Игра. Умники и умницы.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Игротека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra._umniki_i_umnitsy.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 

  • углубить знания учащихся о русском языке;
  • развивать творческие способности учащихся, мышление, сообразительность;
  • прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать самостоятельность, собранность, чувство ответственности.

Оборудование: три дорожки, ордена Шелкового Умника, таблицы с понятиями.

Зал празднично украшен.

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, ребята, учителя, гости нашего праздника! Сегодня у нас в школе проходит день русского языка.  Русский язык – наука интересная и увлекательная. Только тот, кто имеет настойчивость, терпение, старательность и усердие, сможет достичь успеха. Сегодня мы проводим игру «Умники и Умницы» на тему «Его Высочество Русский язык».

Выбирается археопаг.

На сцену приглашается первая тройка игроков.

Домашнее задание (для выбора дорожки): необходимо было составить предложение или текст так, чтобы все слова начинались на одну букву. Давайте посмотрим, у кого лучше получилось.

Учащиеся зачитывают свои высказывания. Археопаг выбирает победителей.

1 агон

Понятия: буква-загадка, тайна имени, местоимение.

Буква-загадка.

Какая буква в русском языке находится всегда под ударением? (Буква ё.)

Тайна имени. Какое женское имя состоит из тридцати я? (Зоя.)

Местоимение. На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» - дочь ответила тремя местоимениями. Что именно она сказала? (Вымыты.)

2 агон

Понятия: цвет, ноты, отцы и дети.

Цвет. Назовите лишнее слово среди синонимов:

красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный (Фиолетовый.)

Ноты.К какому роду относятся слова, называющие ноты до, ре, ми, фа, ля, си, ? (К среднему роду.)

Отцы и дети.Детей зовут Соня, Саша,  Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?  (София, Александр и Александра, Всеволод.)

3 агон

Понятия: пунктуация, деньги, сказка.

Пунктуация.Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире.)

Деньги.У денег, как и у многих предметов, когда-то были другие названия. Какого достоинства был полтинник, если известно, что алтын – 3 копейки, гривенник – 10 копеек, тин – 1 рубль. (50 копеек.)

4 агон

Понятие: сказка.

Сказка.

Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России? (Васька.)

2 тур( 9-11 классы)

Домашнее задание: одним предложением пересказать «Красную Шапочку».

1 агон

Понятия: паронимы, профессия, одежда.

Паронимы. Чем невежа отличается от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный человек.)

Профессия. В русском языке для обозначения артистки балета используется слово балерина. Образуйте слово мужского рода, называющее эту профессию. (Артист балета.)

Одежда. В чем отличие употребления глаголов одеть, надеть? (Надеть на себя, одеть кого-то).

2 агон

Понятия: загадка, грамота, знаток.

Загадка.Отгадайте фразеологическую загадку: «У слабого, хилого человека она едва держится; иногда она горит, или болит, или надрывается; бывает заячьей, чернильной и бумажной». (Душа.)

Грамота. Чем отличаются фразеологизмы китайская грамота и филькина грамота? (Китайская грамота – что-то непонятное, филькина грамота – что-то выдуманное, ненастоящее.)

Знаток. Один из литературных героев – большой «знаток» русского языка – считал, что слово «дверь» можно отнести и к существительному, и к прилагательному. Кто этот «знаток»? (Митрофанушка.)

3 агон

Понятия: метаморфозы, прозвище.

Метаморфозы. Превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число. (Мель, уголь, шесть.)

Прозвище. Какому человеческому пороку соответствует прозвище тунеядец? (человек, привыкший не работать – лень.)

4 агон

Понятие: согласные звуки.

Согласные звуки. Назовите слово, которое начинается четырьмя согласными. (Встреча.)

Подведение итогов. Награждение победителей.

                             

                                                           

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

Игра "Умники и умницы"

Игра "Умники и умницы"...

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....