Открытый урок в 6 классе по русскому языку "Соединительные О и Е в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Хмелева Екатерина Юрьевна

Тема и основные цели урока.

Тема урока: «Соединительная О и Е в сложные словах».

Цели:

-образовательная: закрепить знания об употреблении приставок пре- и при-  в зависимости от их лексического значения; повторить правила синтаксического и  морфемного разбора; систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах.

-коррекционно-развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся.

-воспитывающая: воспитывать аккуратность и интерес к русскому языку.

Оборудование: раздаточный материал, демонстрационный материал, учебник.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. Связь с предыдущим материалом обеспечена за счет активизации ранее полученных знаний по теме: «Правописание приставок при- и пре».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx603.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Соединительная О и Е в сложные словах.

Цели:

-образовательная: закрепить знания об употреблении приставок пре- и при-  в зависимости от их лексического значения; повторить правила синтаксического и  морфемного разбора; систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах.

-коррекционно-развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся.

-воспитывающая: воспитывать аккуратность и интерес к русскому языку.

Оборудование: раздаточный материал, демонстрационный материал, учебник.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационно-подготовительный этап.

-Доброе утро, ребята! Желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке!

Присаживайтесь за свои рабочие места.

Присаживаются.

2.Проверка домашнего задания.

- Вчера мы  работали с черновиками ваших сочинений, по картине советской художницы.

- Как звали художницу?

- Как называлась картина, с которой мы работали?

- Какое домашнее задание было задано?

- А сейчас я хочу, чтобы кто-то из вас прочитал своё сочинение.

- Ребята, чем вам понравилась данная работа и какую оценку вы бы за неё поставили?

Татьяна Ниловна Яблонская

«Утро»

Переписать сочинение из черновика в тетрадь

Один из учеников зачитывает свою работу.

Отвечают и ставят оценку.

3. Актуализация знаний.

Каллиграфическая минутка

Работа со словарным словом.

Работа с предложением.

- Пропускаем две строчки после домашней работы, отступаем место от края рабочей строки  и записываем сегодняшнее число. Классная работа.

Двадцать третье ноября.

Классная работа.

?

- Пропустите одну строчку для темы, мы ее запишем позже. Для каллиграфической минутки у нас сегодня буква – (эр) Р р.  Посмотрите как нужно писать заглавную букву Р – она состоит из двух элементов. 1 – прямая с закруглением влево, 2 – дуга, которую пишем справа налево. Строчная р - пишем с середины рабочей строки и опускаем прямую линию до середины нижней рабочей строки. Второй элемент как у г. закругляем дугу у середины рабочей строки, затем опускаем линию с закруглением вправо.

- Найдите самую красивую заглавную и строчную букву и обведите в кружок.

- Потренируем наши язычки скороговоркой: проворонила ворона воронёнка.

 

- Посмотрите на доску, там написано словарное слово – аккуратный - человек, который стремится к чистоте: опрятно одевается, регулярно моется, следит за собой, прибирается в доме.

Однокоренные слова - аккуратная, аккуратное, аккуратность

 Синонимы -  прилежный, точный, чистоплотный.

Антонимы - неаккуратный, неопрятный, неряшливый.

- Запишем предложение, к доске идет…

На столе у ученика лежит аккуратная тетрадь.

- А теперь сделаем синтаксический разбор предложения, но для начала вспомним, на какие 2 группы делятся члены предложения?

- Я надеюсь, что ваши тетради и записи в тетради такие же аккуратные как у ученика.

- К нам на урок пришёл гость, он так же как и вы хочет получать новые знания, а кто именно пришёл вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?

- Молодцы, угадали. Совсем недавно мы проходили тему: «Правописание приставок пре- и при-» , и у Буратино есть для вас задание.

- Вам нужно распределить слова с приставкой при- на 4 столбика:

Приближение

Неполное действие

Присоединение

Близость к чему либо

Пришёл

Приполз

Прискакал

Прикусил

Прилёг

Пригорел

Пришил

Приклеил

Привязал

Пришкольный

Приречный

Приозёрный

 (одно слово остается лишним с приставкой пре - премудрый)

- Разберём это слово по составу (порядок разбора слова по составу)

Записывают число.

Пишут всю строчку заглавную и прописную букву и выделяют самую красивую.

Проговаривают скороговорку.

Записывают словарное слово.

Синонимы-близкие по значению слова, антонимы- противоположное значение.

Записывают предложение, один ученик у доски. Разбирает предложение.

Главные члены предложения и второстепенные. Главные –подлежащее и сказуемое, а второстепенные- дополнение, обстоятельство и определение.

Буратино

Распределяют слова на 4 столбика. Одно слово остаётся.

Премудрый.

ФИЗМИНУТКА

4. Сообщение темы и целей урока.

-    Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.
Что такое? (САМ
ОЛЁТ)

Если ты не на машине,

А идешь пешком вперед,

Значит, помни, что отныне

Не водитель ты, а …(ПЕШЕХОД)

- Разберём эти 2 слова по составу.

- Сколько корней и в первом и во втором слове?

- А что осталось между корнями?

-Вот теперь запишите тему урока: «Соединительные О и Е в сложных словах»

Отгадывают загадку.

Самолет

Пешеход

По 2 корня.

Соединительные о и е.

5. Изучение нового материала

- Ребята, мне Буратино по секрету сказал, что он очень плохо разбирается в сложных словах с соединительными О и Е. Давайте ему поможем и вспомним правило. Откроем учебник на странице 119.

Для этого вы сейчас поработаете в группе над стихотворением:

Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.

А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,

В море - мореход плывет.

Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»

- Посовещайтесь и выпишите из этого стихотворения все слова с соединительными гласными О и Е.

- Проверим, какие слова вы выписали?

Самолёт, паровоз, пароход, кашевар, сталевар, коневод, мореход.

6.Закрепление полученных знаний.

-Выполним еще одно задание, перед вами сложные слова. Ваша задача, сказать из каких слов образовались эти слова.

Кашевар - варить кашу

Птицелов - ловить птиц

Миролюбивый – любить мир

Взаимопомощь - взаимная помощь

Машиностроительный - строить машины

Единодушный- единая душа

Хлебоуборочная - убирать хлеб

Водохранилище -хранить воду

Общежитие - общее жилье

Любознательный - любит знать

Птицелов-ловить птиц

Миролюбивый-любить мир

Взаимопомощь-взаимная помощь

Машиностроительный-строить машины

Единодушный- единая душа

Хлебоуборочная- убирать хлеб

Водохранилище-хранить воду

Общежитие- общее жилье

Любознательный- любит знать

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Упражнение 215, страница 119. Вам нужно из каждой пары слов образовать сложное слово с теми же корнями.

Например: вода, падать – водопад.

Записывают домашнее задание.

8. Итог урока.

- Что повторили на уроке? 

- Какое словарное слово было?

Правописание приставок пре- и при-, синтаксический разбор предложения, разбор слова по составу, сложносокращенные слова.

Аккуратный.

9. Рефлексия.

- Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Ребята, Буратино вам передает большое спасибо, а ему пора идти дальше на другие уроки, ведь в мире еще столько интересного.

- Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

Отвечают на вопрос.

Благодарить – дарить благо, добро.

10. Выставление оценок за урок.

Объявление оценок за урок.

Слушают.

 

Проворонила

 ворона https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/02b5/0002391c-6fdd916b/img6.jpg

воронёнка

При-


Пре-https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0882/00042731-e35cdfd1/img12.jpg

В значении «ОЧЕНЬ»

        

ПЕРЕ-

Самолёт, паровоз, пароход, кашевар, сталевар, коневод, мореход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

Открытый урок, 6 класс С.Тока "Шаагай" (отрывок из романа "Слово арата")

Ознакомление учащихся посредством игры (инсценирования эпизодов) с историей дореволюционной Тувы, с бытом и традициями тувинского народа, с образом жизни бедных и богатых людей того времени....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок 2 класс "Безударная гласная в корне слова".

Открытый урок 2 класс по теме "Безударная гласная в корне слова"....

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

Открытый урок. 5 класс. Площади сложных фигур

Сценарий урока и презентация...

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения  в "Облаке слов"".Видеоурок "Степени сравнения прилагательн...