Памятки для учащихся
консультация по русскому языку на тему

Парфёнова Ирина Юрьевна

1. Говорим правильно

2. Классификация литературных направлений.

3. Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.

4. Синтаксический разбор предложений.

5. Средства выразительности языка.

6. Анализ стихотворения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Говорим

правильно   и   красиво

Нельзя говорить

Нужно говорить

свободная вакансия

вакансия

прейскурант цен

прейскурант

биография жизни

биография

оплатить за проезд

оплатить проезд

возвращаться со школы

возвращаться из школы

приехал с Москвы

приехал из Москвы

Сколько время?

Который час?

одеть пальто

надеть пальто

не трожь

не трогай

победю, побежду

одержу победу

едь

ездию

поезжай

езжу

хочем

хотим

(нет) брелка

(мн. ч.) брелки

(нет)брелока

(мн. ч.) брелоки

ейный

ихний

её

их

навряд ли

вряд ли

Я кушаю

Я ем

моё фамилие

моя фамилия

ложить 

класть

Кто крайний?

Кто последний?

обезбаливающий

обезболивающий (боль)

вперёд меня

раньше меня

не бАлуйся

не балУйся

обеспечЕние

обеспЕчение

жАлюзи

жалюзИ

туфлЯ

тУфля

красивЕе

красивЕй

красивше

красИвее

свеклА

свЁкла

сливОвый, грушОвый

слИвовый, грУшевый

пОняла

понялА

звОнит

звонИт

тортЫ

 тОрты

шарфЫ

шАрфы

бантЫ

бАнты

нАчался, начАлся

началсЯ

петлЯ

пЕтля

камбалА

кАмбала

Правильная речь —

визитная карточка образованного человека!

Не прекращайте заниматься самообразованием, учитесь грамотно писать и говорить по-русски!



Предварительный просмотр:

        КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

КЛАССИЦИЗМ               СЕНТИМЕНТАЛИЗМ               РОМАНТИЗМ               РЕАЛИЗМ

Классицизм (от лат. classicus первоклассный)

Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение пред-ставление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.

Представители

Западноевропейская литература

Русская

литература

  • Пьер Корнель
  • А. П. Сумароков
  • Никола Буало
  • М. М. Херасков
  • Ж.-Б.Мольер
  • М. В. Ломоносов
  • Ж.-Б.Расин
  • Г. Р. Державин

  • Д. И. Фонвизин
  • Я. Б. Княжнин

Отличительные

черты

  • Наследует традиции искусства античность
  • Действия и поступки героев определяются сточки зрения разума
  • Художественное произведение представляет собой логически по-строенное целое
  • Строгое деление героев на положительных и отрицательных). Герои идеализируются
  • Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств)
  • Повествование должно быть объективным
  • Значимость гражданской проблематики содержания

Деление жанров

Высокие

Низкие

Трагедия

Комедия

Поэма

Басня

Ода

Сатира

В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории.

В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

КЛАССИЦИЗМ               СЕНТИМЕНТАЛИЗМ               РОМАНТИЗМ               РЕАЛИЗМ

______________________________________________________________________________________________________________________

Сентиментализм (от фр. Sentimental – чувствительный)

Литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и Рос-сии в конце XVII - начале XIX веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить челове-ческую психологию.

Представители

Русская  литература

  • Н. М. Карамзин
  • А. Н. Радищев
  • В. В. Капнист
  • Н. А. Львов

Отличительные черты

  • Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств. Преувеличенная чувствительность героев
  • Идеализация действительности, субъективное изображе-ние мира
  • В центре изображения - чувства, природа
  • Представители низших сословий наделяются богатым  ду-ховным миром
  • Идеалом является нравственная чистота, неиспорчен-ность
  • Значимость гражданской проблематики содержания

Литературные формы

Эпос

Лирика

Драма

Сентиментальная  повесть

Элегия

Мещанская драма

Путевые заметки

Народные песни

Послание

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

КЛАССИЦИЗМ               СЕНТИМЕНТАЛИЗМ               РОМАНТИЗМ               РЕАЛИЗМ

______________________________________________________________________________________________________________________

Романтизм

Течение в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, со-стоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действии-тельности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жиз-ни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Представители

Западноевропейская литература

Русская

литература

  • Дж. Г. Байрон
  • В. А, Жуковский
  • И. Гете
  • К. Н. Батюшков
  • И. Шиллер
  • К. Ф. Рылеев
  • Э. Гофман
  • А. С. Пушкин
  • П. Шелли
  • М. Ю. Лермонтов
  • Ш. Нодье
  • Н. В. Гоголь

Отличительные черты

  • Необычность характеров, исключительность обстоятельств
  • Трагический поединок личности и судьбы
  • Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя
  • Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильно-му, яркому, возвышенному
  • Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыден-ного и необычного
  • Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеа-лу, к совершенству

Литературные формы

Эпос

Лирика

Драма

Роман

Элегическая лирика

Проблемно-историческая драма

Повесть

Пейзажная лирика

Баллады и думы

Философская лирика

Поэмы

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

КЛАССИЦИЗМ               СЕНТИМЕНТАЛИЗМ               РОМАНТИЗМ               РЕАЛИЗМ

______________________________________________________________________________________________________________________

Реализм

Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.

Представители

Русская  литература

  • В. А, Жуковский
  • К. Н. Батюшков
  • К. Ф. Рылеев
  • А. С. Пушкин
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. В. Гоголь

Отличительные черты

  • Изображение персонажей во взаимодействии с окру-жающим миром
  • Для писателя важны детали интерьера, портрета, пей-зажа
  • Типизация персонажей
  • Изображение характеров и событий в развитии
  • Исторически конкретное общество, события, эпоха
  • В центре внимание конфликт: герой - общество

Литературные формы

Эпос

Лирика

Драма

Роман

Песня

Трагедия

Повесть

Элегия

Комедия

Поэма

Сатира

Исторические хроники

Рассказ



Предварительный просмотр:

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ –

ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

«Несмотря на большие изменения в жизни науки, одна вещь осталась неизменной - это Нобелевская премия. Другой такой премии, пользующейся

подобным международным авторитетом, не существует».

 Петр Капица, академик РАН,

лауреат Нобелевской премии

1933 г.  Иван Алексеевич Бунин ( без гражданства)

1958 г. – Борис Леонидович Пастернак (от премии отказался)

1965 г. Михаил Александрович

Шолохов

1970 г.   Александр Исаевич

Солженицын

1987 г.  Иосиф Бродский 

(гражданин США)



Предварительный просмотр:

обозначает

отвечает на вопросы

                                                                                   

Основные типы сказуемого    

Простое глагольное

Глагол в форме одного

из наклонений

Он засыпает.

Мы не будем спать.

Составное глагольное

вспомогательный глагол

+

инфинитив

Дождь перестал шуметь.

Составное именное

глагол-связка

+

именная часть

Пьеса была интересной.

Мой брат – учитель.

Характеристика

п р о с т о г о    предложения

По цели высказывания

- повествовательное

- вопросительное

- побудительное

По интонации

- восклицательное

- невосклицательное

По составу

грамматической основы

- односоставное

- двусоставное

По наличию

второстепенных членов

- распространённое

- нераспространённое

По наличию

осложняющих компонентов

- осложнённое

- неосложнённое


Образец

синтаксического разбора предложения

Утром солнце осветило родную деревню.

        что?                     что сделало?

солнце       осветило

                          когда?                 что? 

              утром  деревню

                              какую?

                            родную

(Предложение повест., невоскл., простое, двусост., распр., ничем не осл.).



Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Сходное расположение элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый поэтический образ.

«Пела, пела пташечка и затихла:

Знало сердце радости и забыло…» (А.А. Дельвиг.)

ГИПЕРБОЛА

Преувеличение свойств предмета или явления.

«Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках…»  (С.А. Есенин.)

ЛИТОТА

Приём, обратный гиперболе: преуменьшение признака предмета или яв-ления.

«Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» (Народная песня.)

АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление образов и понятий.

Ф.И. Тютчев. «День и ночь».

ОКСЮМОРОН

Сжатая антитеза: сочетание несовместимых по значению слов.

Л.Н. Толстой. «Живой труп».

ИНВЕРСИЯ

Нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи.

«Свирепствуй, океан мятежный…» (С.А. Есенин.)

МНОГОСОЮЗИЕ

Повтор союза.

«И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье…» (А.С. Пушкин.)

УБАВЛЕНИЕ

Пропуск союзов (бессоюзие).

«Швед, русский колет, рубит, режет…» (А.С. Пушкин.)

Пропуск подразумеваемого слова (эллипсис).

«Татьяна в лес; медведь за нею…» (А.С. Пушкин.)

ПОВТОР

Повтор слов подряд, в начале (анафора) или в конце (эпифора) отрыв-ков текста.

«На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит…» (А.А. Фет.)

«Милый  друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня» (А. Блок.)

ГРАДАЦИЯ

(Постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать со-бытия и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрас-тающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин.)

УМОЛЧАНИЕ

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размыш-лять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой:

Смотри  ж...    

Да что?  

Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен. (М.Ю. Лермонтов.)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи.

Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.

Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин.)

Какое лето! Что за лето!

Да это просто колдовство. (Ф.И. Тютчев.)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

Фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятель-ные предложения.

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека./Бессмысленный и тусклый свет. / Живи еще хоть четверть века –/Все будет так. Исхода нет». (А. Блок.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

МЕТОНИМИЯ

Перенос значения одного слова на другое по смежности.

«Я три тарелки съел…» (И.А. Крылов.)

СИНЕКДОХА

Разновидность метонимии. Целое выявляется через свою часть.

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые…» (М.Ю. Лермонтов.)

ПЕРИФРАЗ

Одно понятие выражается с помощью описательного оборота.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…» (А.С. Пушкин.)

ИРОНИЯ

Слово в контексте приобретает противоположное значение.

«Украшают тебя добродетели,

До которых другим далеко,

И – беру небеса во свидетели –

Уважаю тебя глубоко…» (Н.А. Некрасов.)

АЛЛЕГОРИЯ

Иносказание: запечатление идеи в предметном образе. Трактовка алле-горического образа однозначна.

Басенные образы.

СИМВОЛ

Многозначный иносказательный образ, в основе которого –  сходство или общность предметов и жизненных явлений.

Образ Незнакомки в одноименном стихотворении А. Блока.

МЕТАФОРА

Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы).

Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходст-ва или по ассоциации.

Метафора рассчитана на не буквальное восприятие.

«Трамвай с разбега

Взметнул зрачки…» (В.В. Маяковский.)

Виды метафор

  • Овеществление

перенос черт неодушевлённого предмета на человека.

«Усилить бой бестрепетных сердец…» (А.А. Фет.)

  • Олицетворение 

 перенос человеческих черт или черт живого существа

на неодушевлённые предметы или явления.

«Листьев томный, легкий шелест…» (Ф.И. Тютчев.)

Характеристика метафор

  • Глагольная метафора: «дышит полдень» (Ф.И.Тютчев).
  • Вещественная метафора: «фонарей одеяло» (В.В. Маяковский).
  • Метафорический эпитет: «ласковое пламя» (С.А. Есенин).
  • Развёрнутая метафора: стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан».
  • Реализованная метафора:

стихотворение В.В. Маяковского «Вот так я сделался собакой».

  • Бытовая (стёртая) метафора: дождь барабанит, часы идут.

ЭПИТЕТ

Образное определение предмета или явления (логическое определение: деревянный дом; эпитет: мрачный дом).

Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому.

Эпитет чаще выражен прилагательным и наречием.

«И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!..» (М.Ю. Лермонтов.)

Характеристика  эпитетов

  • Постоянный эпитет, характерный для фольклора:

     Трава зеленая,  небо синее,  добрый конь,  красная девица.

  • Индивидуально-авторский (оригинальный) эпитет:

     «железный сон» (Ф.И. Тютчев).

  • Цветовой эпитет: «алый свет зари» (С.А. Есенин).
  • Оценочный эпитет: «кроткая улыбка увяданья (Ф.И. Тютчев).
  • Метафорический эпитет: «раненое солнце» (В.В. Маяковский).

СРАВНЕНИЕ

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим яв-лением.

«Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар лежит». (Н. Некрасов.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

«Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой...» (А.С. Пушкин.)

АССОНАНС

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.

«Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен». (А.С. Пушкин.)

ЗВУКОПИСЬ

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

«Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...»

(П.Г. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

«Когда гремел мазурки гром...» (А.С. Пушкин.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

Термины

Значение

Примеры

Антонимы,

контекстные

антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы – именно в контексте они явля-ются противоположными (см. пример). Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные

синонимы

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы – именно в контексте они явля-ются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать.

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц.

Паронимы

Близкие по звучанию, но раз-личные по значению слова.

Геройский – героический, двой-ной – двойственный, действен-ный – действительный.

Слова в переносном значении

В отличие от прямого зна-чения слова, стилистически нейтрального, лишённого об-разности, переносное – образ-ное, стилистически окрашен-ное.

Меч правосудия, море света.

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жите-лями этой местности.

Драники, шанежки, буряки.

Жаргонизмы

Слова и выражения, находя-щиеся за пределами литера-турной нормы, принадлежа-щие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употреб-ляющейся людьми, объеди-нёнными общностью интере-сов, привычек, занятий.

Голова – арбуз, глобус, кастрю-ля, корзина, тыква...

Профессиона-лизмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии.

Камбуз, кубрик, кок.

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных по-нятий науки, техники и проч.

Грамматика, хирургический, оп-тика.

Книжная лексика

Слова, характерные для пись-менной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалиро-вать...

Просторечная лексика

Слова разговорного употреб-ления, отличающиеся некото-рой грубоватостью, снижен-ного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять.

Неологизмы (новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых поня-тий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы (см. пример).

Будет буря - мы поспорим И по-мужествуем с ней. (Н. Языков.)

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из совре-менного языка другими, обо-значающими те же понятия.

Изрядный – отличный, рачи-тельный – заботливый, чуже-странец – иностранец.

Заимствован-ные слова

Слова, перенесённые из дру-гих языков.

Эксклюзив, менеджмент, кон-сенсус.

Фразеологиз-мы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значе-нию, составу и структуре,  воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку – быстро.

Экспрессивно-эмоциональная лексика

1. Разговорная. Слова, име-ющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоцио-нально окрашенные.

2. Эмоционально окрашенные слова оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

3. Слова с суффиксами эмо-циональной оценки.

Грязнуля, крикун, бородач.

Прелестный, чудный, отврати-тельный, злодей.

Миленький, зайчонок, умишко, детище.



Предварительный просмотр:

Если к завтрашнему дню

нужно выучить стихотворение

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая

в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Памятка

по анализу стихотворения

1. Внимательно прочитайте стихотворение. Лучше вслух! Чтение вслух поможет чётко определить размер стихотворения, прояснит особенности его ритмической структуры. Все ли слова вам знакомы? Узнайте значение незнакомых слов.

2. О чём стихотворение? Сформулируйте его тему. Тема формулируется кратко: словосочетанием или простым предложением, возможно, словами текста. Если текст без названия, попробуйте его придумать. Если текст имеет название, подумайте, как оно сочетается с темой.

3. Как в стихотворении показан лирический герой? Что он чувствует, о чём думает?

4. На какие части можно разделить стихотворение? Проанализируйте его композицию. Попробуйте переставить местами строфы или убрать одну из них — что изменится? Подобные мысленные эксперименты чрезвычайно полезны.

5. Возможно, вам удастся определить жанр стихотворения (элегия, ода, послание…). Докажите это. Постарайтесь найти черты того или иного жанра в рассматриваемом произведении.

6. Обратите внимание на образный ряд стихотворения. Какие тропы (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора, метонимия, оксюморон) использованы автором? С какой целью? Какие слова можно отметить в стихотворении как ключевые? Художественный образ может быть аллегорией (иносказанием), а может стать и символом.

7. Присмотритесь к языку стихотворения. Отметьте все странности на всех уровнях языка:

  • Фонетика. Можно ли говорить о различных видах звукописи? Ассонанс — повтор гласных, аллитерация — повтор согласных. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) ударения?
  • Морфемика. Есть ли необычное употребление отдельных морфем?
  • Морфология. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) формы слов?
  • Лексика. Использует ли автор лексические повторы? Встречаются ли синонимы? Омонимы? Антонимы, задающие антитезу? Какие понятия в стихотворении противопоставлены, какие сопоставлены? Слова могут быть синонимами и антонимами только в данном контексте. Их выявление поможет вам сформулировать основные оппозиции (противопоставления) текста. Есть ли в стихотворении неологизмы (окказионализмы)? Есть ли архаизмы? Есть ли заимствования? Встречаются ли просторечия?
  • Синтаксис. Какие предложения чаще использует автор — простые или сложные? Распространённые или нет? Есть ли однородные члены? Встречаются ли одинаковые синтаксические конструкции (параллелизм)? Не нарушается ли обычный (прямой) порядок слов (инверсия)? Не выделены ли второстепенные члены в отдельные предложения (парцелляция)?

Каждому языковому явлению ищите функциональное объяснение!

8. Анализ языковых средств приводит вас к выводам о стиле текста. Конечно, стиль стихотворения заведомо художественный, но нельзя забывать о том, что художественный стиль способен использовать элементы разных стилей.

9. Отдельный предмет анализа — стих. Каким размером написано стихотворение и что это может значить? Как разделение на строфы соответствует композиции? Как способ рифмовки отражается на восприятии текста? Возможно, перед вами твёрдая форма — например, сонет.

10. Разобрав основные образы стихотворения, проанализировав его языковое и стилистическое своеобразие, вы сможете обратиться к идее (основной мысли) стихотворения. Идея формулируется вашими словами, отдельным предложением, как правило, сложным.

Анализ стихотворного текста в контексте…

Помимо всего вышеперечисленного:

11. Известна ли вам дата создания стихотворения? Соотнесите её с тем или иным периодом в творчестве автора.

12. Входит ли стихотворение в какой-либо цикл или сборник? Если да, какое место там занимает?

13. Если вам известны те или иные обстоятельства создания данного стихотворения, изложите их и свяжите с содержанием. Посвящено ли стихотворение кому-нибудь?

14. В русле какого литературного направления или течения написан данный текст? Этот вывод должен последовательно вытекать из ваших наблюдений (а не наоборот!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся в портфолио ученика

Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....

Методическая разработка - Памятка для учащихся и их родителей КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ ДОМА

Данная методическая разработка представляет собой Памятку для родителей и детей, содержащую описание основных проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при устной подготовке...

Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...

Памятки для учащихся.

Папка  включает  памятки для учащихся:  как  составить план текста, как слушать новый материал на уроке истории,  сделать анализ революции и сражения. ...

Памятка для учащихся

Алгоритм решения кинематических задач...

Памятки для учащихся

Данные памятки предназначены для учащихся разных возрастных групп и помогают им в работе с художественным текстом...

Памятка для учащихся "Сочинение по литературному произведению? Это просто"

Данная памятка  окажет помощь учащимся в написании сочинения по литературному произведению...