Урок по теме "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Чернышова Ульяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Омонимы»

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Цель деятельности учителя: способствовать открытию знаний по теме «Омонимы»:

- познакомить учащихся с определением понятия "омонимы", продолжить  знакомить с толковыми словарями.

- использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.

Задачи урока

Образовательные способствовать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, различать омонимы и многозначные слова, употреблять омонимы в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста 

Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

      - развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие у развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы, развитие  умения формулировать проблему; 
  • развивать умение находить омонимы в художественном тексте и в словаре; продолжить развивать на основе сказки воображение и речь учащихся; пополнять словарный запас учащихся, развивать умение учащихся пользоваться словарем омонимов, способствовать развитию умения работать с текстом

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

       Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • обобщение   и  систематизация знаний о лексике, изобразительно-выразительных средствах русского языка;
  • работа с  толковыми словарями разных авторов, в том числе обращение к электронным словарям и справочникам.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате  чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.

Оборудование: тексты, словари, в том числе электронные  (с закладками), инструкции, памятки, ключевые слова на карточках; учебник, мультимедийная презентация, текст сказки «Колобок»;

  • Интерактивная доска, ПК; мультимедийный проектор

Работа организована в группах. Группы сформированы до урока.

Ход урока:

(Слайд 2)                                                            Эпиграф: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                                                                                    Паустовский К. Г.

I. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие сотрудники, начинаем новый урок русского языка. Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? Какие открытия вы сделали на предыдущем уроке? (Проверка домашнего задания)

II. Объявление темы урока. Определение целей урока.

  1. Работа с эпиграфом.

- Хотелось ли вам сделать ещё какие-нибудь удивительные открытия? Тогда – вперёд, к новым открытиям! Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Прочитайте его. Понятны ли вам слова К.Г.Паустовского? Как вы думаете, какое отношение они имеют к нашему занятию? (Мы продолжим разговор о красоте и богатстве русского языка. Наблюдения над лексикой русского языка мы ведём уже несколько уроков)

- А когда слово становится волшебным, красочным? (Когда мы общаемся, читаем, слушаем, то есть слово в тексте).

- Тема нашего урока – «Омонимы». Какое удивительное, красивое и загадочное слово, не правда ли? Как вы думаете, какое открытие мы сегодня сможем сделать? (Мы узнаем, что такое омонимы, научимся видеть их в тексте. Обсуждение в форме полилога)

- Обратимся ещё раз к эпиграфу.

-Как выдумаете, почему эти слова я взяла в качестве эпиграфа? (Наверное, мы проследим, как омонимы помогают делать нашу речь яркой, выразительной.)

- Так какие цели стоят перед вами на этом занятии? (Записываем на доске.) 

- Итак, первый, очень важный для исследователей этап определён – мы с вами поставили перед собой цели и будем разгадывать новые загадки. Помогут вам в этом знания, которые вы уже накопили.

- Русский язык, действительно, необычайно богат и выразителен. Часто это достигается с помощью тропов. Вспомним, что такое ТРОПЫ и что к ним относится? (Олицетворение, метафора, сравнение, эпитет. ТРОПЫ - это слова и выражения, употребленные в переносном значении)

- Молодцы! А с какими тропами мы уже познакомились? (Сравнение, эпитет)

- Скажите, пожалуйста, есть ли уже известные вам тропы в нашем эпиграфе? (Есть эпитеты)

- Назовите их? (Самый богатый, меткий, могучий, волшебный)

-Верно. А о чем говорится самый богатый, меткий, могучий, волшебный? (О русском языке)

- Конечно! Это наш родной язык самый богатый, меткий, могучий и волшебный! То же самое можно сказать и про русские народные сказки, они тоже богатые, меткие и иногда волшебные. Какой же волшебный сказочный персонаж присутствует на наших последних уроках? (Колобок)

(Слайд 3)

2. Работа с текстом в группах

- Верно, Колобок - наш маленький друг и помощник. Какую же сказку он приготовил нам сегодня? Чтобы это узнать, надо немного потрудиться. Для этого разделимся на 3 команды. (Каждая группа получает комплект из 7 карточек с частями сказки) 

- Перед вами карточки с различными частями сказки. Все мы с удовольствием собираем пазлы, так вот это - своего рода пазл. Мы с вами уже говорили, что любая сказка – это, прежде всего текст. А что нужно знать, чтобы правильно «собрать» текст? (В тексте предложения должны быть связаны между собой по смыслу и расположены в определенной последовательности)

- Молодцы! Об остальных признаках текста мы поговорим, когда сказка будет готова. Какая же команда лучше всех знает сказки? Проверим! Кто быстрее составит сказку, поднимает руку.

Карточки

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко не простое, а золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

Баба била, била - не разбила

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

- Итак, первой стала команда... Посмотрим, все ли она сделала правильно. Прочитайте, пожалуйста, свою сказку. (Читает один из учеников) 

- Можно ли назвать эту сказку текстом? (Если сказка «получилась», то да)

-Давайте, определим, к какому типу текста и стилю речи относится этот текст? (Этот текст – повествование, относится к художественному стилю речи)

- Молодцы! Все верно! Как же называется наша сказка? (Курочка ряба)

(Слайд 4)

- Итак, наша сказка – это текст, который называется «Курочка ряба». (Слайд 5) 

А какие еще признаки текста мы можем отметить? (Слова в тексте связаны лексически и грамматически)

- Правильно! А теперь попробуем это доказать. Запишите в тетрадь предложения:

(Слайд 6) Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.

- Найдите здесь глаголы, подчеркните их как члены предложения и определите: 1 группа – лицо, 2 группа – вид, 3 группа – время. (3 лицо, несовершенный вид, прошедшее время)

- Молодцы! Вы доказали, что предложения в этом тексте связаны грамматически. А теперь докажите их лексическую связь. Что для этого надо сделать? (Определить основную мысль)

- Так какая же основная мысль этой сказки?
(Деньги, богатство в жизни не главное) 

- С чего же началась наша история про курочку рябу? Приведите цитату из текста.

(Слайд 7) «Снесла курочка яичко не простое_ а золотое»

- Чего не хватает в этом предложении? Запишите его в тетрадь и исправьте ошибку. (Не хватает запятой перед союзом а)

- Как вы думаете, для чего дед с бабой хотели разбить яйцо, хотя, мы знаем, что у них это не получилось? (Обсуждение. Наверное, хотели его съесть)

- Важно ли для них было то, что это яйцо золотое, или оно представляло для них какую-то другую ценность? Наверное, для них это яйцо было, прежде всего, едой, как вы считаете? (Обсуждение)

- Как мы видим, в этой, простой на первый взгляд, сказке, заложен глубокий смысл.

- Послушайте еще одну народную сказку. (Читает учитель)

Жил на свете богач, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу поесть. Потребовал он себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.

- О чем эта сказка? (Обсуждение)

- Есть ли что-то общее у наших двух сказок, и чем они отличаются? (Обсуждение. Общая мысль – деньги и богатство в жизни не главное. Финал разный: в сказке «Курочка ряба» мышка разбила яйцо – оказалась спасительницей деда и бабы от губительного влияния богатства, во второй сказке человек стал жертвой собственной жадности и богатства)

- Пофантазируйте, что могло бы быть, если бы мышка не разбила яичко? (Обсуждение)

- Молодцы! Давайте подберем к нашим сказкам пословицы и поговорки. 

- Запишите некоторые из них себе в тетрадь, вставив пропущенные буквы.

(Слайд 8)         Не все то з..л..то, что блестит.

                         Правда д..р..же з..л..та.

                         Через з..л..то слезы л(ь,ъ)ются1.

                         Не в деньгах (сч, щ)астье.

(Один из учеников делает фонетический разбор слова ЛЬЮТСЯ1 на доске)

- А теперь проверим, что у вас получилось... (Слайд 9)

Физминутка.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем;

И работать вновь начнем.

3. Работа со словарями.

- Ребята, а как вы думаете, в чем волшебность, необычность сказки про курочку рябу? (Курочка ряба снесла золотое яйцо) (Слайд 10)

- Конечно, мы с вами знаем, что золотых яиц в природе не бывает. А как вы думаете, сколько значений у слова ЗОЛОТОЙ? (Обсуждение)

- Давайте разделимся на два «лагеря» исследователей - первый найдет это слово в толковом словаре и сообщит нам его значения, второй - в этимологическом словаре, то есть выяснит происхождение слова ЗОЛОТОЙ (золото).

Толковый словарь (Ожегова)

Золотой

-ая, -ое. 1. см. золото. 2. золотой, -ого, м. В России до 1917 г.: золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще, монета из золота, червонец. 3. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотые кудри. Золотая ость (осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья). 4. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. век (время расцвета искусств и наук). 5. перен. Прекрасный, замечательный. 3. работник. Золотые руки (умелые; разг.). 6. перен. Дорогой, любимый. 3. мой! * Золотая молодежь - молодежь из богатых слоев общества, проводящая жизнь в праздности и развлечениях. Золотая свадьба - пятидесятилетие супружеской жизни. Золотая середина - образ действий, при к-ром избегают крайностей, риска, смелых решений. Придерживаться золотой середины. Золотое дно - о неиссякаемом источнике доходов, прибыли. Золотой дождь - об обильных доходах, прибылях, богатстве. Золотые Торы (часто ирон.) - то же, что златые горы.

Этимологический словарь (Макса Фасмера)

Зо́лото

прилаг. золото́й, укр., блр. зо́лото, ст.-слав. злато χρυσός (Супр.), болг. злато́, сербохорв. зла̑то, словен. zlatȏ, чеш., слвц. zlato, польск., в.-луж., н.-луж. zɫоtо.

Родственно вост.-лит. žеl̃tаs "золотой", "золотисто-желтый", лтш. zèlts "золото", "золотой"; с др. вокализмом: гот. gulÞ, далее др.-инд. híraṇyam "золото", авест. zаrаnуа- – то же, также др.-инд. hári- "желтый, золотистый, зеленоватый", авест. zairi- "желтый, золотистый", сюда же зелёный, зола́; см. Траутман, ВSW 368; Уленбек, Aind. Wb. 359 и сл.; Зубатый, AfslPh 16, 420; Фортунатов, ВВ 6, 218; Шпехт 26. Тур. zоlоtа, нов.-греч. ζολότα "тур. монета в 3/4 пиастра" заимств. из вост.-слав.; см. Г. Майер, Ngr. Stud. 2, 28.

- Итак, сколько же значений у слова ЗОЛОТОЙ? (6 значений)

- Значит, это слово какое?.. (Многозначное)

- Молодцы! А теперь скажите, пожалуйста, есть ли у слова ЗОЛОТОЙ переносное значение? Где можно это узнать? (Там же в толковом словаре. Переносное - 4, 5 и 6 значение)

- В каком же значении слово ЗОЛОТОЙ (золотое яйцо) употреблено в нашей сказке? (В прямом – золотое яйцо)

- Приведите примеры переносного значения этого слова? (Золотые руки, золотая пора, золотая молодежь, золотой дождь, золотая осень и т.д.)

- А что мы можем сказать о происхождении слова ЗОЛОТОЙ? (Это слово встречается во многих родственных языках)

- Хорошо. Давайте понаблюдаем. Мы видим, что в старославянском языке это слово выглядело как ЗЛАТО, а позднее стало ЗОЛОТО. Что изменилось? На месте сочетания ЛА (неполногласие) стало современное сочетание ОЛО (полногласие). Это до сих пор встречается в некоторых словах, например: прохладно, древо, гласный и др. (Слайд11)

- Какое же яичко взамен золотого обещала снести курочка ряба? (Простое)

- Молодцы! А теперь поменяемся – словарями и найдем слово ПРОСТОЙ в толковом и этимологическом словаре.

Толковый словарь (Ожегова)

ПРОСТОЙ, -ая, -ое; прост, проста, просто, просты и просты; проще. 1.Однородный по составу, не составной. Простое вещество (вещество, состоящее из атомов одного химического элемента). 2. Не сложный, не трудный, легкодоступный пониманию, осуществлению. Простое решение. Задача решается просто (нареч.). Простое дело. Проще простого (совершенно просто; разг.). 3.Безыскусственный, незамысловатый. Простое платье. Простая обстановка. Одета просто (нареч.) и со вкусом. 4. полн. ф. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небеленый). Простые чулки (хлопчатобумажные).5. Добродушный, простодушный, не церемонный. Не стесняйся его, он человек п. С ним мне легко и просто (в знач. сказ.). 6. поля. ф. Самый обыкновенный, не выделяющийся среди других. П. смертный. Простые люди (трудовой народ). 7.полн. ф. Принадлежащий к непривилегированным сословиям, не дворянский (устар.). П. народ. 8. Глуповатый, недалекий [перво-наи. неумный, глупый]. Этот дурачок не так прост, как кажется. 9. просто, частица. Усиливает слово, к к-рому относится, или высказывание в целом. Этому просто нельзя поверить. Просто невероятно! 10. просто, частица. О том, что легко объяснимо, что нетрудно понять: именно, не иначе как. Он просто не умен. Все это просто ложь. 11. просто, в знач. союза. Соединяет предложения, выражая противопоставление; а 1 (в 1 знач.). Я не болен, просто устал. 12. просто, нареч. Как-то случайно, без особого намерения. Просто зашел на огонек. 13. просто, нареч. Без лишних сложностей, без церемоний. Зовите меня не Иван Иванович, а просто Ваня. * Простой карандаш - карандаш с черным грифелем, не цветной. Простым глазом - без помощи оптических приборов. Просто-напросто -то же, что просто (см. простой в 10 и 11 знач.). А просто - то же, что просто (см. простой в И знач.) Он не лентяй, (а) просто его избаловали. Просто так - без всякого умысла, намерения, просто. Сказал просто так. Ты зачем пришел? - Просто так. II уменьш. простенький, -ая, -ое (ко 2, 3 и 8знач.). II сущ. простота, -ы, ж. (ко 2, 3, 5 и 8 знач.). По простоте сердечной (по излишней доверчивости, наивности).

Этимологический словарь (Макса Фасмера)

Простой

прост, -ста́, -про́сто, укр. про́стий, блр. про́сты, др.-русск. простъ "прямой, открытый, свободный, простой", ст.-слав. простъ ὀρθός, ἁπλοῦς (Остром., Супр.), болг. прост "простой, прямой", сербохорв. про̏ст, -а, -о "простодушный, простой; прощенный", словен. pròst, prósta "непринужденный, свободный, обычный, простой", чеш. prostý "простой, прямой", слвц. prostý, польск., в.-луж. рrоstу, н.-луж. рšоstу.

Праслав. *pro-stъ от рrо- и *sto-, последнее ср. с лит. ãpstas м. "изобилие", apstùs "обильный, щедрый, широкий", atstùs "отдаленный", лтш. nuôst "прочь" (из *nuo-stu), др.-инд. suṣṭhú- "находящийся в хорошем состоянии", gōṣṭhás "коровник", оск. trstus м. "свидетель", д.-в.-н. ewist "овчарня", греч. δύστος "несчастный". Лит. prãstas, лтш. prasts "простой, обыкновенный" заимств. из слав. (М.–Э. 3, 378); первонач. знач. *prosthos : "выступающий", ср. др.-инд. prastha- "горная равнина, площадь", ирл. ross "лес, мыс" (Стокс 312); см. И. Шмидт, Pluralb. 346; Мейе, Ét. 161, 234; Траутман, ВSW 281 и сл.; Зубатый, Wurzeln 13; Розвадовский, RS 2, 94; Стрэчен, ВВ 17, 301. Иначе объяснял это слово Миклошич (см. Мi. ЕW 321), который пытался произвести *prostъ из *prostrъ "разостланный" и сблизить с простере́ть, просто́р. Менее удачна гипотеза Потебни (у Преобр. II, 134) о *рrоs-tъ, которое он сближает с пласт.

- Итак, коллеги, что вы можете сказать о слове ПРОСТОЙ, которое вы нашли в словарях? (Это слово многозначное, у него13 значений, оно также встречается во многих языках)

(Слайд12)

- Молодцы! Мы видим, что практически во всех языках, где встречается это слово, оно имеет корень... какой? (Прост (prost))

- В каком же значении употребляется слово ПРОСТОЙ в нашей сказке про курочку рябу, которая обещала снести «яичко не ЗОЛОТОЕ, а ПРОСТОЕ»? (В значении «Самый обыкновенный, не выделяющийся среди других»)

- Сделаем морфологический разбор слова ПРОСТОЙ 3. Словом какой части речи оно является? (Имя прилагательное) 

Один ученик у доски, остальные выполняют самостоятельно в тетрадях.

4. Объяснение нового материала.

- Верно! Теперь еще раз обратимся к Толковому словарю. Найдем в словаре слово ПРОСТОЙ с другим значением.

ПРОСТОЙ2, -а, м. Вынужденное бездействие (рабочей силы, механизма), остановка в работе. Производственный п. Борьба с простоями машин. || прил. простойный, -ая, -ое (спец.).

- Словом какой части речи будет слово ПРОСТОЙ в этом значении? (Имя существительное)

- Ребята, значит ли это, что слова ПРОСТОЙ – прилагательное и ПРОСТОЙ2 - существительное – это ОМОНИМЫ?

Работа с учебником

- Чтобы узнать это откроем учебник на стр. 135 и прочитаем, что же такое омонимы.

(чтение правила помещенного в учебнике)

- Итак, могут ли эти слова быть омонимами? (Нет, омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению)

- Вы правы, но отчасти, потому что это разновидность омонимов - омоформы, есть еще другие разновидности омонимов, о них вы узнаете позже.

- Запомните, что омонимы и пишутся, и произносятся одинаково, а значения у них разные!

Работа с текстом.

Физминутка для глаз (Слайд 13)

- Вернемся к нашей сказке. Кто же, в конце концов, повлиял на исход этой истории? (Мышка)

- Вспомним, что она сделала? Посмотрите на экран: Мышка бежа-а-а-ала, хвостиком махну-у-у-ула, яичко упаа-а-а-ало и ра-а-азбилось!») 

- Давайте вновь станем исследователями и попробуем найти в сказке омонимы. (Обсуждение)

- Найдем в Толковом словаре слово МЫШКА.

Толковый словарь (Ожегова)

МЫШКА 1 (уменьш. к мышь) см. мышь.

МЫШЬ, -и, мн. -и, -ей, ж. Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. Домашняя м. Полевая м. Белая м. Как м. на крупу надулся кто-н. (недоволен, обижен; разг. шутл.). Под каждой крышей свои мыши (посл.). Как церковная м. беден кто-н. (совсем ничего не имеет; устар.). * Мышей не ловит кто (разг. шутл.) - совсем обленился, ничего не хочет делать. || уменьш. мышка, -и, ж. Как м. сидит кто-н. (очень тихо ведет себя; разг.). || прил. мыший, -ья, -ье (устар.) и мышиный, -ая, -ое. Мышья (мышиная) норка. Мышиная возня (также перен.: о мелких тайных интригах; неодобр.). Мышиный цвет (серый). Семейство мышиных (сущ). * Мышиный жеребчик (устар. ирон.) - молодящийся старик, любящий ухаживать за женщинами. Мышиный горошек - травянистое растение сем. бобовых.

- Толковый словарь С.И. Ожегова создавался уже сравнительно давно, и с тех пор многое изменилось. Давайте подумаем, какое дополнительное значение слово МЫШКА получило в наше время? (Компьютерная мышка) (Слайд 14)

- А есть ли какое-нибудь сходство между компьютерной мышкой и мышкой зверем? (Внешне они похожи)

- Верно, поэтому они и не могут быть омонимами. МЫШКА – это многозначное слово. Омонимы отличаются от многозначных слов тем, что обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего сходного. Это надо запомнить!

- Важно знать, что в толковых словарях омонимы даются не в одной, а в разных словарных статьях. Если слово-омоним многозначно, его значения идут в этой же словарной статье, последовательно, под номерами.

МЫШКА 2:1) под мышками или под мышкой - под плечевым сгибом или прижав плечевой частью руки к боку. Нести папку подмышкой; 2) под мышки или под мышку - держа руками под плечевым сгибом. Взять папку под мышку.

- Обратимся опять к словарю. Есть ли у слова МЫШКА омоним? (Есть другое значение) 

- Заглянем в этимологический словарь, чтобы узнать, от чего образовано слово МЫШКА в данном значении.

мы́шка

обычно: под мы́шкой и т. п.; мы́шца, укр. ми́шця, др.-русск., ст.-слав. мъшьца βραχίων, болг. ми́шка, сербохорв. ми̏шка "мышца, рука", словен. mȋška, mȋšса, чеш. myška "мениск", (анат.), польск. myszka – то же, в.-луж. mуškа...

(Слово МЫШКА в значении «под мышкой» образовалось от мъшьца* - МЫШЦА)

- Таким образом, ничего общего с героиней нашей сказки мы не наблюдаем. Значит ли это, что МЫШКА 1 и МЫШКА 2 - омонимы? (Обсуждение. Да, это омонимы)

- Молодцы! А чтобы в этом не ошибиться, существует Словарь омонимов русского языка.

5. Закрепление.

- Итак, ребята, что же такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов? (Омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, они отличаются от многозначных слов тем, что обозначают предметы, признаки, действия, которые не имеют между собой никакого сходства)

- Вы хорошо поняли эту тему. Проверим это еще раз на практике. Откройте учебники на стр. 135, выполните упр. 343. Найдите в толковом словаре по одному омониму и составьте с ним распространенное предложение. Что значит распространенное предложение? (Это предложение, в котором кроме главных членов есть второстепенные)

- Верно. Приступайте, а потом мы посмотрим, чье предложение получилось интереснее, и запишем его. Работа самостоятельная.

- Итак, что же у вас получилось? (Выслушиваем предложения и записываем на доске самое интересное и грамотно построенное)

6. Итоги урока. (Слайд 15)

- Итак, вспомним, какие цели вы ставили перед собой вначале урока? Достигли вы их или нет? (Обсуждение)

- Что Вы узнали сегодня на уроке? (Что в русском языке существуют омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению)

- С каким видом словаря вы сегодня познакомились? (Мы познакомились со словарем омонимов).

- А какие словари вы ещё знаете? (Толковый и этимологический словари)

- Вы сегодня очень хорошо постарались. Мы с вами проделали очень большую и сложную работу. В работе принимали участие все, но особенно хорошо потрудились….

Выставление оценок.

7. Домашнее задание. (Слайд 16)

  1. Повторить § 66.
  2. Индивидуальное задание (2-3 человека) упр. № 347.
  3. Остальным - выполнить упр. № 345

Рефлексия (Слайд 17)

- Ребята, пожалуйста, поднимите руку те, чье настроение соответствует первой фигуре, второй, третьей.

1.        2.        3.

(1. Урок прошел очень хорошо. 2. Урок прошел плохо. 3. Урок прошел нейтрально (средне))

Источники:

http://slovari.299.ru/word.php?id=10380&sl=oj

http://bn.kgorodok.edusite.ru/hleb.htm

http://www.traktat.com/language/book/lex_1/omonym.php

http://www.mirovozzrenie.ru

http://slovo.yaxy.ru/52.html

http://vesnuchki.ucoz.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Омонимы Чернышова У.Н Коновалова А.Ю. Совместное творчество

Слайд 2

Эпиграф Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Паустовский К. Г.

Слайд 4

Курочка Ряба

Слайд 5

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое!

Слайд 6

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. _________________________________________________________ _________________________________________________________ _____________________ _____________________

Слайд 7

«Снесла курочка яичко не простое а золотое» ,

Слайд 8

Не все то з..л..то, что блестит Правда д..р..же з..л..та Через з..л..то слезы л(ь,ъ)ются 1 . Не в деньгах (сч, щ)астье.

Слайд 9

Проверь! Не все то з о л о то, что блестит. Правда д о р о же з о л о та. Через з о л о то слезы л ь ются 1 . Не в деньгах сч астье.

Слайд 10

...яичко не простое, а золотое!

Слайд 11

з ла то (старослав.) – з оло то (русск.) ( прох ла дно, д ре весный, г ла сный )

Слайд 12

праслав. * prostъ - простой

Слайд 14

Компьютерная мышь

Слайд 15

Итоги урока В русском языке существуют омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

Слайд 16

Домашнее задание Повторить § 66. Индивидуальное задание упр. № 347. Остальным - выполнить упр. № 345

Слайд 17

1 2 3

Слайд 18

Изображения и музыка взяты с сайтов: http://allday.ru http://www.pravda.ru http://www.pressfoto.ru http://www.restop.ru http://darudar.org http://folkinst.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...