Из-под черных бровей  на меня смотрят карие глаза, в уголках которых затаилась грусть, ласка. Морщинистое лицо..Черные с проседью волосы зачесаны назад. На ней простое темное  платье. На коленях сложены мозолистые руки,которые сделали много добрых дел.

   Лицо бабушки освещено какой-то внутренней красотой, которая, может быть, и незаметна на первый взгляд.

3.Красные грудки снегирей, голубовато- серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

4….Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно….

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот  пришли морозцы –

И зима настала…

                 И.З.Суриков «Зима»

Вывод6 особая роль принадлежит прилагательным  в создании впечатляющих картин природы, где исполь зуются образные прилагательные –эпитеты.

Найдите их в отрывкек из стихотворения  Ивана Захарьевича Сурикова «Зима», выпишите их вместе с существительными, от которых они завися.(из первой строфы)

( темный лес,  под  шапкой чудной)

 - Назовите синоним к слову «чудный»

-На какой вопрос отвечают  эти эпитеты (Какой? )

Работа с заданием, Формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают точку зрения.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные::

Читают т слушают, извлекая нужную информацию

Задают вопросы для уточнения информации.

6. Первичное закрепление с комментирование во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

- Но прилагательные могут отвечать и на другие вопросы.А на какие, мы сейчас определим

Работа в группах.

Задание.:найдите прилагательное из пос ледней строфы стихотворения И.З.Сурикова «Зима», выпишите вместе с существительным, задайте от существительному к прилагательному вопрос.Каким членом предложения являются эти прилагательные?

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот  пришли морозцы –

И зима настала…

(Ответ:

Дни (Чьи?)Божьи – определение

Дни (каковы?) коротка - сказуемое

Заволнение 1-го столбика таблицы (2-ой и 4-ой строфы).

-Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

1-я,2-я группы. Темный лес.

3,4 группы. Шапкой чудной

Изменилось ли прилагательное( Да, как и существительное)

Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает определить падеж?(Существительное)

-Посмотрите на существительные. Какие морфологические признаки отличают их друг от друга?(Род, число)

-Определите род и число существительных.

Могут ли быть существительное и прилагательное разного рода?

(Нет, они согласуются)

_Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (Нет)

Вывод: прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

-Собираем таблицу. Заполнение 1-го столбика 3-ей строчки.

Формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации( из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия. Операции, работают по плану.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устнын ответы, письменная работа

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений не основе текстов учебников

Самостоятельная  работа , выполнение разных по сложности упражнений

Упражнения 568, 569, 570, отвечают на вопросы, делают вывод о синтаксической роли прилагательных в предложении

Индивидуальная, групповая

ПознавательныеУстанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений

АПисьменная работа.Задают вопросы для уточнения информации.

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Игра «Найди лишнего»

_Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не является прилагательным.:

Умный, оранжевый, мороз, зеленеет, отзывчивый, ловкий, девочки, скромный,старательный, требовательный, радостные, темнеют, острый, сильный, удивительный, необъятный.

Игра «Снежный ком»

Подобрать как можно больше  прилагательных к существительным

1группа – день

(ясный, пасмурный, теплый, холодный)

2-я группа – небо

(ярко-синее, ясное, лазурное, угрюмое, высокое, мутное, серое, низкое, темное, туманное).

3-я - воздух (прозрачный, сырой, туманный, легкий, морозный)

4-я - снег (глубокий, хрупкий, темный, рыхлый, зернистый, ноздреватый, пушистый)

Отгадайте загадки..(Задание выполняется по группам)

1группа.

Бежит свинка, железная спинка,

Льняной хвостик. ( Игла)

2группа.

Черный Ивашка

Деревянная рубашка.

Где носом поведет,

Там заметку кладет (Карандаш)

3группа

Белая скатерть всех одела(Снег)

4 группа.

Зверь хищный, ражий, красный, для зверей опасный (Лиса)

«Найди  лишнее словосочетание».В каких словосочетаниях прилагательные не обозначают цвет?

С серой шерстью, серам утром;

Черным дымом,

Черную весть.

Как называются прилагательные ,употребленные в этих словосочетаниях? (Слова с переноснм значением)

Для  чего нужны прилагательные?( Для образности  нашей речи, ее яркости. С помощью прилагательных у существительных можно описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.

Поэтому прилагательные говорят о себе так:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха,ни звука.

Но еслы нас к ним приложить,

 Им веселее будет жить

Вывод:

-О чем мы сегодня с вами говорили? ( О прилагательном)

- А еще мы говорили о человеке и восприятии им мира и окружающих вещей,умении видеть красоту и любить родину.

- Какие трудности были в работе и как вы их перодолевали?

_Понравилось ли вам на уроке и какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных карточек.Урок понравился -  карточку с улыбающимся лицом, нет – с грустным.

Домашнее задание.Параграф 102, упр. 571,повторить орфограмму №5

Формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку знения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, выполняют задание, отвечают на вопросы, делают выводы.Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения  информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"

Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...