Причастие и деепричастие - особые формы глагола
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект обобщающего урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prichastie__i__deeprichastie_-_osobye__formy__glagola.zip20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования  Российской  Федерации

Муниципальное  учреждение  средняя  общеобразовательная  школа  № 14

Конспект урока на  фестиваль - конкурс

"Открытый  урок"

Номинация

"Преподавание  русского  языка"

                                                                                     Разработала  Князева  Е.А.,

                                                                учитель  МУ  СОШ № 14  г.Иваново

«С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен»

Иваново, 2008

Конспект  урока  русского языка в 7  классе

"Причастие и  деепричастие – особые  формы  глагола"

(по  программе  М.М.Разумовской)

Ход  урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Словарная работа.
  3. Повторение  известного о  причастии.
  4. Повторение  известного о  деепричастии.
  5. Подведение  итогов.
  6. Домашнее задание.

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент (2 мин.)

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Готовятся  к уроку. Приветствуют учителя.

2. Словарная  работа(5 мин.)

Диктует  слова  Оптимист,  пессимист; грамматика, синтаксис;  сокращать, прекращать, укрощать, укротитель.

Записывают  слова  в  тетради, один учащийся – на доске.

Предлагает  назвать   проверочные слова  к  словам  сокращать и  укрощать, составить  предложения  с  этими словами.

Устно  подбирают проверочные слова (сокращать – краткий, укрощать - кроткий),  составляют  предложения.

3.Повторение  известного  о причастии.  (15  мин.)

Обращает внимание  учащихся на запись  на  доске: "Сии  глагольные  имена  служат  к  сокращению  человеческого  слова, заключая  в себе имени  и  глагола  силу" (М.В.Ломоносов)

- О  какой  особой  форме  глагола  идёт  речь?  Что это за имя?

Читают  высказывание  Ломоносова.

Отвечают на вопросы.

Обращает внимание  учащихся  на записанное  на  доске  предложение

Лучи солнца,  которое  ещё не  зашло  за  горизонт, скользили по легким волнам, которые  набегали на берег.

- Нравится  вам  это  предложение?  Как мы можем его  отредактировать?

Читают предложение.

Предлагают   варианты  исправления предложения.

Подводит  итог  обсуждению. Предлагает  записать  полученный вариант: Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Записывают  предложение, один - на доске, выделяют  причастный оборот, объясняют  постановку запятой.

 - Можно  ли  записать  это предложение   без  запятых?  Что для этого  нужно  сделать?

Устно перестраивают предложение, поменяв местами определяемое слово  и причастный оборот (Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по набегавшим на берег легким волнам.)

 - Прав  ли был Ломоносов,  утверждая, что  причастие  "служит  к сокращению  человеческого слова"?

Размышляют  над  словами  Ломоносова.

Обращает  внимание на  записанные на доске слова В.И. Даля:  "Часть  речи,  причастная  к  глаголу, в  образе прилагательного"  

 - Какие  же  признаки  причастие  позаимствовало  у глагола, а  какие – у прилагательного?

Читают  высказывание В.И.Даля.

Дети  вспоминают  признаки  глагола и признаки прилагательного  у  причастия

Предлагает выполнить  морфологический  разбор  причастия  набегавшим из  записанного  ранее  предложения.

Выполняют  морфологический  разбор  причастия.

4. Повторение  известного  о деепричастии.(15 мин.)

 - Об  одном удивительном  "гибриде"  мы  с  вами  вспомнили.  Но  у глагола есть  ещё  одна  особая форма,  также совмещающая в себе  признаки  двух  частей  речи.  О чём  я говорю? Признаки каких  частей речи совмещает в  себе деепричастие?  

Вспоминают  определение  деепричастия.

Предагает  найти деепричастие среди   записанных  на доске слов.  - Как  вы  его  узнали?  

Находят  деепричастие среди   записанных  на доске слов (заключая), вспоминают суффиксы  деепричастий.

 - Давайте выполним  его  морфологический  разбор.

Выполняют   морфологический  разбор деепричастия  заключая.

- Зачем  нам  нужны  деепричастия?  Какова их  роль  в речи?

Предлагает  выполнить  задание:

Замените, где  это  возможно,  глаголы-сказуемые   деепричастиями.

Солнце  вставало из самого моря и  рассеивало утреннюю дымку.

Море  играло  маленькими  волнами,  украшало  бахромой пены,   сталкивало друг  с  другом.

Выполняют  задание.

- Какие  предложения  лучше  передают  динамичность,  стремительность  в  развитии действия?

Сделайте вывод  о  роли деепричастий  в  речи.

Отвечают  на вопрос.

Делают вывод.

5. Подведение  итогов. ( 5 мин.)

 - Есть  что-то  общее  у  причастия  и  деепричастия?

Учащиеся  называют общие  признаки  причастия  и  деепричастия: 1) образуются от  глагола;  2) совмещают  признаки двух частей речи

 - А  различия  между этими формами  есть?

Заполните  таблицу " Отличие причастия от  деепричастия" (приложение 1)

Заполняют таблицу (работа в  парах)

Проверка  заполнения  таблицы.  Подведение итогов.

6.Домашнее  задание.

Объявляет  номер  домашнего  упражнения (упр. 165(2)),  комментирует задание.

Записывают домашнее  задание в дневник.

Приложение  1.

" Отличие причастия от  деепричастия"

причастие

деепричастие

1. На какие вопросы отвечают?

2. Что обозначают?

3. Признаки  каких частей речи сочетают в себе?

4. Как изменяются?

5. Имеют суффиксы:

6.Чем отличаются по морфемному составу?

7. Какими членами предложения могут быть?

8. Какую часть речи распространяют в предложении?