"Однокоренные слова и формы одного и того же слова"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Русакова Наталья Викторовна

Урок с использованием исследовательского и поискового методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского в 5 классе43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Морфема. Изменение и образование слова».

Цели урока:

- введение новых для учеников понятий: словообразование, морфема, способы словообразования;

- повторить понятие «однокоренные слова», дать новое понятие «формы одного и того же слова»;

- уметь отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова;

- уметь выполнять морфемный разбор слова;

- развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память;

- воспитывать любовь к родному языку.

 

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя: героиня книги шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», маленькая выдумщица и фантазерка, придумала слово «кукорямба», придумала и стала искать.

        Вначале она подумала, нельзя ли купить кукорямбу в магазине, и попросила у продавщицы в кондитерской 200 граммов свежей хрустящей кукорямбы. Из кондитерской Пеппи вышла разочарованная. Не лучше обстояли дела и в лавке скобяных товаров, и в магазине швейных принадлежностей – кукорямбы нигде не было.  

И понятно почему: в слове, придуманном Пеппи, нельзя выделить какие-то значимые части, которые хоть как-то подсказывали бы смысл, и можно ли сказать, что это слово образовано от какого-то другого слова.

Сравните: столовая – от стол; проигрыватель – от играть; пешеход – от ходит пешим.

Таким образом, зная значение слова, от которого произведено новое слово, и зная смысл тех частей, с помощью которых образовано это новое слово, мы понимаем смысл этого слова.  

  1. Определить значение слова помогает знание смысловых значений морфем, составляющих это слово. Задание у доски:

Выделить морфемы, с помощью которых можно определить значение образованных слов.

Ученик работает у доски.

Елочка – суффикс –к – маленькая ель;

Еловый – суффикс – ов - относящийся к ели;

Ельник – суффикс – ник - еловый лес.

  1. Слово учителя: русский язык богат морфемами, то есть приставками, суффиксами, корнями и окончаниями. Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике. Изучением законов образования слов занимается особый раздел науки о языке, который называется словообразованием.
  2. Продолжим наблюдение над словами. Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдений.

На доске написаны слова: мечта, мечтатель, мечтательный, мечтать, размечтаться.

Учитель: прочитайте, что общего в данных словах и чем они различаются?

Ученики: здесь написаны однокоренные слова. У них общий корень, но слова имеют разное значение: мечта – это желание, надежда на что-то в будущем, мечтать – это действие, когда представляешь, чего тебе хочется, может быть, думаешь, как добиться этого; мечтатель – это тот, кто мечтает; размечтаться – это тоже такое действие, когда сам себе рисуешь эти желания, такое приятное состояние; мечтательный – это признак, качество натуры, когда человек любит помечтать.

Учитель: действительно, все слова имеют отношение к корню –мечт-. Почему же у них разное лексическое значение?

Ученики: у этих слов разные основы, а когда к корню в основе добавляется суффикс или приставка, то слово меняет свое значение, ведь и суффикс, и приставка – значимые части слова. Они добавляют свои смыслы, и слово становится другим.

Учитель: молодцы, вспомнили то, что мы изучали,  и по лексике, и по морфемике. А теперь давайте вспомним грамматику: к каким частям речи мы отнесем данные слова?

Ученики: 2 существительных (мечта, мечтатель), 2 глагола (мечтать, размечтаться), прилагательное (мечтательный).

Учитель: а как вы это докажете?

Ученики: по признакам частей речи (ученики перечисляют грамматические категории каждого слова). Существительные и прилагательные склоняются, а глаголы спрягаются.

Учитель: давайте вспомним, как слова склоняются и спрягаются.

В результате на доске появляется запись (во всех столбиках слова разобраны по составу)

Мечта

Мечтатель

Мечтательный

Мечтать

Размечтаться

мечты

мечтателя

мечтательного

мечтаю

размечтаюсь

мечте

мечтателю

мечтательному

мечтаешь

размечтаешься

мечту

мечтателя

мечтательного

мечтает

размечтается

мечтой

мечтателем

мечтательным

мечтаем

размечтаемся

мечте

мечтателе

мечтательном

мечтаете

размечтаетесь

мечтают

размечтаются

Учитель: какие выводы, ребята, мы можем сделать в результате наблюдений?

Ученики: если в слове изменяется окончание, то меняется только его внешняя сторона (форма); если в слове меняется основа, появляются новые части слова, то образуется новое слово, у которого меняется и форма, и лексическое значение – появляются однокоренные слова.

Учитель: выполните задание.

Запишите под диктовку загадку и отгадайте её.

В левый столбик выпишите однокоренные слова, в правый – формы одного и того же слова. Выполните морфемный разбор выписанных слов.

Загадка.

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновало две недели,

Апельсина мы не ели.

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

           (Луна и месяц)

апельсин                                                               апельсин

апельсиновая                                                        апельсина

Учитель: при образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы....

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

Учебно-методический комплекс по теме: «Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»

Данный УМК может быть использован полностью или частично для работы на уроках русского языка в 6 классе...

Однокоренные или родственные слова и формы слова

Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...

Самостоятельная работа по теме: "Формы слова и однокоренные слова"

Самостоятельная работа по теме: "Формы слова и однокоренные слова" (2 варианта)...