Урок №1 по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Чернышова Ульяна Николаевна

Урок разработан совместно с Коноваловой А.Ю. Автор Чернышова У.Н., редактирование презентации Коновалова А.Ю. Урок апробирован в 5-6 классах по УМК Г.Г.Граник и УМК Т.А.Ладыженской

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

                                                          Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Лексика»

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Цель деятельности учителя: способствовать открытию знаний по теме «Лексика»:

- познакомить учащихся с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомить с толковыми словарями.

- использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.

Задачи урока

Образовательные способствовать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста :

Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

      - развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие у развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы мения формулировать проблему;

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

       Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • обобщение   и  систематизация знаний о лексике, изобразительно-выразительных средствах русского языка;
  • работа с  толковыми словарями разных авторов, в том числе обращение к электронным словарям и справочникам.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате  чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.

Оборудование: тексты, словари, в том числе электронные  (с закладками), инструкции, памятки, ключевые слова на карточках; учебник, мультимедийная презентация, текст сказки «Колобок»;

  • Интерактивная доска, ПК;
  • мультимедийный проектор;

                                                             Ход урока:

                

                                                                     Эпиграфы:  «Слово — исключительная способность                   человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»

                                                                                                                                      В. И. Даль

         

                                                                                           Начинает сказка сказываться.

                                                                                                                                                (Слайд 3)

  1.  Вступительное слово учителя:

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

  1. Беседа с классом

- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о словах.

 Объявление темы и цели урока. (Слайд 1-2)

- Прочитаем эпиграфы нашего урока. (Слайд 3)

- Посмотрите на экран, что вы видите? (хлеб) (Слайд 3)

- Запишем в тетради пословицу. (Слайд 4)

                                 

                                         «Хле… – всему    г…лова»

- Вставим пропущенные буквы.  Проверим.

Работа у доски

- Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.

[ХЛ΄Э́П]        

- Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека? (ответы)

     (Слайд 5)

- Послушаем стихотворение о Хлебе. (Читает подготовленный ученик)

Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

- Действительно,  “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.  И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.

     (Слайд 6)

- В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А  умели ли эти люди говорить? (ответы)

- Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.

- Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.

- Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают? (ответы)

- Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга?  Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)

- Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ  (Слайд 7)

- Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)

- Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)

- К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.

- Посмотрите на доску. В каком случае будет предложение, а в каком – набор слов? (Слайд 8)

- Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении? (утвердительные ответы)

- Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.

- Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. (Слайд 9)

- А составителем первого «Толкового словаря живого великорусского языка» был Владимир Иванович Даль (Слайд 10)

- Толковые словари - это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.

  1. Работа со словарем

 

- Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.

Словарная статья  (Слайд 11)

»хлеб - плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2) Сеять х. Сдача хлеба государству. Х.- всему голова (посл.).

»хлеб - хлеб то же, что и пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-нибудь ([ устаревший, устаревшая форма ] и прост.).

» хлеб - хлеб такие злаки Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.

» хлеб - хлеб средства к существованию, заработок. Эта работа - верный х.

» хлеб - хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия Круглый, высокий х. Ставить хлеба в печь.

» хлеб - хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки (в значении №2) Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также [в переносном значении ] : о пропитании, пище вообще).

- Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа? (Слайд 12)

- Он вам знаком? Кто это? (Колобок)

- А откуда пришел к нам этот Колобок?

- Молодцы! Он пришел нам из сказки «Колобок».

- Обратимся к эпиграфу (Слайд 13)

                                                                                     

                                         Начинает сказка сказываться.

- Ребята, как вы думаете, откуда эти слова? (из сказки). Что они нам обещают? Они погружают нас в удивительный  мир волшебства! В сказку, в которой любимые герои отправляются в путь-дорогу, где им обязательно встретятся испытания. Поднимите руки, кто из вас НЕ любит сказки? Давайте вспомним, какие сказки мы знаем? (ответы)

Работа у доски:

- Молодцы! Поработаем у доски.

Морфемный разбор слова СКАЗЫВАТЬСЯ.

Работа со словарем

- Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?

(Слайд 14)

КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.

- Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)

- Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы) (Слайд 15)

- Вы верно подметили. Все эти слова  произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ. (Слайд 16)

  1. Работа с текстом сказки

- Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.

(Слайд 17)

1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.

- Где здесь ТЕКСТ? (1) 

- Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)

- Хорошо. Какова тема  текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка)

- Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Физминутка:

- Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка. 

- Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ? (Слайд 18)

- Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему? (ответы)

- Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.

Толковый словарь Ожегова. (Слайд 18-20)

СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.

ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.

КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.

- Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. А что же с ним случилось потом?

(Дети вспоминают и пересказывают вкратце сюжет сказки: сказка о том, как баба по просьбе деда испекла Колобок и "положила на окошко студиться". А Колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, встречал различных зверей (медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть Колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали.  Лисице Колобок тоже спел песенку, но она притворилась глухой и попросила Колобка сесть ей "на носок, да пропеть ещё разок". Колобок сел лисе на нос, та его и съела.)

- Молодцы! Вы очень хорошо знаете эту сказку. А можно рассказать все то же, но немного по-другому. Послушайте. Читает учитель:

     В сказке колобок создаётся стариком и старухой путем метения по амбарам и поскребания по сусекам как сферической формы хлеб, который внезапно оживает и убегает из дома. Сюжет сказки представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи с различными говорящими животными (представителями фауны), намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он путём не очень обоснованной логической индукции аргументирует свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой (выраженной в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы), съедает.

- Чем отличается мой рассказ от вашего? (Отличается стилем)

- Молодцы, вспомним стили речи. (Научный, разговорный и художественный стили)

- Хорошо, к какому стилю речи относится ваш рассказ? (К разговорному)

- Мой рассказ? (Ближе к научному)

- А  каким же стилем написан текст самой сказки? (Художественным)

- Какие признаки художественного текста мы видим в сказке «Колобок»? Поработаем с текстом. (Тропы: олицетворение, метафора; повторы и т.д. с примерами из текста сказки) 

- Верно! Вспоминая признаки текста, можем ли мы назвать сказку «Колобок» текстом? Связаны ли в ней слова по смыслу и грамматически?  (ответы)

- Какова же основная мысль этой сказки как текста? (Тема хвастовства и т.д.)

- В чем был неправ Колобок? (ответы)

- Верно, Колобок слишком много хвалился и много болтал, за это и пострадал. Вспомним песенку, которую пел Колобок:

(Слайд 21)                       Я Колобок, Колобок,

                                         Я по коробу скребен,

                                         По сусеку метен,

                                         На сметане мешон

                                         Да в масле пряжон,

                                         На окошке стужон.

                                         Я от дедушки ушел,

                                         Я от бабушки ушел,

                                         От тебя, ……., подавно уйду!

- Какие пословицы вы подобрали бы к этой сказке?

(работа вместе с учителем:

"Говори меньше, думай больше"

"Легко хвалится, легко и свалится".

"С умом задумано, да без ума сделано"

"Удерживай слово, когда оно навредить может" и др.

  1. Работа по вариантам

- Найдем в учебнике на стр. 127 (учебник 2001 года) какое еще значение имеют слова? (Грамматическое)

- Частично мы это уже затронули. Что же такое  грамматическое значение слова? (К грамматическому значению слова относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число)

- Для чего служит грамматическое значение слов? (Для связи слов в предложении)

- Итак, мы с вами выяснили, что слова имеют лексическое и грамматическое значение. Перед вами пословица:

                    I                                                     II

  ХОТЬ ХЛЕБА НЕТ, ДА ЛАСКОВОЕ СЛОВО БЫЛО БЫ.

- Можно сказать, что это предложение? (Можно)

- Почему это предложение? (Между словами есть грамматическая связь)

- Давайте, определим грамматическое значение выделенных слов (работа по вариантам)

(Слайд 22)                       ХЛЕБА – м.р., ед.ч., Р.п.

                                         СЛОВО – ср.р., ед.ч., И.п.

  1. Итоги урока. (Слайд 23)                      

- Итак, ребята,  что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? (ответы)

- А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?(Слайд 24)                       - Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.

- Вы сегодня хорошо работали. (Выставление оценок)

  1. Домашнее задание (Слайд 25)                      

Прочитать § «Слово и его лексическое значение», выполнить упражнение 328 (заполнить кроссворд) 

  1. Рефлексия. 

- Для того чтобы оценить нашу с вами работу, заполните анкету, которая перед вами на партах. Подчеркните ответ, соответствующий вашему настроению:

1.На уроке я работал

хорошо

плохо

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким  

длинным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

  1. www.douchit.ru/1-cdbhiea.php4
  2. www.litera.ru/stixiya/authors…mnogo-slov-na.html
  3. http://www.x-vim.info/s_3e9f18c.html
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/236730
  5. www.glinskie.ru/common/mpublic.php…
  6. hyaenidae.narod.ru
  7. http://festival.1september.ru/articles/210144/
  8. http://almaty-lit.ucoz.ru/publ/33-1-0-310


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: Слово и его лексическое значение Чернышова У.Н Коновалова А.Ю. Совместное творчество

Слайд 2

Цели урока: Познакомиться с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомиться с толковыми словарями. Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.

Слайд 3

Эпиграфы урока «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» В. И. Даль Начинает сказка сказываться.

Слайд 4

«Хле_ – всему г_лова» б о

Слайд 7

каждое слово имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 8

Где предложение? 1. Жить-быть старик со старуха. 2. Жили-были старик со старухой.

Слайд 9

Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях

Слайд 10

В.И. Даль составитель первого « Толкового словаря живого великорусского языка»

Слайд 11

ХЛЕБ хлеб - плоды, семена злаков, размалываемые в муку (в значении №2) Сеять х. Сдача хлеба государству. Х.- всему голова (посл.). хлеб - хлеб тоже, что и пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-нибудь ([ устаревший, устаревшая форма ] и прост.). хлеб - хлеб такие злаки Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню. хлеб - хлеб средства к существованию, заработок Эта работа - верный х. хлеб - хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия Круглый, высокий х. Ставить хлеба в печь. хлеб - хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки (в значении №2) Печеный х. Ржаной или черный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также [ в переносном значении ] : о пропитании, пище вообще).

Слайд 12

Кто это? КОЛОБОК!

Слайд 13

Начинает сказка сказываться.

Слайд 14

КОЛОБОК КОЛОБО́К , -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.

Слайд 15

Чем похожи слова: КОЛБАСА КОЛОБОК КОЛЕНО КОЛЕСО

Слайд 16

КОЛ ОБОК КОЛ БАСА КОЛ ЕСО КОЛ ЕНО От др.рус. слова КОЛО , т.е. КРУГЛЫЙ .

Слайд 17

Где ТЕКСТ? 1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. 2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.

Слайд 18

Что означает СУСЕК , КОРОБ ? СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках. ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п. КО́РОБ , -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.

Слайд 19

СУСЕК

Слайд 20

КОРОБ

Слайд 21

Песенка Колобка Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, От тебя, ……., подавно уйду!

Слайд 22

Определите грамматическое значение слов: I Х ОТЬ ХЛЕБА НЕТ, ДА ЛАСКОВОЕ II СЛОВО БЫЛО БЫ. ХЛЕБА – м.р., ед.ч., Р.п. СЛОВО – ср.р., ед.ч., И.п .

Слайд 23

ИТОГИ УРОКА Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому?

Слайд 24

Так почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?

Слайд 25

Домашнее задание Прочитать § «Слово и его лексическое значение» Выполнить упражнение 328 (заполнить кроссворд)

Слайд 26

Изображения взяты с сайтов: http://www.myminsk.com/shop/books/?cat=502&lng=eng http://www.biblion.ru/product/535769/ http://elitpodarok.com.ua http://slovari.donpac.ru/lang/ru/portrets/dvi/index.html http://lib.rus.ec/b/201525 http://samjang.livejournal.com/57463.html http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_04_02.html http://www.serpukhov-tut.ru/topic/1499 http://recept.deport.ru/vipehka_63/ http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/ http://www.liveinternet.ru/photo/smallwitch/post916389/ http://www.zavtra.com.ua/news/health/66426/ http://allday.ru/index.php?newsid=44032 http://eruditonline.ru/1469-umnaya-skazka-kolobok/ http://prima-kloun-ua.narod2.ru/kazki_dlya_malenkih/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...