Учебно-методический комплекс по теме: «Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Кутахова Екатерина Ивановна

Данный УМК может быть использован полностью или частично для работы на уроках русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_2018.doc410.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс по теме:

«Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»

Оглавление

  1. Основные обобщенные результаты изучение темы

«Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»……………………………………………………..              3 стр.

  1. Карта темы ………………………………………………….  4 стр.
  2. Алгоритм…………………………………………………….  5-6 стр.
  3. Итоговая работа …………………………………………….  7 стр.
  4. Таблица взаимосвязи прогнозируемых результатов учения

школьников …………………………………………………..   8 стр.

  1. Урок №1  ……………………………………………………   9 стр.
  2. Урок №2 ……………………………………………………   10-11 стр.
  3. Урок №3 Итоговая работа……………………………………………………        12-13стр.

                  9. Разработка урока по теме: «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова»  14-15 стр.    

                 11. Анализ и выводы …………………………………………  16 стр.

  1. Список литературы ………………………………………..  18 стр.                                                                    

Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:

«Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»

В конце изучения темы учащиеся:

Знают: 

- об образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов,

- об изменении формы слов с помощью окончаний.

Умеют: 

- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова,

- изменять форму слова с помощью окончаний,

- различать однокоренные слова и формы слова,

        - составлять карту – схему темы.

Количество уроков по плану:  3

Количество срезовых работ:   2





Итоговая работа (на третьем уроке)

Задания первого уровня

Задания второго уровня

Задания третьего уровня

1. Запиши слова двумя группами: однокоренные  и формы слова

-животном

-жить

-жил

-жизнь

-загадки

-загадочный

-разгаданная

-загадка

-(в)мире

-мирная

-мир

2. Исправь ошибки: в правом столбике – только  однокоренные слова, в левом – формы одного и того же слова

Звонить                   звон

Звонкий                   звонок

Звонил                     звоночек

Звоню                      звонка

  1. Измени форму выделенного слова и составь с полученным свое предложение.

Из леса мы выходим к высокой горе.

4. Подбери однокоренные слова с помощью разных приставок и суффиксов  к выделенному в первом предложении слову и составь с полученными свои предложения.

ТАБЛИЦА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОГНОЗИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  УЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ

№ заданий итоговой работы

Уроки по теме

     1 уровень

     2 уровень

     3 уровень

№ срезовой работы

             1

            2

3

4

1 урок  «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова»

Срезовая работа №1

            1,2

          1,2

1

1,2

1

2 урок  «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Окончание. Формы одного и того же слова»

Срезовая работа №2

       1,2,3

          1,2,3

2

1,3

2

3 урок Итоговая работа


Урок № 1.

Тема урока: «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова»

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы

1

2

Все учащиеся знают, однокоренные слова образовываются с помощью приставок и суффиксов.

Умеют подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.

Умеют составлять первую часть карты-схемы

Срезовая работа №1

Срезовая работа 1.

1. Раздели слова на морфемы: уборка, заколка, земляной, надрежут

  1. В какой колонке даны однокоренные слова?

Вода – воды                             вода - подводник

Голубой – голубая                  голубой - голубеть

Гореть – горишь                      гореть - горел

Домашнее задание: § 70, упр. 370.

Урок № 2    

Тема :  «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Окончание. Формы одного и того же слова»

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы

1

2

Знают, что с помощью окончаний образуются формы одного и того же слова.

Умеют изменять форму слова

Умение нарисовать карту - схему.

Срезовая работа №2

2-я срезовая работа.

В наших лесах растет диво дивное — береза. Это удивительное творение природы. Удивляет оно прежде всего тем, что это единственное дерево в мире с белой корой. О березках в народе сложено много песен. «Страной березового ситца» называл поэт Есенин Русь.

1. Выписать (по вариантам) в два столбика однокоренные слова с корнями -див- (-дивл-),

                                                                                                                                            -берез.

      2. Обозначить окончания у выделенных слов:

.     3.   Исправь ошибки: в правом столбике – только  однокоренные слова, в левом – формы одного и того же слова;

Лес – леса                                                 море - морской

Голубь – голуби                                       морской - приморский

Летал – летали                                         гористый - гористая

Мир – мирный                                         бежал – убежал

Домашнее задание: § 70, упр. 373


Урок № 3  Итоговая работа.

Прогнозируемые результаты урока

Итоговая работа

1

2

3

Знают, как отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Умеют пользоваться алгоритмами и картами схемами.

Умеют различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Итоговая работа

Итоговая работа

Задания первого уровня

Задания второго уровня

Задания третьего уровня

1. Запиши слова двумя группами: однокоренные  и формы слова

-животном

-жить

-жил

-жизнь

-загадки

-загадочный

-разгаданная

-загадка

-(в)мире

-мирная

-мир

2. Исправь ошибки: в правом столбике – только  однокоренные слова, в левом – формы одного и того же слова

Звонить                   звон

Звонкий                   звонок

Звонил                     звоночек

Звоню                      звонка

  1. Измени форму выделенного слова и составь с полученным свое предложение.

Из леса мы выходим к высокой горе.

4. Подбери однокоренные слова с помощью разных приставок и суффиксов  к выделенному в первом предложении слову и составь с полученными свои предложения.

Домашнее задание: упражнение 380.


Разработка урока по теме: «Морфемы – наименьшие значимые части слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова»

Знать: об образовании однокоренных слов с помощью приставок и

суффиксов.

Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.

1. Раздели слова на морфемы:

коллективно

полусамостоятельно

Самостоятельно

Хлебный, украсят

Принесли, говорливый

Безветренный, приберегли

2.Устная синтаксическая пятиминутка

Составьте схему предложения (без записи самого предложения) Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами; дайте характеристику предложения. Выпишите и разберите по составу слово скрипит.

3.         Запись в «Словарь корней».

-скрип-: скрип, скрипеть, скрипка, скрипач, скрипучий, проскрипеть.

Под руководством учителя слова разбираются по составу. (Разбор по составу однокоренных слов способствует не только правильному выделению корня, но и сознательному выделению всех значимых частей слова.)

  • Что общего у этих слов? (Значение корня.)
  • Как называются такие слова? (Однокоренными.)
  • Одинаковое ли у данных слов лексическое значение? (Нет.)
  • С помощью каких частей слова образуются новые значения? (С помощью суффиксов, приставок.)
  • К каким частям речи относятся эти слова?

  1. Назовите суффиксы и приставки, с помощью которых образованы однокоренные слова

Лес – перелесок

Лед - подледный

Школа - пришкольный

Работа над алгоритмом по определению однокоренных слов.

  1. В какой колонке даны однокоренные слова?

Комната – комнатный                     комната - комнату

Новый - новость                               новый – новые

                                                          гора- горе

Строим – выстроим               строим - строят

Квартал – квартальный         квартал – кварталами

Водный - подводить

Въехал – поехал                           ехал - ехали

Квартира – квартирный              квартира – квартирой

Горевать - гореть

6. Срезовая работа №1

Домашнее задание: § 70, упр. 370.

.


АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ.

        Данная технология позволяет участникам образования решить следующие задачи:

  1. оптимизация нагрузки участников образовательного процесса;
  2. повышение мотивации учащихся к предмету;
  3. создание условий для самоопределения и выбора учащимися того уровня заданий, который они считают наиболее оптимальный для их психологического состояния и уровня знаний, полученных на уроке;

        Разработка учебных  комплексов направлена на разработку целостной системы поэтапной подготовки учащихся к единому государственному экзамену  с одновременной  реализацией положений о профилизации школы. Каждый обучающийся класса осваивает учебные темы на уровне сложности, соответствующем зоне своего ближайшего развития, и темпам, находящимся в пределах его возможностей.  При работе по учебному комплексу учитывается способности учащихся, прививаются им навыки работы с разноуровневой информацией, обучает их ставить конкретные цели и достигать  конкретные результаты.

        В результате развивается образовательная деятельность учителей и учащихся. Образовательный процесс переориентируется в направлении организации учения каждого школьника на основе создания особых позитивных мотивационно-побуждающих к учению условий.

        Данная технология позволяет осуществлять разноуровневое обучение, оптимально подготовить учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ в 11 классе по русскому языку и ГИК в 9 классе по русскому языку.

        При подготовке к урокам учитель использует компьютер, а это интересно детям, и именно разработка карты темы, ее демонстрация, работа с ней позволяет мотивировать ребенка к освоению учебного материала. Также большая накопляемость отметок и самооценка ребенка позволяет достичь хороших результатов. Данная технология повышает комфортность обучения, рост качества, взаимоотношения учителя и ученика выходят на новый уровень общения, ребенок непосредственно влияет на ход освоения материала на уроке.

Список используемой литературы

  1. Учебник. Русский язык. 5 класс. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и т.д.
  2. Н.О. Крамаренко. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы.  Волгоград, «Учитель», 2007.
  3. Е.П. Петрухин, М.В. Петрухина. Поурочные разработки по русскому языку. М.,  «Экзамен» 2008.
  4. С.И. Львова. Практикум по русскому языку. 5 класс  – М., «Просвещение» 2006.
  5. Лебедев В.В. Технология развития образовательной деятельности учителя. – М.АПК и ППРО, 2007.
  6. Учебник литературы. 5 класс. Авторы – составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М., «Просвещение» 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по теме "Продукты", 3 класс

. В результате обучения иностранному языку по данному УМК ученик должен: знать/понимать:*  основные слова, словосочетания, звуки английского языка;*  основные правила чтения и орф...

Учебно-методический комплекс по теме "Предельные углеводороды"

Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок пока остается основной ее формой. Моя презентация-это презентация целого ряда ур...

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы....

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

"Однокоренные слова и формы одного и того же слова"

Урок с использованием исследовательского и поискового методов....

Однокоренные или родственные слова и формы слова

Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...