Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Морфемный и словообразовательный разбор"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Конспект урока посвящен теме "Морфемный и словообразоватлеьный разбор". Тема изучается в рамках повторения материала за 6 класс. Цели урока: повторить, что такое морфемы, какие морфемы существуют, повторить способы образования слов, схемы морфемного и словообразовательного разбора. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: “Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учитель: Грищенко Л.В.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Форма работы: индивидуальная

Цели урока:

1)обобщить и углубить знания о морфемном составе слова, о способах образования слов в русском языке;

2)закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора;

3)развивать навык критического мышления;

4)воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютера, электронная тетрадь с материалами, сеть Hangouts.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2.Целеполагание.

3.Проверка домашнего задания.

4.Актуализация знаний.

5.Применение знаний и умений.

6.Итог урока. Рефлексия.

7.Объяснение домашнего задания.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. проверка качества связи.

2.Целеполагание.

Тема сегодняшнего урока - “Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”. На уроке мы вспомним:

а)что такое морфемы, какие морфемы существуют в русском языке

б)как в русском языке образуются слова, то есть способы словообразования

в)схемы морфемного и словообразовательного разбора

г)поговорим о взаимосвязи словообразования и орфографии.

3.Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы повторяли фонетику. Домашнее задание заключалось в том, чтобы выполнить фонетический разбор слова “серёжки”.

Проверка домашнего задания, коррекция ошибок.

4.Актуализация знаний.

-Перейдем к теме сегодняшнего урока. Что такое морфема? Какие морфемы ты знаешь? Чтобы вспомнить, что представляют собой эти морфемы, где находятся, отгадаем кроссворд.

Кроссворд "Морфемы" 

- Может ли суффикс стоять после окончания? Приведи примеры.

(Может - это суффикс -ся (-сь) в глаголах: купаешься, тороплюсь, занимаются и т. д.)

-Как правильно выделить в слове морфемы? С чего нужно начать? Вспомним схему морфемного разбора и запишем её. Ответь на вопросы, как правильно выделить окончание, корень? Что нужно для этого сделать?

 (Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово. Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова).

План морфемного разбора слова:

1.Определить часть речи.

2.Выделить окончание.

3.Выделить основу слова.

4.Выделить корень.

5.Выделить приставки (если есть).

6.Выделить корни (если есть).

-Какие слова не имеют окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов?

5.Применение знаний и умений.

-Для того, чтобы вспомнить, как правильно выделять части слова, выполним морфемный разбор некоторых слов на доске.

Электронная доска

Задание 1. Выполнить морфемный разбор слов.

Обвинение, безответный, дружеский, росли, заход.

-Перейдем к следующей теме, которую будем сегодня рассматривать. Что такое словообразование, что оно изучает? Как могут образовываться слова в русском языке?

(Перечисление известных ученику способов образования слов).

 

-Как правильно определить, от чего образовано слово? Вспомни схему словообразовательного разбора слова.

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый). Для этого нужно объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

- Для того, чтобы вспомнить, как определять, от чего образовано слово, выполним упражнение.

Задание 2. Определить, от чего образованы данные слова. Разбить слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Голосовать

Серебристый

Созреть

Трубач

Балкончик

Нежно-голубой

Большущий

Перекрасить

Луноход

Суффиксальный способ

Приставочный способ

Сложение

6.Подведение итога урока.

-В начале урока перед нами стоял вопрос: как связаны морфемика, словообразование с орфографией. Чтобы ответить на него, рассмотрим слово бессонный. Запиши это слово в тетради.

- Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бессонный! Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»?

(Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось:

сон —► сонный —> бессонный.)

-Что нам помогло правильно написать слово бессонный?

(Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними)

7.Домашнее задание: определите слова, от которых образованы данные ниже существительные и прилагательные. Укажите способ образования каждого слова.

Пример: честный (тот, у кого есть честь) ← честь (суффиксальный способ)

        Честный, пригород, простоватый, сокурсник, пугало, сверхпрочный, настольный, лесостепь, гостиная.

Используемые материалы:

1.https://learningapps.org/

2.Русский язык. 7 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др. 13-е изд. - М.: 2009. - 318 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

Тема урока:  Повторение.  Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...