урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока на тему

урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных" ОС Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3klass_otkrytyy_urok_zankova.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе (система Занкова)

Тема: Три склонения имен существительных.

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Минутка чистописания.

3.Повторение.

 проверка д/з - фронтальный опрос

 4.Введение в тему.

         а) Работа на листочках

         б) Группирование слов. Коллективный вывод о зависимости типа склонения по окончаниям и от рода  существительных.

5. Объявление темы урока, нацеливание

6. Составление алгоритма определения имен существительных.

Работа у доски по алгоритму.

7. Парная работа.

Найди лишнее слово, образуй новые родственные слова других склонений.

8. Физкультминутка.

9. Самостоятельная работа по учебнику.

10. Закрепление по теме урока.

11.Рефлексия.

Работа на перфокартах.

12. Итог урока.

13. Оценивание за урок, домашнее задание.

Цели урока: Познакомить с понятием «3 склонения имен существительных», научить детей определять склонение.

Задачи:

  1. Дать понятие о трех типах имен существительных и ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию в начальной форме и по роду, учить делать выводы.
  2. Развивать орфографическую зоркость, умение применять полученные знания на практике, развивать мышление, внимание, речь и навык письма.
  3. Воспитывать доброе отношение к близким, к природе, интерес к русскому языку.

Тип урока: урок-исследование изучения нового материала.

Методы: поисковый, коллективный, работа в парах

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки со словами, таблица склонений, презентация к уроку, перфокарты.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Слайды презентации

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Сегодня у нас необычный урок русского языка, к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

2

Запишите число, классная работа

Минутка чистописания.

 Начнем урок с минутки чистописания. Запишите, продолжив закономерность.

Чщ Чч Щщ

следите за высотой букв, пишем красиво и аккуратно.

(проверить)

 Записывают в тетрадь

3

Повторение.

проверка д/з - фронтальный опрос.

Сейчас повторим темы предыдущих уроков

- Что такое склонение?

-Сколько падежей в русском языке?

-Назовите эти падежи и вопросы к ним.

Молодцы!

Склонение- это изменение имен существительных по падежам.

4

Введение в тему урока.

         а) Работа на листочках

-А давайте сейчас проверим, насколько хорошо вы склоняете имена существительные по падежам. На этих листочках даны слова, просклоняйте их: допишите окончания.

Кот, окно, лиса, папа, тень, ночь, дом, село

б) Группирование слов. Коллективный вывод о зависимости типа склонения по окончаниям и от рода  существительных.

-Теперь попробуй те разбить эти слова на три группы. Внимательно посмотрите на род имен существительных, на падежные окончания.

-В чем сходство? В чем различие?

-В какие же группы войдут  ваши слова на карточках?

-Какие существительные войдут в 1 группу? Во 2? В 3?

- Почему вы объединили именно так?

Правильно! По роду имен существительных, по окончаниям имен существительных в косвенных падежах, их можно распределить в три группы. В русском языке существуют три типа склонения имен существительных.

Дети дописывают окончания

По роду имен существительных, по окончаниям имен существительных

5

Объявление темы урока, нацеливание

Тема нашего сегодняшнего урока «Три склонения имен существительных».

-Давайте сейчас заполним вместе таблицу типов склонений

img1

(слайд1)

(слайд2)

6

Составление алгоритма определения имен существительных.

-Попробуем вместе составить алгоритм определения склонения имен существительных.

Чтобы определить склонение существительного, нужно:

1 шаг: определить род существительного.

2шаг: посмотреть на окончание в им. п, ед. ч.

3 шаг: определить склонение.

Работа у доски по алгоритму.

- Посмотрите, на доске написаны пословицы.

Прочитайте.

Земля согревается солнышком, а человек добротой.

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- А что такое, по-вашему, доброта?

Верно, доброта – это когда человек любит людей и помогает им, бережет природу, заботится о близких, выручает друзей в беде, не ссорится, а всегда улыбается.

-Найдите в пословицах имена существительные. (земля, солнышко, человек, доброта, дело, жизнь)

-Определите склонение этих существительных по алгоритму.

(слайд3)

Ответы детей

Устно работают по алгоритму, записывают склонение  вверху слова

7

Парная работа.

Поработаем в парах, это игра «Четвертый лишний». Прочитайте слова на карточках. Найдите лишнее.

Выпишите лишние слова столбиком в тетрадь.

Осина, береза, ель, сосна.

 Стол, стул, диван, печь, шкаф.

Мышь, сын, ком, лом, лёд.

Лето, зима, весна, ночь.

-Что это за слова?

-Подберите к ним родственные слова так, чтобы они были другого склонения:

Ель – ёлка - ельник

Печь – печка (печурка) – печник

Мышь – мышка – мышонок

Ночь – ночка (ноченька) – ночлег (ночник)

Проверка (слайд)

(слайд4)

(слайд5)

-Это слова 3-го склонения.

Подбирают родственные слова других склонений.

8

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка

Занимай свои места

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали -

А потом пустились вскачь,

будто мы упругий мяч.

Разминка для глаз.

9

Самостоятельная работа по учебнику.

- А сейчас откройте учебники на странице 14, самостоятельно выполняем упражнение 283

самостоятельно выполняют упражнение в тетрадях

10

Закрепление по теме урока.

Внимание на экран, сейчас поочередно мы потренируемся определять склонения имен существительных. Работаем по алгоритму: определяем род, окончание в начальной форме, склонение.

(слайды6-17)

11

Рефлексия. Работа на перфокартах.

-Я раздаю вам карты со словами, вы на них определяете склонение и ставите плюсик в нужном столбике.

Работают на картах.

12

Итог урока.

-По какой теме мы работали на уроке?

-Какие трудности встретились?

- Чему научились?  

-Вы сделали мне такой хороший подарок. Вы подарили мне урок! Вы были такие молодцы! А вам понравился урок?

Ответы детей.

13

Оценивание за урок

Сегодня на уроке активно работали…

На следующем уроке постарается еще…

Домашнее задание.

Упражнение 284, правило на стр.13

Оценочный лист

ФИ учащихся

        Этапы урока

Итоговая оценка за урок

Мин.чистописания.

Фронтальн. опрос

Работа на листках

Группирование слов

Работа у доски по алгоритму.

Парная работа.

Самостоят. работа по учебнику.

Закрепление

Работа на перфокартах

Аюшеев Арсалан

Бурлакова Саша

Дабаева Марина

Шойдокова Надя

Найданов Женя

 


Алгоритм

Чтобы определить склонение существи-

тельного, нужно:

1 шаг: определить род существительного.

2шаг: посмотреть на окончание в им.п, ед.ч.

3 шаг: определить склонение.


Найдите лишнее слово. Подчеркните.

Осина, береза, ель, сосна.

 Стол, стул, диван, печь, шкаф.

Найдите лишнее слово. Подчеркните.

Мышь, сын, ком, лом, лёд.

Лето, зима, весна, ночь.

Перфокарта.

Поставь знак «+» в нужном столбике

Имена существительные

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Помощь

+

Седло

+

Роща

+

Слон

+

Рыба

+

Вова

Лошадь

+

Учитель

+

Небо

+

Кисть

+

Перфокарта.

Поставь знак «+» в нужном столбике

Имена существительные

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Помощь

Седло

Роща

Слон

Рыба

Компот

Лошадь

Учитель

Небо

Кисть

Перфокарта.

Поставь знак «+» в нужном столбике

Имена существительные

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Помощь

Седло

Роща

Слон

Рыба

Компот

Лошадь

Учитель

Небо

Кисть

Перфокарта.

Поставь знак «+» в нужном столбике

Имена существительные

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Помощь

Седло

Роща

Слон

Рыба

Компот

Лошадь

Учитель

Небо

Кисть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"

Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных"  в 7 классе КРО....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Склонение имен существительных".

Склонение существительных по падежам иногда вызывает трудности  у учащихся национальных школ. В этом уроке в форме игры-соревнования  дети усваивают типы склонений имен существительных, повт...

Разработка материала к уроку русского языка на тему "Правописание НЕ с именами существительными"

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ  с именами существительными. К уроку прилагается авторская презентация....

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Урок русского языка в 5 классе. Падеж и склонение имен существительных

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....