Подготовка к сочинению на экологическую тему
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Вуколова  Александра Сергеевна

урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению на экологическую тему" публицистический стиль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_podgotovka_k_sochineniyu_na_ekologicheskuyu_temu.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:    ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОМУ СОЧИНЕНИЮ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ НА ОБЩЕСТВЕННО ВАЖНУЮ (ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ) ТЕМУ.

ЦЕЛИ:

Учебные:

 ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ;

Сформировать умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя.

Сформировать умения создавать текст-повествование публицистического стиля.

Научить конструировать предложения , употребляя клише

Развивающие:

Развивать коммуникативную компетенцию через диалоговое общение.

Продолжить развитие навыков анализа и логического мышления учащихся.

Воспитательные:

Формировать активную жизненную позицию, прививать культуру поведения ,воспитывать бережное отношение к природе  и её ресурсам, уважительное отношение к будущему страны, планеты.

ТИП УРОКА: УРОК  развития речи.

Оформление доски:

Эпиграфы к уроку:

Молчал, задумавшись, и я,

Привычным взглядом созерцая

Зловещий праздник бытия,

Смятенный вид родного края.

                              Н.М.Рубцов

Словарь:

Публицистика

Заметка

Проблема

Риторический вопрос

Экология

Экологическая катастрофа

Эксплуатация

Глобальный

Стихийный

Слова для конструирования:

Катастрофа

Природа

Всё живое

Влияние человека

Загрязнение

Окружающая среда

Эксплуатация

Может погибнуть

Разрушает

Природные ресурсы

Экологический

Требует заботы

Равновесие

Глобальное

Словарь паронимов:

Выбор-отбор-подбор

Комфортабельный-комфортный

Ограничить-отграничить-разграничить

Эффективный-эффектный

Безответный-безответственный

Благотворительный-благотворный

Наглядность :

В центре доски слово «ЭКОЛОГИЯ», вокруг него расположены картинки – актуальные экологические проблемы.

Ход урока

  1. Вступительная часть. Целеполагание.

-У нас сегодня урок развития речи.

- Посмотрите на доску и подумайте, чем мы будем заниматься.

(Ученики формулируют цели)

- Цели нашего урока: во-первых, научиться писать сочинение в публицистическом стиле;

во-вторых, развивать умение анализировать текст; умение подбирать материал для сочинения на заданную тему.

в-третьих, пробудить чувство ответственности за сохранение природной среды в родном краю.

    II. Проверка домашнего задания

- Что такое публицистика?

ПУБЛИЦИСТИКА – род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.(записывают в тетрадь)

- Мы уже с вами знакомы с публицистическим стилем. Вспомним его особенности.

 ПОВТОРЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.

(записывают в аналитичскую карту по ходу беседы)

1.Сфера употребления ( общественно-политической литературе, периодической печати, радио- и телепередачах).

2..  Цель стиля (Информировать читателя, воздействовать  на него, призывать к действию. формировать общественное мнение).

3.  Особенности лексики (выразительность, эмоциональная окрашенность; использование книжной, нейтральной и разговорной  лексики; слов в переносном значении, метафор; заимствованной лексики)

4.  Морфологические особенности стиля  (Глаголы в форме повелительного наклонения, слова категории состояния «надо», «нужно»).

5.Особенности синтаксиса стиля  (Риторические обращения и восклицания, побудительные предложения, вводные слова и предложения, фразеологизмы; предложения с причастными и деепричастными обор.; прямой и косвенной речью ).

6.Жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк, заметка, репортаж, эссе.

Вывод: публицистический стиль отличается побудительным характером, призывностью. Автор публицистического текста обращается к читателю со своими мыслями, чувствами . оценками. Поэтому в его изложении всегда проявляется авторское «я».

- Обратимся к словам на доске  (заполняют аналитическую карточку)

ЗАМЕТКА - публицистический жанр, в основе которого лежит какой-то факт. Отличается сжатостью, компактностью, высокой насыщенностью информацией.

ПРОБЛЕМА - сложный вопрос , задача, требующие разрешения.

- Скажите, какую проблему мы будем решать в своем сочинении? (проблему экологии, бережного отношения к природе)

3. Беседа по вопросам:

- Что такое композиция?

- Построение текста, расположение и взаимосвязь всех его частей.

- Из каких частей состоит композиция?

- Из трёх частей: зачин, главная часть, концовка.

- Какие типы речи мы знаем?

- Описание, повествование, рассуждение, сочетание разных типов речи в одном тексте (отзыв о книге, рассказ на основе картины, характеристика литературного героя).

- Основной тип речи – рассуждение, но могут быть использованы и другие типы речи, например, описание весеннего цветка, пробуждение природы и т.д.

- Какие художественные средства вы знаете?

-  Антитеза – противопоставление добру, красоте – безразличия, зла.

- Гипербола – преувеличение свойств изображаемого предмета.

- Метафора – слово, употреблённое в переносном смысле.

- Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ

- Необходимо отобрать такие языковые средства, которые помогут воздействовать на читателя. Это могут быть обращения к читателю, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы.

- Что такое риторический вопрос?

- Вопросительные предложения с восклицательной интонацией, которые не требуют ответа, так как содержат в себе скрытое утверждение или отрицание называются риторическими вопросами.

- Для связи аргументов с тезисами обычно используются вводные слова. Какие слова называются вводными?

- Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию высказывания, например, разумеется, к сожалению, на радость, во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно, и т.д.

III. Работа по теме урока.

  1. - Прочтите эпиграф к уроку.

Молчал, задумавшись, и я,

Привычным взглядом созерцая

Зловещий праздник бытия,

Смятенный вид родного края.

Н.М.Рубцов

- Как вы его понимаете?

- СЛОВРНАЯ РАБОТА (устно)

Зловещий  - 1. Предвещающий несчастье; служащий дурным предзнаменованием. // Связанный со злом, с несчастьем. // Вселяющий страх, тревогу, опасение. 
                       2. перен. Мрачный, гнетущий.

Бытие -   1. Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа (в философии). 
                   2.  Жизнь, существование (противоп.: небытие)

Смятенный -  1. Находящийся в состоянии сильной  взволнованности, беспокойства, замешательства. // Преисполненный сильного волнения, тревоги, беспокойства. 
                         2. Охваченный паникой, растерянностью. 

- Сделайте вывод о том, каково состояние природы. Записать в тетрадь.

(Мрачное, гнетущее состояние жизни; природа взолнована, встревожена, обеспокоена)

3. Чтение стихотворения Р. Рождественского “Земля – наш дом”

Я речь свою веду о том, 
Что вся Земля – наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Экология- 1.наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде..

        2.состояние организмов , населяющих общую территорию , их отношения друг к другу и к окружающей среде.

4. Беседа:

- Посмотрите на доску, давайте поговорим об актуальных проблемах экологии.

(Учащиеся комментируют картинки и записывают актуальные проблемы).

5. Анализ текста.

Учащиеся читают материалы в карточках, анализируют тексты, выписывают необходимые мысли.

6. Работа над написанием сочинения.

- Прочтите памятку «КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ».

7.  Составим план нашего сочинения.

Коллективная работа.

Примерный план сочинения.

ЗА ПРИРОДУ В ОТВЕТЕ — КАЖДЫЙ

I. Ответственность за природу каждого в моём понимании.

II. Человек и природа неразделимы:

1. Роль природы в развитии цивилизации.

2. Возможности природы не безграничны.

3. Потребительское отношение человека к природе.

III. Сохранить природу — сохранить человечество

  1. Обращение к читателям. 

Примерный план:

  1. Экологические проблемы – важнейшие из мировых проблем человечества.
  2. Природа, особенно сегодня, нуждается в защите.

.3.Любовь к природе надо претворять в “живые дела”.                       

8.Конструирование словосочетаний и предложений.

- Задание 1. Составьте словосочетания, подобрав пары:

Слова для конструирования:

Катастрофа

Природа

Всё живое

Влияние человека

Загрязнение

Окружающая среда

Эксплуатация

Может погибнуть

Разрушает

Природные ресурсы

Экологический

Требует заботы

Равновесие

Глобальное


Проверьте себя:

Экологическая катастрофа

 (от греч. katastrophe — переворот), полное нарушение экологического равновесия в природных живыхсистемах, возникшее, как правило, в результате прямого или косвенного воздействия человеческойдеятельности. Экологическая катастрофа может быть предотвращена научно обоснованной системойрационального использования и охраны ресурсов биосферы. 

 Равновесие в природе

Всё живое может погибнуть

Влияние человека разрушает

Глобальное загрязнение  (Охватывающий весь земной шар)

Окружающая среда требует заботы

Эксплуатация природных ресурсов ( Использование природных богатств, средств производства, транспорта, зданий)

Стихийный (1. Соотносящийся по знач. с сущ.: стихия (2*), связанный с ним. 
2. Свойственный стихии (2*1), характерный для нее. // перен. Непроизвольный, безотчетный, не подчиняющийся воле и рассудку (о чувстве, настроении, побуждении). // перен. Бессознательный. 
3. перен. Протекающий без регулирующего воздействия со стороны людей, общества. 

- Задание 2. Используя все словосочетания, напишите текст в 3-4 предложения.

Прочтите вслух. Прочтите своему соседу по парте. Дополните свои мысли понравившимися  мыслями товарища.

- У вас получилось вступление к будущему сочинению.

ВАРИАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:

1 .Каждый из нас должен задуматься о том, что человечеству грозит экологическая катастрофа. Влияние человека на природу зачастую губительно, а окружающая среда требует заботы.

2.В последнее время равновесие в природе нарушается из-за глобального загрязнения ,которое происходит по вине человека. Тысячи тонн нефти выливается в моря и океаны, пылают леса , выгорают торфяники, загрязняется вода и воздух всевозможными промышленными отходами.

 Всё начинается с малого. Посмотрите на реки и водоёмы нашего посёлка нашего посёлка, на окраины улиц, особенно весной?

3.Бездумная эксплуатация природных ресурсов в последнее время ведёт к нарушению равновесия в природе. Учёные говорят уже не только о глобальном загрязнении рек, морей , но и высказывают опасения относительно воздуха , леса, который уничтожается пожарищами.

  Нашему поколению стоит задуматься над экологическими проблемами, а нам ,школьникам, над посильным участием   в решении этих проблем.

- Задание 3. Выберите самый актуальный вопрос. Спишите его. Это будет «мостик» между вступлением и основной частью.

Актуальные вопросы:

Чем грозит нарушение экологического равновесия?

Почему так обеспокоены сегодня ученые- экологи?

Какие опасности таятся в потребительском отношении к природе?

Какие экологические проблемы требуют нашего участия?

Каково наше собственное отношение к экологии родного края?

-Задание 4.  Последний вопрос – это проблема нашего будущего текста и содержание основной части работы. Ответьте на него.

«Чем каждый из нас – и я лично – может помочь в решении экологических проблем в нашем городе ?»

- Задание 5. Работа над основной частью сочинения.

- Выберите одну или две самых актуальных проблем (наглядность на доске).

- Расскажите, в чем она состоит, в чем опасность.

- Предложите меры решения этой проблемы: что можно было бы сделать – властям, всем людям и каждому человеку.

-Задание 6. Заключение: призыв к действию, лозунг.

Примеры:

  • Давайте же задумаемся над своим поведением и  прекратим разрушение родной земли!
  • Защитите природу нашего края!
  • Давайте же не будем вредить себе и природе!

IV. Заключительная часть

Слово учителя

- Будем же беречь нашу землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого нам и не дано.

- Ребята! Сегодня на уроке мы работали над жанром сочинения – эссе, выявили характерные для него смысловые и языковые художественно-изобразительные средства, подготовили материал для домашнего сочинения в жанре эссе на тему “Моя планета – человеческий дом”.

- Обратите своё внимание на эпиграф урока.

 (Ученик читает эпиграф урока).

V. Домашнее задание

Написать сочинение публицистического стиля на экологическую тему.

Материалы к сочинению (клише).

          В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушала среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф…

        Человек не царь природы, а составная ее часть. Если гибнет какое-то звено этой цепи, то угроза нависает над всеми. Когда мы поймем это?! Пора остановиться, прекратить самоистребление. Надо жить в гармонии с природой. Тогда и в душе каждого человека будет царить мир. Я верю в это.

        …Люди, занятые только наживой, мечтающие разбогатеть любой ценой, перестают быть созидателями. В начале они губят окружающую среду, оставляя от лесов одни пни, потом внутренний «пожар» сжигает самого человека, его совесть, заботу о будущем.         

        Мы не должны остаться безучастными в решении экологических проблем нашего поселка, города, страны.

        Сложная в целом ситуация складывалась  в последнее время с пресной водой, запасы которой составляют лишь три процента от общих водных запасов. При этом три четверти пресной воды заморожены в Арктике и Антарктике, а остальная часть составляет подземные воды, а также циркулирует в реках и озерах, болотах и облаках.

        Между тем, …

        Немалый вред окружающей среде наносят и отходы от производственной деятельности человека, а также бытовые отходы… и многое другое. По некоторым данным на каждого человека ежегодно приходится по тонне выбрасываемого углекислого газа.

        Мы должны понять, что, если не остановить нарастающую тенденцию загрязнения окружающей среды, может произойти глобальная экологическая катастрофа связанная с потеплением климата планеты.

******

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной, как голова ребёнка. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности, она нуждается в скорой экологической помощи! Скорая экологическая помощь? Да! Центр экологической помощи создаётся при ООН. Ученые-экологи будут выезжать в места экологических бедствий, а сейчас учёными-экологами проводится “врачебный осмотр” нашей планеты. Каков же диагноз? “Кожа” нашей планеты, её живая оболочка – биосфера – заболела “раком”, и возникает вопрос, излечима ли болезнь или наша планета медленно погибает? Многие серьёзные специалисты указывают на гигантские “гнойники” на теле Земли: свалки, они вызывают боль и отвращение, “шрамы” на теле Земли – асфальтовые дороги, бетон продолжает поглощать Землю. В опасности “лёгкие” планеты – леса.

Мы не должны этого допускать! Настало время осознать каждому, что наша планета – человеческий дом!

******

Академик М.В. Кельдыш писал: “Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что всё в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследования природы должно идти комплексно – так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая её, а сохраняя и улучшая”.

Проблема охраны природы и разумного использования её богатств волнует человечество с давних пор. 25 февраля 1832 году в России было организовано общество для поощрения лесного хозяйства. Оно пропагандировало научно-обоснованный подход к использованию лесных ресурсов, сбережению, приумножению и улучшению лесов.

В 1978 году впервые вышла в свет Красная книга СССР. В неё занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Задача Красной книги заключается не только в том, чтобы назвать находящиеся в опасности виды, но и определить, что же мешает им жить, разработать необходимые мероприятия.

*****

Как вам известно, нет ни одного поэта и прозаика России, который не обращался бы к теме “человек и природа”. Каждый из них воспринимал природу по-своему, и каждый по-своему открывал читателю мир природы и самого себя в этом мире.

Такие писатели, как Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев и другие, сумели увидеть, что природе грозит опасность, что она нуждается в защите. Их произведения звучат как сигнал бедствия, как крик о помощи природе. Но услышан ли их сигнал?

Развитие науки и техники, что естественно само по себе, утрата многих ценностей привели к тому, что человек, пытаясь овладеть природой и использовать её в практических целях, поставил её на грань гибели, тем самым, создав угрозу и своему собственному существованию.

Общеизвестно, что экологические проблемы – важнейшие из мировых проблем человечества. От взаимопонимания с экологией зависит и нынешняя судьба каждого из нас. Сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души немыслима.

Общение с природой помогает человеку расти духовно, воспитывая в нём доброту, мудрость, бескорыстие, чувство прекрасного,. Сегодня все мы хорошо знаем, к сожалению, что человек использовал растущую научную и техническую мощь во зло природе, а, следовательно, и во зло себе…Что ж, может быть, люди научатся “родственному вниманию” к природе, и их любовь к ней останется горячей и действенной. Они ещё могут спасти природу и спасти себя.

Памятка ученику «КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»

1.  Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.

2. Побеспокойтесь о правильном понимании темы и о глубине и полноте её раскрытия.

3. Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.

4. Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.

5. Цитируйте уместно и правильно.

6. Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности частей сочинения; логической последовательности в изложении мыслей.

7. Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля; не забывайте о грамотности

8.Составьте план.

9. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его

Изречения великих людей:

“Человек, который понимает природу, - благороднее, чище” (Л.М. Леонов).

“Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу, надо слышать её музыку и проникаться её тишиной” (И.И.Левитан).

Всё человеческое в человеке должно быть воспитано” (А.С.Макаренко).

“Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства” (П.И.Чайковский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над  рассуждени...

Подготовка к сочинению-описанию на тему «Весна».

1. Проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы.2. Привить любовь к природе....

Кейс- метод и его использование при подготовке к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе

Для повышения качества образования необходимо использовать современные технологии , особенно при подготовке к сдаче ГИА.  Одна из современных технологий - кейс-метод - позволяет последоват...

Работа с текстом. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

Предложен текст, цитата А. А. Реформатского о местоименных словах. Подобран теоретический материал, изучив который учащиеся 9 класса смогут написать сочинение....

Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойны...

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Базаров и Павел Петрович». Логический анализ темы.

Подготовка к сочинению- рассуждению на тему "Базаров и Павел Петрович" Логический анализ темы...