Урок – исследование. «Количественные числительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Васильева Лариса Владимировна

Урок – исследование. «Количественные числительные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование.

«Количественные числительные»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с количественными числительными, определить их лексическое и грамматическое значение;
  • развивать у учащихся умение выделять количественные числительные, навыки анализа проделанной работы;
  • способствовать воспитанию внимания, ответственности.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проблемная ситуация

Учитель: Случается ли такое, что одного человека спутали с другим? Почему такое происходит?

Некоторые люди очень похожи внешне: одинаковый рост и цвет волос. Иногда голос похож. Одежда одинаковая. Походка одинаковая.

Что необходимо знать, чтобы путаницы не произошло? (Хорошо знать человека внешне, его привычки, особенности, манеры поведения, т.е. какие-то Качества его личности.)

Все люди разные, но бывают похожие друг на друга, поэтому иногда их путают.

А в языке может произойти такая путаница? Из-за чего? (Слова тоже разные, но бывают похожи друг на друга. Можно неправильно определить значение слова, если это многозначное слово, неправильно определить часть речи, если не задать вопрос.)

III. Введение в тему урока

Учитель: Посмотрите на слова, записанные на доске. Чем похожи и чем непохожи они?

Восемнадцать, одинокий, раздвоиться, пятерка, одиннадцать, пять, однозначный, удвоить, восемь, два, двойка.

         Ученики: Есть слова с одинаковыми корнями, есть слова с числовым значением - этим похожи. Но их нельзя отнести к какой-то одной части речи - они разные.

Учитель: У этих слов разное лексическое значение, оно придает каждому слову его неповторимость в языке. Сравните грамматическое значение записанных слов. Докажите, что эти слова имеют разные грамматические значения.

IV. Исследование учащихся

Перед каждым учеником лежат листочки с таблицей. Дальнейшая работа будет оформляться в этих листочках-таблицах. Таблица заполняется поэтапно (каждая колонка отдельно). Каждый ученик заполняет свою таблицу, но возможно обсуждение в паре.

Вопрос

Ответ (писать цифрами)

Цифры записать словами

На какой

вопрос

отвечает

Что обозначает

Образовать имена существительные (где возможно)

Сколько тебе лет?

12

Двенадцать

Сколько?

Количество лет

Сколько дней в ноябре?

30

Тридцать

Сколько?

Количество дней

Сколько учеников в твоем классе?

15

Пятнадцать

Сколько?

Количество учеников

Сколько дней в году?

365

Триста шестьдесят пять

Сколько?

Количество дней

Сколько сантиметров в одном  метре?

100

Сто

Сколько?

Количество сантиметров

Сотня, сотка

Сколько пальцев на одной  руке?

5

Пять

Сколько?

Количество пальцев

Пятерка

Сколько действующих персонажей в сказке «Репка»?

6

Шесть

Сколько?

Количество персонажей

Шестерка

Сколько ученических столов в классе?

15

Пятнадцать

Сколько?

Количество столов

Сколько вопросов тебе было задано?

9

Девять

Сколько?

Количество вопросов

Десятка, десяток

V.        Физкультурная минутка

VI. Практическая работа

Задание

  1. Сравни лексическое значение слов из колонок 3 и 6. Можно ли эти слова отнести к группе слов, имеющих общее лексическое значение?
  2. Сравни общее грамматическое значение этих слов. Докажи, что слова из 3 колонки отличаются от слов из 6 колонки по своим грамматическим свойствам.
  3. Какое название ты бы дал словам из 3 колонки, определив их в самостоятельную часть речи?

VII. Работа с учебником

Дать определение количественных числительных. Каково их грамматическое значение?

VIII. Закрепление изученного материала

  1. Умение находить количественные числительные среди других частей речи. Упр. 598 (устно).
  2. Умение склонять количественные числительные. Упр. 599.

3. Задание выполняется по рядам, самостоятельно. Определить, к какой части речи относятся слова.

Два (числ.), двушка (сущ.), двойной (прил.), удвоить (глагол),  вдвоем (наречие).

Три (числ.), тройка (сущ.), трояк (сущ.), утроить (гл.), тройной  (прил).

Десять (числ.), десятка (сущ.), удесятерить (гл.), десяток I (сущ.), вдесятером (нареч.).

Обращение внимания на ключевые слова урока: количество, число,

  количественные числительные

IX. Рефлексия

  • Какие задания вызвали затруднения? Почему?
  • Какие задания выполнять было легко и интересно? Почему?

X. Домашнее задание.

Продолжить заполнение таблицы (еще 10 примеров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

Презентация к уроку "Склонение количественных числительных"

Презентация выполнена на материале Бабушкинского  района Вологодской области. Фотоматериалы взяты из экспедиций, проведенных мною с учащимися в заказники района, в интересные места и сделаны фото...

Презентация к уроку "Склонение количественных числительных"

Материал собран в экспедициях по району....

Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Урок № 2

Конспект урока русского языка (к учебнику Бабайцевой)...

Технологическая карта урока "Разряды количественных числительных"

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе "Разряды количественных числительных" с презентацией....

Открытый урок Разряды количественных числительных (6 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Разряды количественных числительных"Презентация к уроку....