Морфемный и словообразовательный разбор
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Грачева Галина Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Морфемный и словообразовательный разбор". Материал содержит также и презентацию к уроку и Приложение с тестовыми заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

учителя МКОУ Таловской СОШ Грачевой Г.А.

1. Предмет. Русский язык

2. Класс. 6 «Б»

3. Автор УМК.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

4. Тема урока. Морфемика и словообразование

5. Тип урока. Комбинированный

6. Цели и задачи урока. 1. Познавательная: повторить и углубить знания о морфемном и словообразовательном разборе слова, порядке их выполнения; выявить отличие словообразовательного разбора от морфемного.

                           2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.

7. Планируемые результаты. Предметные УУД: Знать: порядок морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь: производить морфемный и словообразовательный разбор слова, применять знания при выборе орфограмм.

Метапредметные УУД: Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

8. Основные понятия: морфемика, словообразование, морфема, суффикс, корень, окончание, приставка, постфикс, словообразовательная цепочка, орфограмма.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Оргмомент.

Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Действие смыслообразования (Л).

2

Мотивация.

Задает наводящие вопросы, стимулирует активность учащихся, подводит их к теме урока и формулированию целей урока самими учащимися.

Ребята, сегодня произошло неожиданное событие: к нам за помощью обратился юный исследователь Вася Грамматиков. На чердаке своего дома он нашёл странный ящик и записку от дедушки: «Дорогой внук, здесь хранится секрет успеха любого твоего начинания. Но для того чтобы его разгадать, ты должен проявить смекалку и выполнить ряд заданий». Давайте с вами попробуем помочь Васе. (Слайды 1-3). Запишите в тетради дату, «Классная работа» и оставьте строчку для темы. Итак, вот эти задания.

  1. (Слайд 4) Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. (Словообразование).
  2. (Слайд 5) Что общего между представленными изображениями. Какая часть слова помогает нам это понять?

Отлично, мы помогли Васе выполнить задания дедушки и добраться до содержимого ящика.

- Какие разделы науки о языке помогли нам справиться с заданиями? - Тема сегодняшнего урока «Морфемный и словообразовательный разбор». Запишите её.

Какие цели мы перед собой поставим?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

  1. Словообразование.
  2. Корень. В старину столом называли не только то, что называем мы, но и место, на котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли стольным городом, или просто столицей. Т.е. эти слова были однокоренными, а теперь они утратили родство и образовали свои словообразовательные гнёзда.

- Этимология, словообразование, морфемика

Цель: вспомнить порядок морфемного и словообразовательного разбора, научиться выполнять данные виды разбора.

Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция  (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).

3

Информационный блок.

Дает задание, контролирует процесс его выполнения, задает вопросы.

- Ребята, кажется, Вася снова нуждается в нашей помощи. Свиток старый, чернила побледнели, а кое-где исчезли совсем. Давайте поможем Васе восстановить его. (Слайд 6).

1. Итак, перед вами текст, вставьте пропущенные буквы и выделите в них морфемы, устно объясните правописание данных слов.

Каждый день ж…вите так, как будто вы взб…раетесь на гору. Мим…лётный взгляд на в…ршину напоминает вам о вашей цели. Но н…блюдайте мног…численные кр…сивые виды, которые открывают(?)ся вашему взору на каждом перевал… .

                          Гарольд Мэлчарт

Какой раздел науки о языке помог нам выполнить это задание?

  1. Выборы в городе «Морфемика». Работа в группах.

Ребята, а сейчас представьте, что вы жители города под названьем «Мофемика». В городе проходят выборы мэра, кандидатуры – все известные вам морфемы. Каждая группа выдвигает представителя, который должен будет презентовать себя, да так, чтобы за него проголосовало большинство жителей.

Я раздам карточки с примерным планом самопрезентации. Коллективно составьте текст выступления и выберите кандидата от своего общества. Затем каждый кандидат выступит перед жителями города.

(Учитель выдаёт карточки со схематичным изображением одной морфемы).

Сколько времени вам потребуется, чтобы подготовить выступление? (5 минут)

Вспомните порядок морфемного разбора слова и выполните морфемный разбор слова МНОГОЧИСЛЕННЫЕ.

Какой раздел науки о языке помог нам в выполнении данного разбора?

Чем отличаются морфемный и словообразовательный разбор?

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание, работают в парах.

- Морфемика.

Морфемный разбор слова: окончание, основа, приставка, суффикс, корень.

Работают в группах, выступают с самопрезентацией.

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ

Помог раздел словообразование.

Морфемный разбор помогает понять, из каких частей состоит слово, а словообразовательный – с помощью каких морфем и от какого слова оно образовалось.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К).

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П).

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

4

Аналитический блок. Первичное закрепление материала.

Дает задание, контролирует процесс его выполнения, задает вопросы.

Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов:  мимолётный, перевале, вершину. Образец на доске в виде таблицы.

Морфемный разбор

Словообразовательный разбор

бесшумный

бесшумный        

шумный (прист.)        

шум (суф.)

Какие способы словообразования вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание.

Мимолётный        мимо+лететь(сложение и бессуф.),

перевале                 перевалить(бессуф.)

валить (прист.),

вершину        верх (суф.)

Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, бессуффиксный, переход из одной части речи в другую.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П).

5.

Физкультминутка.

Показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

6.

Аналитический блок. Первичное закрепление материала.

Дает задание, контролирует процесс его выполнения, задает вопросы.

  1. Ребята, для закрепления знаний о морфемном и словообразовательном разборе нам нужно выполнить упражнение.

Работаем в группах. Из представленных слов выберите только те, которые образованы с помощью вашей морфемы. Укажите способ словообразования. Какая морфема не участвует в словообразовании? Группа окончания будет выписывать слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Какое слово не вошло ни в одну группу? Каким способом оно образовано?

Облачность, подгруппа, наушник, спецкор, правдивый, санчасть, паровоз, выход, москвич, подоконник, ванная,  засмеяться, сталевар.

  1. А сейчас попробуйте разгадать, какое слово зашифровано в стихотворении.

 

Корень извлечь из начинки не сложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в черчении ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение)

  1. Ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь выполните небольшой тест. Последнее задание С – повышенной сложности. Его выполняете по желанию. Если хотите получить 5, то выполнение его обязательно.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание.

Ответ – сочинение.

        

¬

^

Подгруппа

Наушник

Подоконник

Засмеяться

Облачность

Наушник

Правдивый

Выход

Москвич

подоконник

Спецкор

Санчасть

Паровоз

Сталевар

Не вошло ни в одну группу слово ванная, оно образовано способом перехода из одной части речи в другую.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П).

7

Подведение итогов.

Подводит итоги, задает вопросы. Выставляет отметки и комментирует их.

Итак, давайте обобщим то, что мы узнали на уроке. Назовите порядок морфемного и словообразовательного разбора. Чем они отличаются?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Но Вася так и не понял, что имел в виду его дедушка. При чём здесь гора и на что нужно обращать внимание?

Отвечают на вопросы учителя, сами формулируют выводы.

Вершина горы – это поставленная нами цель, но на пути к цели следует делать остановки, чтобы обратить внимание на то, что происходит вокруг, и радоваться каждому моменту жизни.

Умение выражать свои мысли (К) построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П).

8

Домашнее задание.

Дает задание, объясняет, как его выполнять.

Составить кроссворд по теме «Морфемика. Словообразование».

8 слов – на «4», 10 – на «5»

Записывают домашнее задание.

9

Рефлексия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили?

- Смогли ли мы осуществить задуманное?

- Все ли было понятно?

Посмотрите на экран и выберите верное для вас утверждение и на полях тетради поставьте цифру с выбранным утверждением.

1.Я понял материал и могу объяснить другу.

2.Я понял материал, но объяснить  другу затрудняюсь.

3.Мне необходимо ещё поработать над материалом.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

Умение выражать свои мысли (К).

Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).

План самопрезентации:

  1. Имя.
  2. Место в слове.
  3. Значение.
  4. Деятельность.
  5. Примеры.

План самопрезентации:

  1. Имя.
  2. Место в слове.
  3. Значение.
  4. Деятельность.
  5. Примеры.

План самопрезентации:

  1. Имя.
  2. Место в слове.
  3. Значение.
  4. Деятельность.
  5. Примеры.

План самопрезентации:

  1. Имя.
  2. Место в слове.
  3. Значение.
  4. Деятельность.
  5. Примеры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

- Дорогой внук, здесь хранится секрет успеха любого твоего начинания.

Слайд 3

Выполни задания и открой сундук. В нём ты найдёшь те самые знания, которые необходимы для успеха в любом деле.

Слайд 4

С л о в о о б р а з о в а н и е Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

Слайд 5

Что общего между изображениями? столица стол

Слайд 6

Тридцатое ноября. Классная работа. Морфемный и словообразовательный разбор.

Слайд 7

Каждый день ж… вите так, как будто вы взб … раетесь на гору. Мим…лётный взгляд на в… ршину напоминает вам о вашей цели. Но н… блюдайте мног …численные кр …сивые виды, которые открывают(?) ся вашему взору на каждом перевал… . Гарольд Мэлчарт

Слайд 8

Каждый день ж и вите так, как будто вы взб и раетесь на гору. Мим о лётный взгляд на в е ршину напоминает вам о вашей цели. Но н а блюдайте мног о численные кр а сивые виды, которые открываю тся вашему взору на каждом перевал е . Гарольд Мэлчарт

Слайд 9

Выборы в городе «Морфемика»

Слайд 10

Морфемный разбор Словообразовательный разбор бесшумный Бесшумный шумный (прист.) шум ( суф .)

Слайд 11

Облачность, подгруппа, наушник, спецкор, правдивый, санчасть, паровоз, выход, москвич, подоконник, ванная, засмеяться, сталевар.

Слайд 12

¬ ^ Подгруппа Наушник Подоконник Засмеяться Облачность Наушник Правдивый Выход Москвич Подоконник Спецкор Санчасть Паровоз Сталевар

Слайд 13

Собери слово Корень извлечь из начинки не сложно, Приставка в сосуде хранится надёжно, Суффикс в черчении ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.

Слайд 14

Тест

Слайд 15

Выбери верное для тебя утверждение Я понял материал и готов объяснить его другу. Я понял материал, но объяснить другу затрудняюсь. Мне необходимо ещё поработать над материалом.

Слайд 16

Домашнее задание Составить кроссворд по теме «Морфемика. Словообразование»



Предварительный просмотр:

1 вариант

Часть А

A1. Что такое морфема?

1) самостоятельная часть речи
2) наименьшая значимая часть слова
3) неизменяемая часть слова
4) корень слова

А2. О какой части слова идёт речь: «Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов»?

1) приставка
2) суффикс
3) корень
4) окончание

А3. Укажите ряд, в котором все слова однокоренные:

1) вода, водитель, водный
2) лес, лесной, лесник
3) гора, горный, гореть
4) вести, приведёт, привет

А4. В каком слове нет окончания?

1) тишь
2) озноб
3) выстрел
4) наугад

А5. Слова какого ряда имеют две приставки?

1) предпосылка, предсказание, предубеждение
2) предрассветный, преподнести, преувеличить
3) предыдущий, предшествовать, предусмотреть
4) предъюбилейный, предполагать, предугадать

Часть В. Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю, и она одевается в ослепительный наряд. (2)Побелели дорожки и крыши домов. (3)Под лучами солнца блестят разноцветные искорки инея. (4)На речке среди зарослей камыша темнеет вода.

В1. Выпишите слово, состоящее из двух корней.

В2. Из предложений 1-2 выпишите слово, не имеющее окончания.

Часть С

1.Какова тема текста? Озаглавьте текст.
2. Какова основная мысль текста?
3. Каким настроением проникнут текст?
4. Выпишите примеры эпитетов.

2 вариант

Часть А

A1. Какие части слова служат для образования новых слов?

1) корень и окончание
2) корень и суффикс
3) суффикс и приставка
4) приставка и окончание

А2. Какие морфемы входят в основу слова?

1) приставка, корень, суффикс
2) корень, окончание
3) суффикс, окончание, корень
4) приставка, суффикс, окончание

А3. Укажите слово с нулевым окончанием

1) тетрадь
2) тетрадка
3) поставили
4) сном

А4. Слова какой части речи не имеют окончания?

1) глагола
2) наречия
3) существительного
4) прилагательного

А5. Слова какого ряда имеют два суффикса?

1)обидчик, законный, придумал
2) услышал, питание, задержал
3) обещание, выдернул, розовый
4) отцовский, прорежет, усидчивый

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С. 

(1)Рябину называют осенней красавицей. (2)Она не боится холода, а её ягоды становятся сладкими от мороза. (3)Рябина — полезная ягода. (4)Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц, а птицы истребляют вредоносных насекомых.
(По Н. Анучину)

В1. Выпишите слово, состоящие из двух корней.

В2. Выпишите из предложения № 4 слово, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.

Часть С

1. Какова тема текста? Озаглавьте текст.
2. Определите основную мысль текста.
3. Каким настроением проникнут текст?
4. Выпишите из текста олицетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе

Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...

Презентация к уроку русского языка "Морфемный и словообразовательный разбор слова"

Данный урок является одним из заключительных  в теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова».  Эта тема значима в курсе школьного предмета "Русский язык", поэтому систематизации и об...

урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы

2 четверть. Урок 45. Морфемный и словообразовательный разборы...

урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы

Презентация к уроку 45. Тема: Морфемный и словообразовательный разборы...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Морфемный и словообразовательный разбор"

Конспект урока посвящен теме "Морфемный и словообразоватлеьный разбор". Тема изучается в рамках повторения материала за 6 класс. Цели урока: повторить, что такое морфемы, какие морфемы сущес...

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....