программа элективного курса по русскому языку для 11 класса.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Программа элективного курса помогает в подготовке учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_v_11_klasse._podgotovka_k_ege.docx56.92 КБ

Предварительный просмотр:

   

  Программа

элективного курса

«Комплексный анализ текста: подготовка к ЕГЭ»

11 класс

                                       

                                                     

Пояснительная записка

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу.

ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

У ЕГЭ есть плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести следующее:

ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных баллах на экзамене, а, следовательно, способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;

Вследствие выше изложенного повышается качество знаний;

Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют

- знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

- речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем, о типах речи, о стилях речи, об использовании языковых средств в тексте;

- специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

- орфографическую и пунктуационную грамотность;

- владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

- умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).

У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.

Но наряду с плюсами есть и минусы:

- ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.

- малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах…

Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс «Комплексный анализ текста: подготовка к ЕГЭ», рассчитанный на 1 час в неделю для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников, заинтересованных в данном предмете, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности, повышенном и высоком.

Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.

Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе.

Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).

Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Место курса в образовательном процессе

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Курс «Комплексный анализ текста: подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Курс «Комплексный анализ текста: подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Так как в старших классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 1 час, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.

Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по-прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Курс рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю аудиторных занятий).

Цели и задачи изучения курса

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.

Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.

Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

Основные компоненты содержания курса

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

лексика;

фонетика;

морфемика и словообразование;

орфография и морфология;

синтаксис;

пунктуация;

языковые нормы.

А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.

Методы и формы обучения

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).

Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь)  и т. д.)

Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)

Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).

Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста, написания сочинения – рассуждения.

В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Формы контроля достижений учащихся

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

Критерии оценивания

Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет/незачет.

Итоговая оценка складывается из всех текущих. Например,

Лист контроля

Название темы

Кол-во заданий

Макс. балл

Набран. баллы

Оценка

Фонетика

10

10

8

Зачет

Словообразование

10

10

9

Зачет

Итоговая тестовая работа

29-8-10

29-8-10

23-5-6

Зачет

Итог

 

 

 

ЗАЧЕТ

В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – за содержание, 5 баллов – за грамматику).              

Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.

Листы контроля знаний учащихся (см. в Приложении 3).

Дополнительный обучающий материал

В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.

Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2012. / Серия 1С: Репетитор.

Учебник по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.

Учебное пособие для учащихся

В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку под ред. В.И.Капинос 2012 года и ЕГЭ–2013: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.

Рабочая тетрадь для учащихся

При изучении элективного курса «Подготовка к ЕГЭ» учащиеся используют две тетради:

- обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях (там записываются необходимые сведения по разделам русского языка, процедуре проведения экзамена, записывают ответы на разбираемые в классе тесты и т.д.).

- тетрадь ЕГЭ. Тренировочные тесты по русскому языку. В этой тетради ребята работают дома. Домашнее задание проверяется учителем выборочно (3 раза у каждого за весь курс, оценки идут в лист контроля). 

Список рекомендуемой литературы

1. ЕГЭ-2018. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экза-менационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2018.

2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интел-лект-Центр, 2018.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2017. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2012.

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2012;

5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2016.

Календарно -тематическое планирование

Тема занятия

Кол/ч

Дата

1

Вводное занятие. (Что такое КИМы, ЕГЭ. Новые требования к их выполнению). (Приложение 7) 

1

2

Что такое текст?  Связь предложений в тексте

1

3

Стили текста: публицистический стиль

1

4

Стили текста: художественный стиль

1

5

Типы текста

1

6

Зачетная работа №1

1

7

Тема и основная мысль текста

1

8

Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы)

1

9

Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст

1

10

«Расшифровка» информации текста (Приложение 5)

1

11

Зачетная работа №2

1

12

Роль вступления в сочинении-рассуждении (Приложение 1)

1

13

Роль заключения в сочинении-рассуждении

1

14

Формулировка основной проблемы исходного текста (Приложение 4)

1

15

Комментируем основную проблему текста (Приложение 2)

1

16

Зачетная работа №3

1

17

Позиция автора и способы ее выражения

1

18

Общие средства выразительности

1

19

Специальные средства выразительности

1

20

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

1

21-22

Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления)

2

23

Типы аргументации в изложении собственной позиции

1

24

Экспертная оценка сочинения

1

25-26

Написание сочинения

2

27-28

Комплексный анализ художественного текста.

2

29-30

Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.

1

31

Оценочные слова и речевые клише.

1

32

Оформление бланков ЕГЭ. (Приложение 6)

1

33

Итоговая зачетная работа

1

34

Резервный.

1

Приложение 1

Материалы для занятия по теме «Вступление и заключение в сочинении-рассуждении»

Текст №1.

1.Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.

2.Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10000000 тонн нефти. 3.Говорят, Рейн несет в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов.

4.Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту.

5.Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если ее нарисовать, ужасна.

6.Остановиться уже нельзя. 7.Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.

8.Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. 9.Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом. 10.Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например перепелят. 11.Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века. 12.Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех каких-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены природой.

13.Но вот я разглядываю картинки  книге Дореста «До того как умрет природа». 14.Люди расстреливают стадо бизонов с поезда. 15.Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны были только шкуры.

16.Врезавшись в стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.

17.Лежбище котиков. 18.Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. 19.Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики.20. Как можно больше убить, как можно больше схватить…

21.Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены – фактически – зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.

22.Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.

23.Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и … положить в карман гладкий холодный кружочек золота.

24.Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь, так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.

25.Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, с золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.

26.Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги. 27.Кто-то убьет последний экземпляр кита и лебедя. 28.Мало ли что другие экземпляры. 29.Но ведь именно от этого тянулись назад и вперед цепочки поколений. 30.А теперь осталась только одна цепочка – назад. 31.Нитки поколений перевязаны ненасытной жадностью человека.

                                                                                                                                                            В.Солоухин.

Вступление может быть в форме:

Пример

  1. Лирического размышления

  1. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)

  1. Рассуждения о заглавии, которое ты бы дал данному тексту.(Заглавие может отражать тему текста, указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт)

  1. Диалога с воображаемым собеседником по теме (проблеме, идее) текста.

  1. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

  1. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить выходом на его проблематику. ( Используй цитату только тогда, если помнишь ее дословно, иначе любое искажение – это фактическая ошибка)

  1. Может начинаться с ключевого слова текста

  1. Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста

  1. Описательного утверждения

Заключение может быть написано в форме:

Пример

  1. Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств

  1. Этически корректного возражения автору исходного текста.

  1. Спора с воображаемыми критиками позиции автора.

  1. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.

  1. Яркого примера, обобщающего твои суждения

  1. Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного положения.

  1. Вывода – впечатления.

  1. Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.

  1. Развернутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в 1-2 предложениях

                                                                                                                                         

Приложение 2

Материалы для занятия по теме «Комментируем проблему текста»

Текст №1

Опять на те же грабли?

1Впервые я услышал о существовании наук неосязаемых в городе Зеленограде, признанном центре наук, так сказать, осязаемых.  2То было время бурной полемики физиков и лириков, и физики весьма логично и не без удовольствия доказывали практическую бессмысленность наук, которые Россия некогда считала фундаментальными: истории и литературы.   3 Их, мол, можно толковать, как угодно. 4И утверждалось, что подобные вольности никому не нужны в эпоху наук точных, которые истолковывать по-своему невозможно.

5Однако Россия несколько веков весьма высоко оценивала обе «неосязаемые» науки. 6Настолько, что преподавание их в гимназиях было основополагающим, в реальных училищах они занимали достойное место, и даже городские девятиклассные школы уделяли им заметное время.7 Да и сельское четырехклассное приходское образование знакомило детей с церковной историей, которая позволяла им хотя бы помнить, что были у каждого из нас безвестные предки, трудами которых собиралась сегодняшняя мощь Отечества. 8Уж не говорю о литературе, которая легла в основание всей русской культуры. 9Почему же Россия тратила бездну сил и средств ради подготовки специалистов «наук неосязаемых»?10 Не потому ли, что она готовила не только узких специалистов, но и широко мыслящих интеллигентов?  

11Большевики обязаны были воспользоваться их знаниями и высоким уровнем культуры – однако поступили противоположно. 12Они начали с увольнений, травли и арестов, обвинив интеллигенцию во всех смертных грехах. 13Только ли потому, что русскую интеллигенцию беспокоил полуграмотный экстремизм Советской власти?

14Позволю себе усомниться в этом. 15«Гражданка» исчерпала все ресурсы – государственные, городские, сельские. 16А в армии числилось 5 миллионов штыков – а сколько обозников, хозяйственников, не считая чинов огромного количества штабов всех категорий. 17Что с ними делать? 18Демобилизовать? 19Но стоят заводы, фабрики, даже железная дорога. 20Мужик в деревне очень даже к месту, но куда девать огромное количество командиров, восемь лет поднимавших в атаку этих мужиков? 21Руководить производством? 22Но они умеют только воевать. 23На краткие курсы и – вперед, строить светлое царство социализма!

24Вот для кого Советская власть расчищала место в управленческих аппаратах. 25И что мы получили в результате деятельности лихих рубак?

26Результаты разорения родной страны общеизвестны. 27Приведу лишь один пример.

28Россия в массе своей была страной вегетарианской. 29Ей всегда не хватало мяса, но его с успехом заменяла рыба. 30Ее было чрезвычайно много во всех реках, озерах и прилегающих морях. 31Именно волжская вобла не дала нам помереть от голода как в гражданскую, так и после нее. 32Одним из самых дешевых продуктов была сельдь. 33Старшее поколение помнит мурманскую сельдь и балтийскую салаку, беломорскую, керченскую, дунайскую и азовскую селедку, каспийский залом, волжскую черноспинку, вкуснейшую ряпушку, обитавшую в Переяславском озере.

34Всех их начисто извели узкие специалисты, пришедшие на смену умевшим стратегически мыслить русским интеллигентам. 35Началась новая эпоха ускоренного строительства плотин, дамб, каналов, спешных докладов наверх в надежде получить премию или орден. 36В лихорадочной суете прорыли Беломорско-Балтийский канал, годный лишь для сплава леса, который и стали рубить в карельских лесах. 37Буксиры не справлялись с бешеной гонкой, лес шел сплавом, бревна устилали дно, уничтожая нерестилища рыб.

38Это было время громких, но бессмысленных заклинаний. 39Одним из них стал клич «Москва – порт пяти морей!»  40Лопатами заключенных прорыли каналы, навалили дамбы, построили шлюзовую систему. 41Москва стала портом «пяти морей»?  42Помилуйте, она оказалась окруженной пространством вялотекущей воды, что привело к изменению климата и затратам на прокладку водопроводов от последних источников чистой воды.

43Потом настала очередь «Большой Волги». 44Звучали речи об открытии очередной плотины к очередному празднику, но красивейшая река России превратилась в цепь стоялых водохранилищ. 45Затоплены заливные луга, погибли красные боры, а волжская вода, которую веками пили, черпая прямо из реки, для питья уже непригодна. 46Исчезла стерлядь, ушли на дно десятки сел и деревень.

 47В Переяславском озере водилась сиговая сельдь со времен прохождения ледника. 48Вода была чистейшей, что и погубило и озеро, и рыбу. 49Какому-то специалисту удалось растолковать партначальникам, что лучшего места для производства цветной кинопленки не найти. 50Где нынче тот специалист, где переяславская ряпушка?

51Еще пример – Байкал с его уникальной водой. 52Бумажные чиновники определили, что удобней места для бумажного комбината и не сыщешь. 53Уже наступили времена гласности, но никакая гласность помочь не смогла – комбинат был построен, и теперь Комиссия по спасению Байкала выискивает деньги, как бы его спасти.

54Глобальные планы подобного рода возникают в России и теперь. 55Специалистов у нас хватает, но уровень их культуры чрезвычайно низок, они не способны к многостороннему анализу.

56Нет, не зря Россия так усиленно внедряла историю и литературу в подрастающие души. 57Многовариантность этих наук приучала к поиску наиболее подходящего решения, что характерно для интеллигентного мышления, и это приносило свои плоды.58 Увы, сегодня в очередной раз началась атака на гуманитарное образование в средней школе. 59Вновь предлагают ужать и схематизировать изучение истории и литературы, чтобы освободить место для точных наук. 60Те же грабли лежат у нас под ногами. 61Неужели опять наступим?

 62Спору нет, специалисты очень нужны. 63Но сегодняшней России куда нужней интеллигенция.  64Нужны люди, широко мыслящие, способные видеть судьбу страны на годы и десятилетия вперед. 65Государства, не заботящиеся о своей интеллигенции, кончают плохо: они попросту сваливаются в средневековье.                                                          

                                                                                                                                     Б. Васильев

                                                                     

Приложение  3

«Лист контроля знаний учащихся»

Ф.И. учащегося ________________________________________________________

Название темы

Кол-во

заданий

Максимальное кол-во баллов

Набранные

баллы

Зачет/незачет

Домашнее задание № 1

Домашнее задание № 2

Домашнее задание № 3

Стили текста

Зачетная  работа №1

Тема и микротемы

Зачетная  работа №2

Вступление и заключение в сочинении-рассуждении

Зачетная  работа №3

Языковой анализ текста

 Написание сочинения

Итоговая зачетная работа

Итог

                                                                                                                                             

Приложение  4

Материалы для занятия по теме «Формулировка основной проблемы исходного текста».

Текст №1

1Говорят, что у всякой наглости есть предел.2 Это очень хорошая поговорка, даже мудрая. 3Но, к сожалению, не жизненная.

4Практикой не подтверждается. 5Любой россиянин знает, что у наглости предела нет.

6Вот недавний конкретный пример.

7Не где-нибудь в дремучем захолустье, а прямо в столице нашей родины, средь бела дня, в пяти шагах от выхода из метро два молодых здоровых боевика избили Героя России. 8Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину. Герой России, человек далеко не молодой и не слишком здоровый, еле спасся. 9А из людей, стоявших вокруг, на помощь ему не пришел никто.

10Правда, у этих равнодушных граждан есть маленькое оправдание: дело в том, что боевики были одеты в милицейскую форму, да еще с сержантскими погонами. 11Мало того, они и были сержантами милиции.12 Чеченцы, что ли? 13Да нет, светловолосые, светлоглазые, абсолютно наши люди. 14Просто боевые ребята, готовые врезать кому надо и не надо, чтобы каждый знал свое место.

15Герой России пожаловался милицейскому начальству. 16Оно вникло в происшествие и ответило, что боевые ребята, даже если малость погорячились, по существу правы, потерпевший сам виноват: зачем сопротивлялся, когда били и волокли в машину?17 В конце концов, они власть, а он кто? 18С учетом, что Герой России, преследовать по закону его не стали, но впредь пусть учтет.

19Надо сказать, потерпевший действительно был виноват, и даже дважды.20 Нет, не в том, что упирался, когда волокли, тут его понять можно: уж если на людях бьют, то что сделают в закрытой машине, не предскажет никто. 21Виноват он был в том, что, во-первых, по имени Магомет, а, во-вторых, по фамилии Толбоев. 22То есть ярко выраженное лицо кавказской национальности. 23И боевые ребята просто хотели проверить. 24А иным методам проверки их, судя по всему, не обучили. 25За что же наказывать – они же старались!

26Наверное, тем бы все и кончилось, но абсолютно рядовое происшествие раздули журналисты. 27Дали информацию в газеты, сделали коротенький сюжет на телевидении. 28И более высокое начальство решило проявить вежливость: перед Героем России, испытателем самолетов и космических аппаратов, извинился лично глава московской милиции. 29Словом, инцидент вполне можно считать исчерпанным.

30Но меня гложет вот какое сомнение.

31А если бы потерпевшим вдруг оказался не знаменитый человек? 32Тогда что? 33Стала бы эта история событием?34Подхватили бы ее журналисты?35 Извинялись бы перед пострадавшим от рук милицейских боевиков?

36Не знаю. 37Скажу честно – не знаю. 38Подозреваю даже, что не подавляющая, но достаточно значительная часть граждан одобрила бы их превентивные действия.

39Почему?

40А потому!

41Потому что – «понаехали тут всякие»!42 Куда ни ткнешься, везде они. 43Чего едут? 44Что им тут, медом намазано? 45Нам самим тесно, а тут еще они!

46Все эти тексты я не придумал – я их слышал не раз, не два и не двадцать два. 47Ну не можем, никак мы не можем примириться с тем, что Россия – великая держава, а Москва – мировая столица. 48Не можем примириться, что у всех ста восьмидесяти крупных и малых этносов, населяющих нашу огромную державу, права и на Россию, и на ее столицу не гостевые, а хозяйские.49 Любой квадрат нашей общей земли принадлежит любому россиянину.50 Где хочет, там и живет. 51Его страна!

52И это для нас не беда, а большая удача.53 Ведь как повезло Москве, что сюда «понаехали» Арам Хачатурян, Святослав Рихтер, Вахтанг Чабукиани, Махмуд Эсамбаев, Таир Салахов, Давид Ойстрах! 54Насколько бедней была бы сегодняшняя столица без Николая Цискаридзе, Михаила Жванецкого или Армена Джигарханяна!

55Если разобраться, то вся Россия состоит из «понаехавших». Москвичи понаехали на Байкал, а сибиряки – на Волгу.55 Русские на Кавказ, а кавказцы – в Воронеж и Астрахань. 56На Дальний Восток понаехали вообще все, кому не лень, потому что ленивым там делать нечего.57 Причем «охота к перемене мест» - давняя российская традиция.

58Тысячу лет назад в нынешнее Нечерноземье с Севера понаехали варяги, с Юга – греки, с Запада – поляки и немцы, с Востока – татары. 59Но и сами русские не зевали: Ермак понаехал в Зауралье, Хабаров – на Амур, Крашенинников – на Камчатку, Пржевальский – вообще в пустыню Гоби. 60И поди теперь разбери, кто где коренной, а кто «понаехавший».61 Так что единственный реальный выход из создавшейся мешанины – что все мы равноправные россияне, понаехавшие из России в Россию. 62И чем глубже мы это поймем, тем быстрей и бескровней оформится и затвердеет монолитная российская нация, которую никому не удастся раздробить на куски или разорвать на лохмотья.

                                                                                                                                                                                                                                  (По Л.Жуховицкому)

                                                                                                                                             

Приложение 5

Материалы для занятия по теме  «Расшифровка информации текста».

Эпизодик из жизни «милостивых государей».

   1 На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельная скука. 2 Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. 3 Не хотелось ни думать, ни зевать… 4 Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать… 5 Что делать? 6 Чем бы развлечься?

 - 7 Барышня какая-то пришла! – доложил Егор. – 8 Вас спрашивает!

- 9 Барышня? Гм…  10 Кто же это?

11 В кабинет вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. 12 Она вошла и поклонилась.

-13  Извините, - начала она дрожащим дискантом. 14  Я, знаете ли… 15   Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов… 16 Я…я… дочь надворного советника  Пальцева…

- 17 Очень приятно!  18 Садитесь!  19 Чем могу быть полезен?  20 Садитесь, не стесняйтесь!

- 21 Я пришла к вам с просьбой… - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. –22 Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. 23Вы, я слышала, даете…24 Я хочу ехать, а у меня… я небогата… 25Мне от Петербурга до Курска…

- Гм… Так-с…26 А для чего вам в Курск ехать?27 Здесь нешто не нравится?

-28 Нет, здесь нравится, но, знаете ли, … родители. 29Я к родителям.30 Давно уж у них не была. 31Мама, пишут, больна…

- Гм…32 Вы здесь служите или учитесь?

33Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…

- Тэк… 34Служили… 35Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико… 36Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… 37К родителям едете, значит… 38Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? 39Амурашка… 40Женишок? 41 Покраснели?42 Ну, что ж!43 Дело хорошее… 44Езжайте себе.45 Вам уж пора замуж… 46А кто он?

- 47В чиновниках…

-48 Дело хорошее…  49Езжайте в Курск… 50Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… 51 Небось, скука в этом Курске? 52Да вы скидайте шляпу!53 Вот так, не стесняйтесь!54 Егор, дай нам чаю! 55Небось скучно в этом… ммм… как его… Курске?

56Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, посияла и описала милостивому государю все курские развлечения… 57Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, дядя-учитель, кузены-гимназисты… 58Егор подал чай… 59Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать… 60Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся…61 Он уже не чувствовал скуки…

- 62Ваш жених хорош собой?- спросил он. – 63А как вы с ним сошлись?

64Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. 65Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и , улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала…66 Говорила она долго. 67Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. 68Пробило восемь часов.

- 69А у вашего отца неплохой почерк…70 С какими он закорючками пишет! 71Но, однако, мне пора… 72В театре уж началось… 73Прощайте, Марья Ефимовна!

- 74Так я могу надеяться?- спросила барышня, поднимаясь.- 75На что-с? - 76На то, что вы мне дадите бесплатный билет…- 77Билет? Гм… 78У меня нет билетов! 79Вы, должно быть, ошиблись сударыня…80 Вы не туда попали, не на тот подъезд…81 Рядом со мной подлинно живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с!82 Егор, вели заложить!83 Прощайте, ma chere Марья Семеновна!84 Очень рад… рад очень…

85Барышня оделась и вышла… 86У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.                                                                                                                     А.П.Чехов          

                                                                                                                                                    Приложение 6

 Занятие в 11 классе по теме: " Оформление бланков ЕГЭ"

ЦЕЛЬ: 1)помочь учащимся психологически подготовиться к новой для них форме экзамена;

            2)познакомить ребят с инструкцией по заполнению  бланков ЕГЭ;

            3)выработать навыки правильного заполнения бланков ЕГЭ.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1)инструкция по заполнению бланков единого государственного экзамена;

                               2)каждому из учащихся раздаются образцы бланков ЕГЭ:

                                 а) бланк регистрации

                                 б) бланк ответов №1

                                 в) бланк ответов №2.

                                 г) варианты тестов

                               3)  проектор и экран ( на доске проецируются бланки ЕГЭ и учитель объясняет  заполнение бланков по ним)

ХОД  ЗАНЯТИЯ: Ребята, сегодня мы с вами знакомимся с правилами заполнения бланков ЕГЭ. По статистике 50 % ошибок, допускаемых на ЕГЭ,- это ошибки в оформлении работы. Поэтому цель нашего занятия не просто познакомиться с правилами, но и выработать практические навыки в заполнении бланков ЕГЭ.

1.Общие принципы заполнения полей всех бланков.

    (объяснение учителя)

1.1 Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами.

      Допускается использование гелевой, капиллярной  или перьевой ручек.

     Вы должны изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и бланков ответов №1 и №2,тщательно копируя образец её написания  из верхней части бланка с образцами написания символов. Небрежное написание символов  может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.

    Линия метки (Х) в полях меток не должна быть слишком толстой. Если ручка оставляет слишком толстую линию, то вместо крестика в поле метки нужно провести только одну диагональ квадрата (любую).

1.2 Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества).

1.3 Если вы не имеете информации для заполнения

      поля, то должны оставить его пустым (не делать прочерков).

1.4 Категорически запрещается:

  • делать в полях бланков какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
  • делать какие-либо надписи и пометки вне полей бланков;
  • делать какие- либо надписи и пометки в полях, заполненных типографическим способом (номер варианта, штрихкоды).

2. Заполнение бланка регистрации.

(по мере объяснения учителя ребята заполняют свои бланки)

2.1 Бланк регистрации состоит из трёх основных частей:

а) В верхней части бланка расположены:

-вертикальный и горизонтальный штрихкоды;

-строка с образцами написания символов;

-поле для подписи выпускника;

-поля для рукописного занесения информации, заполняемые вами по указанию организатора в аудитории:

  • код региона,
  • код образовательного учреждения,
  • класс: номер, буква,
  • код пункта проведения ЕГЭ,
  • номер аудитории,
  • дата экзамена,
  • код предмета (в соответствии с принятым перечнем Центра тестирования Минобразования России);
  • название предмета;
  • подпись выпускника.

б) В средней части бланка регистрации расположены поля, для записи сведений о выпускнике, самостоятельно заполняемые вами (вносится информация из паспорта):

  • фамилия, имя, отчество;
  • серия и номер документа;
  • пол;

а также резервные поля для служебного пользования и поле для отметки факта выхода выпускника из аудитории во время экзамена.

в) Замечания участника ЕГЭ по процедуре проведения экзамена вам заполнять не обязательно.

3. Заполнение бланка ответов №1.

3.1 В верхней части бланка №1 расположены :

-вертикальный и горизонтальный штрихкоды;

-строка с образцами написания символов;

-поле для подписи выпускника;

-поля для рукописного занесения информации

  • код региона,
  • код предмета (в соответствии с принятым перечнем Центра тестирования Минобразования России),
  • название предмета.

Информация для заполнения полей этой части бланка должна быть продублирована с информацией, внесённой в бланк регистрации. (самостоятельное заполнение верхней части бланка №1).

3.2 Область для ответов на задания типа А.

В средней части бланка №1 расположены поля для записи ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов (типа А). Максимальное количество таких заданий -60.Максимальное число вариантов ответов на каждое задание-5.

3.3 Область ответов на задания типа А состоит из горизонтального ряда номеров заданий теста. Под каждым номером задания расположен вертикальный столбик из 5 клеточек. Для того, чтобы отметить ответ, который вы считаете правильным, под номером задания необходимо поставить метку ("крестик") в ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Образец записи метки приведён на бланке ответов №1.Для удобства работы клеточки на левом и правом полях бланка ответов №1 пронумерованы.

3.4 При заполнении области ответов на задания типа А следует строго соблюдать инструкции, приведённые в тексте. Если в инструкции к тесту указано выбрать один ответ, то в столбце, соответствующем этому заданию в области ответов на задания типа А, следует делать не более одной метки. При наличии нескольких меток такое задание заведомо будет считаться невыполненным.

3.5 В области ответов на задания типа А нельзя допускать случайных пометок, клякс, размазанных чернил и т. д., так как при автоматизированной обработке это может быть распознано как ответы на задания теста. Чтобы исправить случайные пометки и ошибочные ответы, их необходимо отметить в области "Замена ошибочных ответов на задания типа А".

3.6 Заменить можно не более 9 ошибочных ответов по всем заданиям типа А. Для этого в соответствующее поле следует внести номер задания, а в строку клеточек внести метку верного ответа. В случае, если в поля замены ошибочного ответа внесен несколько раз номер одного и того же задания, то при проверке будет учитываться последнее исправление (отсчет сверху вниз и слева направо). (После объяснения учителя все вместе ребята выполнят задания А1- А9).

3.7 Область ответов в краткой форме.

Ниже области замены ошибочных ответов на задания типа А размещены поля для записи ответов на задания типа В в краткой форме (слово или число). Максимальное количество-12.

3.8 Краткий ответ записывается справа от номера задания типа В в области ответов с названием "Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме".

  • Краткий ответ можно давать только в форме слова, или целого числа.
  • Каждая цифра, буква или знак записывается в отдельное окошко.
  • Слово должно полностью состоять из печатных заглавных русских букв.
  • Если требуется написать в ответе термин, состоящий из двух слов, пишущихся через дефис, то дефис ставится в отдельную клетку.
  • Если требуется записать словосочетание, то оно вписывается без пропуска клеток; при нехватке клеток для записи второго слова, его записывают

          до окончания последнего окошка, не дописывая на полях.

  •  В бланке №1 предусмотрены поля для записи новых  вариантов ответов на задания типа В взамен ошибочно записанных. Максимальное количество таких исправлений-2.

В случае необходимости изменить уже внесённый в бланк ответ на задание типа В надо в соответствующих полях отмены проставить номер исправляемого задания и записать новое значение верного ответа на указанное задание. 

(После объяснения учителя все вместе ребята выполнят задания В1 – В4 и записывают ответы в бланки).

4. Заполнение бланка ответов №2.

4.1 Бланк ответов №2 предназначен для записи ответов на задания с ответом в развёрнуой форме.

4.2 В верхней части бланка №2 расположены:

-вертикальный и горизонтальный штрих коды;

-поле без названия (для служебных целей);

-поля для рукописного занесения информации:

  • код региона,
  • код предмета,
  • название предмета,
  • номер варианта текста.

Информация для заполнения полей верхней части бланка, кроме служебного поля(без названия),должна быть продублирована с информацией, внесённой в бланк регистрации и бланк ответов №1.

(После объяснения учителя ребята самостоятельно заполняют верхнюю часть бланка №2).

4.3 Ниже регистрационной части расположена область записи ответов на задание с ответом в развёрнутой форме. В этой области вы записываете развёрнутые ответы на соответствующее задание.

4.4 При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов №2 вы можете продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой стороны запись "смотри на обороте".

Для удобства все стороны бланка ответов №2 пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями "в клеточку"

5. Заключение. Сегодня мы с вами познакомились с правилами оформления бланков ЕГЭ. На следующем занятии вы, будете выполнять тестовую работу. Основываясь на результатах этого теста, вы сможете оценить уровень своей подготовки к ЕГЭ по русскому языку по заданиям А и В.

6.Домашнее задание: тест №3 А1-А28.

                                                                                                                                              Приложение 7

Занятие в 11 классе по теме: «Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку».

Цели занятия:

  1. Познакомить учащихся со структурой теста ЕГЭ;
  2. настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену;
  3. повторить сложные вопросы различных разделов языкознания;
  4. способствовать психологической адаптации выпускников.

Ход занятия.

1Работа по группам.

Разбор вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.

(Эти задания записаны на доске учителем, представители от каждой группы выполняют их. На первом занятии учитель предлагает свои задания, впоследствии ребята подготавливают их самостоятельно дома.)

  1. ФОНЕТИКА

Сделать фонетический разбор слова осень.

  1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по составу бездушный.

  1. ЛЕКСИКА

 Есть ли антонимы у слова  белый?

  1. МОРФОЛОГИЯ

Определите род существительных:  кенгуру, Токио, кофе, шампунь, какао, тюль, Сочи, Миссисипи, кашне.

  1. СИНТАКСИС

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и объясните их.

Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман нач..нал ра..ходиться в д..линах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков.

2 Знакомство с заданиями ЕГЭ.

Слово учителя.

   Задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, которые включали задания в основном по орфографии, пунктуации и культуре речи. Сложность ЕГЭ в том, что он охватывает весь курс русского языка средней школы, включает 38 заданий разных типов. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяются владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, Умение анализировать текст, создавать собственный текст. Что касается последних двух видов работы, то опыт у вас довольно богатый: анализировать текст и писать сочинения вам приходилось довольно часто. Надо учесть, что задание по созданию текста требует выбора одного из жанров: рецензия, отзыв, эссе. Основательно придется повторить теоретические вопросы по всем разделам языкознания - от фонетики до текста.

   Подробные материалы для подготовки к ЕГЭ и рекомендации вы найдете в книге «Единый Государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы».

  (Перед занятием ребятам раздаются образцы заданий ЕГЭ, чтобы они могли оценить уровень предстоящего экзамена и познакомиться со структурой теста.)

   ЕГЭ включает вопросы, требующие ответов трех типов.

   К первому, под литерой «А» относятся готовые, сформулированные ответы (4 варианта к каждому вопросу), из которых надо выбрать один правильный и отметить крестиком в соответствующей клеточке бланка.

   Второй тип, под литерой «В», требует написания во второй части бланка кратких ответов в виде слова, словосочетания, небольшого ряда слов или в виде цифры. Вся вторая часть, а также последние задания первой части связаны с заданным текстом, обычно публицистического содержания.

   Третий тип, под литерой «С»,- это сочинение-рассуждение. Оно должно опираться на заданный текст и представлять собою рецензию, отзыв или эссе. Требования к объему сочинения: не менее 150 слов, включая служебные слова, что равняется примерно объему среднего диктанта, сопоставимо с текстом от которого вы отталкиваетесь. Это задание выполняется на отдельном бланке.

   Здесь выпускнику предоставляется свобода выбора. Если вы не претендуете на оценки «4» и  «5» и не собираетесь поступать в вуз, задание «С» можно не выполнять. Однако надо учитывать, первые две части теста могут быть сделаны с ошибками, поэтому написание части «С» дает шанс исправить положение и набрать недостающие для положительной оценки баллы.

   На выполнение всей работы отводится 3 астрономических часа. После этого срока работы комиссией не принимаются.

   Необходимо оставить достаточно времени, чтобы перенести ответы с черновика на бланки тестов. Лучше это делать последовательно: решить первую часть тестов - перенести на бланк, затем вторую, а в оставшееся время написать сочинение и успеть аккуратно переписать его. Черновики не рассматриваются, поэтому очень важно правильно и точно заполнить все бланки ответов. ( Все рекомендации по заполнению бланков ЕГЭ учащиеся получат на следующих занятиях.)

3 Разбор примеров из тестов.

Пример из заданий первого типа (выбор правильного ответа).

А) В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. у глубочайш..й  завод..
  2. куда бы н.. пошел, всюду н.. души
  3. пр..терпеть л..шения
  4. н..  знает н..чего

Задание классу:

Объясните написание букв Е и И в каждом примере. (Ответ 2)

     Пример из задания второго типа (написать краткий ответ)

Б) Укажите к какому типу лексических единиц относятся слова: пиар, Интернет, дискета.

(Ответ: неологизм или неологизмы - допустимы оба варианта.)

Задание классу:

          Вспомните, что такое неологизмы и как они появляются в языке.

 

   4 Домашнее задание:

  Выполнить задания из тренировочных тестов А1-А4 (вариант 1).

  Задания по группам: подготовить вопросы по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".

Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...