Конспект урока "Деепричастие кака особая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_deeprichastie.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

 И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:

«Деепричастие как особая форма глагола.

Образование и правописание деепричастий»

Образовательное учреждение:

КГБПОУ «Яровской политехнический техникум»

Курс: 2

СОСТАВИЛА:

Филинкова Ирина Валерьевна,

преподаватель русского языка и литературы

                                 

                                                                                   Дата__________Подпись_______                                       

Яровое 2018

Тема: «Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастий»

Тип: комбинированный урок

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах; формирование умений и навыков образования деепричастий, знаки препинания при деепричастном обороте.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий (признаки глагола и наречия), способы образования деепричастий; правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь: находить деепричастия в тексте, определять вид деепричастия, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; образовывать деепричастия от глаголов; выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Учебная задача: какие признаки имеет и как образуется деепричастие.

Дата проведения: 14.11.2018 год

Ход урока

  1. Организационный этап

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  1. Откройте свои рабочие тетради по русскому языку, запишите сегодняшнюю дату, классная работа, оставьте строку для темы урока и приготовьтесь к записи пословицы.

  1. Основной этап

1учебная ситуация – работа с пословицей

Преподаватель: запись пословицы в тетрадь: «Не замочив рук  не умоешься». (На доске записано)

  1. Как вы понимаете эту пословицу?

Студент: (Чтобы получить результат, нужно чем-то пожертвовать.)

  1. Определим части речи всех слов данного предложения.

Студент: (не – частица, замочив – деепричастие, не – частица, умоешься – глагол)

  1. Скажите, определение какой части речи у вас вызвало трудность?

Студент: (деепричастие).

  1. Теперь я думаю. Что вы догадались, какая тема для повторения нас сегодня ждет?! Запись темы в тетрадь.

Студент: (деепричастие как часть речи (или как особая форма глагола)ТЕМА НА ЭКРАНЕ.

  1. Исходя из темы урока, давайте поставим цель нашего занятия.

Студент: (повторить, обобщить, закрепить  знания о деепричастии).

Преподаватель: Хорошо. На примере деепричастия замочив сможем вывести ряд закономерностей, свойственных деепричастиям.

2 учебная ситуация –значение деепричастия

Преподаватель: От какого слова в предложении зависит деепричастие? (глядя на пословицу)

Студент: От глагола-сказуемого.

Преподаватель: Какое действие обозначает глагол? Основное или добавочное?

Студент: Основное действие.

Преподаватель: Какой вопрос задаем к деепричастию?

Студент: Не умоешься (как? каким образом?), не замочив рук.

Преподаватель: Какой дополнительный вопрос мы можем также задать к деепричастию?

Студент: Что сделав?

Преподаватель: Какое же действие обозначает деепричастие? Основное или добавочное?

Студент: Второстепенное, добавочное, дополнительное.

3 учебная ситуация -  морфологические признаки деепричастия

Преподаватель: К деепричастию мы можем поставить ряд вопросов. Вспомните, вопросы как? каким образом? мы задаем также к какой части речи?

Студент: К наречию.

Преподаватель: Вопрос что сделав? напоминает нам о какой части речи?

Студент: О глаголе.

Преподаватель: так значит, признаки, каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

Студент: В нем совмещаются признаки наречия и глагола.

Преподаватель: Сейчас у вас будет 5 минут, чтобы обозначить у деепричастия признаки глагола и признаки наречия.  Будем работать в парах, совещаясь. Откройте учебник на странице 224, просмотрите материал и самостоятельно коротко заполните таблицу, которая у вас на партах.

Давайте проверим. (Таблица на экране).

Студент:

Признаки глагола

Признаки наречия

  1. Обозначает действие.
  2. Вид (совершенный, несовершенный).
  3. Возвратность, невозвратность.
  4. Переходность, непереходность.
  5. В словосочетании с существительными является главным.
  1. Не изменяется
  2. В предложении зависит от глагола.
  3. В предложении является обстоятельством.

Преподаватель: Теперь мы можем сделать вывод, что же такое деепричастие. Запись определения в тетрадь).

Студент: Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая  добавочное действие по отношению к основному и совмещающая признаки глагола и наречия. НА ЭКРАНЕ

4 учебная ситуация – образование деепричастий

Преподаватель: Давайте выполним словообразовательный разбор деепричастия замочив. От какого слова образовано деепричастие и при помощи чего? Как называется это способ словообразования?

Студент: От глагола замочить при помощи суффикса -в. (Замочив ← замочить - суффиксальный способ).

Преподаватель: Хорошо. А сейчас заполним таблицу «образование деепричастий», используя материал на странице 225.  Работаем в тетрадях 3 минуты.  Потом  проверим, что у вас получилось (Таблица на экране).

Студент:

Образование деепричастий

Вид деепричастия

От чего образуются

Суффиксы

Примеры

Несовершенного вида

От глагола настоящего времени

А

Я

Учи

Ючи

Рисуя

Смеясь

Идучи

Глядучи

Совершенного вида

От неопределенной формы глагола прошедшего времени

В

Вши

ши

Сделав

Рассмеявшись

Выросши

5 учебная ситуация – задание на формообразование

Преподаватель: От глаголов, записанных на карточках, образуйте деепричастия. Определите их вид, выделите формообразующий  суффикс. Работайте самостоятельно в тетрадях 5 минут.

Задание№1.

Услышать, глядеть, свалиться, быть, обезуметь.

 Давайте проверим.

Студент: Услышать → услышав (сов.вид), глядеть→ глядя (несов.вид), свалиться → свалившись (сов.вид), быть → будучи (несов.вид), обезуметь → обезумев (сов.вид).

6 учебная ситуация – синтаксическая функция деепричастия

Преподаватель: Давайте вернёмся к записанной в начале урока пословице. «Не замочив рук  не умоешься». Расставьте недостающие знаки препинания. Где и какой знак вы поставили? Почему?

Студент: «Не замочив рук,  не умоешься». Не замочив рук – это деепричастный оборот.

Преподаватель: Хорошо. А что такое деепричастный оборот?

Студент: Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

Преподаватель: Только ли деепричастный оборот выделяется запятыми на письме?

Студент: Нет, одиночное деепричастие также выделяется на письме запятыми.

7 учебная ситуация – обособление деепричастного оборота.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите деепричастный оборот. (на экране).

  1. Теребят тяжелые шишки, добывая из них семена.
  2. Подняв голову, освободившись от тяжести, птичка взлетела.
  3. Клюют, роняя снежную навись.

8 учебная ситуация – закрепление и проверка полученных знаний:

Преподаватель: Для того чтобы проверить и закрепить полученные знания, предлагаю вам выполнить небольшой тест. На листочках подпишите свою фамилию, правильный ответ пометьте. Время выполнения – 4 минуты.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

  1. летописи помогут вам в этом.
  2. читайте мемуары очевидцев исторических событий.
  3. в музеях хранится множество уникальных документов.
  4. архивы играют огромную роль.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к написанию сочинения,

  1. критическая литература современников вам необходима.
  2. делаются выписки из критики.
  3. нежелательно пользоваться готовыми образцами.
  4. непременно прочитайте сначала само произведение.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

  1. нас направили в училище.
  2. нам выдали аттестат.
  3. многие поступают в институт.
  4. учителя советовали мне учиться дальше.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

  1. лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.
  2. мне показалось странным это молчание.
  3. она попросила впредь предупреждать о приезде.
  4. ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
  1. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1)Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтверждены сравнительно-историческим анализом.

3)Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4)Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

Преподаватель: А теперь проверим. Обменяйтесь листочком с соседом, возьмите в руки карандаш. Я зачитываю номера правильных ответов по вариантам. Вы проверяете у себя. Вариант №1:  1-2, 2-4, 3-3, 4-3, 5-3. Оцениваем работу: без ошибок – 5, 1 ошибка – 4, две ошибки – 3,три ошибки – 2. У кого без ошибок? Молодцы! Передайте мне свои листочки с  последних парт на первые, для выставления оценок.

  1. Рефлексия

Преподаватель:  Вспомните все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, и отметьте знаком «+» (да) или знаком «–»  (нет) на мои вопросы.

Я знаю…

  • Что такое деепричастие?
  • Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
  • Как образуются деепричастия?
  • Что такое деепричастный оборот и как он обособляется на письме?

Учитель: поднимите руки, у кого стоят все плюсы. Молодцы! Вспомним, какая цель урока у нас была? Удалось ли нам ее достигнуть? Хорошо!

  1. Домашнее задание

Преподаватель: Запишите домашнее задание: подготовиться к практической работе по записям в тетради.

Спасибо за урок! Можете быть свободны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие и деепричастие - особые формы глагола

Конспект обобщающего урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"

Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"

Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"...

Открытый урок: " Причастие - особая форма глагола"

Открытый урок по теме: " Причастие - особая форма глагола" . На уроке особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для восприятия темы, включению учащихся в исследование и создание комфортны...

Конспект урока по теме "Особые формы глагола"

Тип урока: комбинированный. (Обобщение и систематизация по теме «Причастие». Новая тема. Понятие о деепричастии).Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.Метод: исследовательский....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Конспект урока по теме "Причастие как особая форма глагола" (6 класс)

Конспект урока составлен по программе под ред. А.Д.  Шмелева и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний ...