Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему :" Три склонения имен существительных."
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Урок по русскому языку в 5 классе на тему "Три склонения имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk._urok_5_kl.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                БОУ «Усть- Шишевская средняя школа»

                    Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему :

                     Три склонения имен существительных.

                                     Учитель русского языка и литературы

                                           Никифорова Оксана Николаевна

                                           

Тема : Три склонения имен существительных.

Цели:

Обучающие:

- дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

- познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;

Воспитывающие:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом

Оборудование:  презентация к уроку,  карточки с заданиями.

 

Ход урока

Слайд 1

1.Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

– Ребята, сегодня  нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.   Дорогие ребята, у нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него. У вас на столах смайлики, выберите

  Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка.  

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу .Начинаем наш урок.

- Откройте тетради, запишите число, "классная работа".   (на доске)

2. Словарный диктант.

- Переходим к повторению словарных слов.

- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

 

1. Приём пищи в середине дня. (Обед)

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Сладкие, вкусные кондитерские изделия, которые имеют различную начинку, форму и        размеры.(конфета)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

 

- Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу своего соседа. Поставьте оценку за словарную работу на полях. Вот критерий:

Взаимопроверка.

"5" - нет ошибок

"4" - 1 ошибка

"3" - 2 ошибки

"2" - 3 и более ошибок         (слайд   2  )

 

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой?

- Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

 

4. Повторение изученного материала.

1)- А ведь мы на предыдущих уроках познакомились с группой имён существительных, которые имеют или только форму единственного числа, или – множественного числа.

- Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

- Перед вами группа слов, которые нужно распределить в два столбика.

В первый столбик выпишите имена существительные, которые имеют форму только ед.числа, а во второй - существительные, которые имеют форму множественного числа.    Слайд  3

На доске:Белка, вилы, железо, заморозки, бензин, дядя, хлопоты, облако, горелки, погода, стол, ворота, ночи, темнота, хлопок.

Взаимопроверка.               Слайд  4

- Почему несколько слов не вошли ни в первый ни во второй столбик?

(Потому что они имеют форму и единственные и множественные числа)

- Докажите.

(белка,- и; дядя, - и; облако, - а; ночи, - [ ] ,стол-ы.)    

2)    -  Вот уже несколько занятий мы работаем над темой «Имена существительные».

- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

Выброс на доску:      слайд  5

Имена существительные

Обозначают:                        предмет

Отвечают на вопрос:           кто? что?

Бывают:                            собственные,  нарицательные, одушевлённые -неодушевлённые

                                             мужской,  женский, средний род

- Какие признаки имён существительных вы назвали?

Изменяются:           по числам ,падежам

 - Как называется такой признак имени существительного?

Роль в предложении:     подлежащее,  дополнение,   обстоятельство.

  Как называется изменение имен существительных по падежам ?  (склонение)

- Какая часть слова изменяется при изменении по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их с вопросами

 

 

- Ребята, какое время года?

- Так  вот, чтоб она была теплой,  правильно просклоняем  слово зима, выделим окончания. (1 ученик на  доске)         с таблицей падежей.

После того, как просклоняли.- проверка   Листы самооценки.

-Послушайте интересные сведения

-Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей

- Ученики в Финляндии 15 падежей

- Дети в Венгрии 22 падежа

- У китайцев существительные  не склоняются и падежей в грамматике нет.

 

- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои  шесть падежей, чтобы говорить  и писать легко, грамотно и красиво.

 

5. Побуждение к проблеме.

- Прочитайте предложение. Найдите имена существительные в предложении.         Слайд

Автобус едет по улице Ленина и по площади Мира.

(Автобус, по улице, Ленина, по площади, Мира)

 

- Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади. (Дательный падеж)

 

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

-Какие у вас есть  предположения ?

- Может это зависит от рода?  Какого рода эти слова, определите.

Но оба существительных женского рода.

- Вижу, затрудняетесь.

- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

 

6. Поиск решения . Задание на формулировку темы урока.

 

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.      Слайд

 

- Прочитайте слова, найдите общее.(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

 

- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Юра, Витя)

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

 

Сущ. ж. р.

Сущ. м. р.

Сущ. м. р. 

Сущ. ср. р.

Сущ. ж. р.

вода

Юра

конь

окно

степь

земля

Витя

стол

море

дочь

/_________________/

/____________________/

/__________/

1 склонение

2 склонение

3 склонение

 

 

- По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

-Что мы можем определить с помощью рода и окончания ?

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

 

7. Формулировка темы урока.

-Сформулируйте  тему урока.              Слайд

- Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке?          слайд

(Вспомнить склонения существительных….

Закрепить ЗУН в определении склонений имён существительных…)

Сегодня мы вспомним, повторим и закрепим наши знания об основных видах склонений существительных, потому что ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

 

8. Работа по новой теме.

1) - Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.          Слайд

(Читают дети)

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

 

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

 

 

2)  Работа с правилом и таблицей в учебнике

- Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебники на странице 62, параграф 95. Прочитайте два первых абзаца.

Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.

Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.

Это означает, что практически все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

А что такое НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного?

(Ответы детей)

Проверьте себя по учебнику.

Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.

3) Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

1). Поставить существительное в начальную форму.

2). Определить род.

3). Выделить окончание.                Слайд

4) По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения. (читает другой ученик)

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения

4)Упражнение в определении склонения имен существительных.            Слайд                     

- Но сейчас, опираясь наалгоритм, поупражняемся в определении склонений имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.   (по цепочке)

 

 9. Физминутка.                   Слайд

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

10.  Закрепление изученного материала, отработка полученных умений

1)Работа с фразеологизмами.  (группа)

-Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологизмы ?

 Фразеологизмы – это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение. И вы, ребята, не раз уже слышали их от кого-либо, прочтите несколько фразеологизмов .     слайд

Фразеологизмы

Значение фразеологизма

Душа в пятки ушла

(Испугаться. Испугавшийся человек.)

Скатертью дорога

(Уходи, без тебя обойдемся.) 

На седьмом небе

(Быть в полном восторге. Счастливый человек.)

 – Посмотрите на фразеологизмы. Объясните значение одного фразеологизма и выпишите все существительные и определите их склонение. (скатертью на небе душа дорога)

Один у доски. Оценили себя в оценочных листах.

2) Работа с учебником.          Работа в парах

 -  Найдите упр. 250 на стр.63. Прочитайте задание к упражнению.

( читает ученик)

(Написать существительные в три столбика по склонениям)

- Работаем, комментируя с места.   

Проверка.             Слайд

 Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

 3) Работа с текстом.    Самостоятельная работа.              слайд

-Посмотрите на предложения, из 4. -Прочитайте текст. (по цепочке)

Над деревней Кашино нависла темная туча. Крупные капли дождя застучали по крышам домов. Хлынул дождь как из ведра. Аленка и Юля побежали прятаться.

-Можно ли считать их текстом?  (связаны по смыслу и грамматически)

-О чём говорится в тексте?

Определить склонение слов, выделенных в тексте.

Самопроверка.     слайд

У каких существительных нельзя определить склонение? Почему?

-В данных предложениях встретились слова, которые пишутся с большой буквы. Почему? Вспомним правило.

4)Работа с синонимами.

-Вспомним, что такое синонимы?(слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.)

К данным существительным подбери синонимы, слова другого склонения.

         метель       слайд                                    (пурга)

         зной                                                         (жара)

         алфавит                                                  (азбука)

         отечество                                               (родина)

         болтовня                                               (разговор)

         бой                                                        (сражение)

Самопроверка.    слайд

- Кто доволен своей работой?  Молодцы!

 11. Итог урока.                       Слайд

 - Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

От чего зависит правописание окончаний имён существительных? (от склонения имени существительного)

 Заполнение таблицы по теме       слайд

http://festival.1september.ru/articles/528686/img2.gif

-Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.

-Посмотрите на цели, которые мы ставили в начале урока.

Удалось ли справиться с поставленными на уроке целями?

Что на уроке для вас было самым главным?

Что показалось вам сегодня трудным?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 7: ОЦЕНКА ЗА УРОК.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 8: НАСТРОЕНИЕ В КОНЦЕ УРОКА.

-Посмотрим на ваше настроение в конце урока.

Домашнее задание.

Положите ваши листы в тетрадь, я их просмотрю, и выставлю вам оценки. Надеюсь, что они совпадут с вашими самооценками! Возьмите вторые тетради. В них лежат карточки с домашним заданием. Прочитайте, что вам нужно сделать?

П. 95.1.Всем придумать сказку о трех склонениях.

Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.    слайд

2. Тексты распечатаны. 1.(базовый уровень) (оценка «3»)

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.

2 (повышенный уровень)   (оценка «4-5»)

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец:

Идти по алле          (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"

Цели: познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии....

урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных"

урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных" ОС Л.В. Занкова...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка для обучающихся 5 класса на тему: "Три склонения имен существительных"...

Урок в 5 классе на тему "Три склонения имен существительных"

Урок "Три склонения имен существительных" ( 5 класс)...