Подготовка учащихся старших классов к ЕГЭ в условиях школы-интерната
статья по русскому языку на тему

Русский язык – одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества.

Русский язык - это необходимость для формирования культурной, лингвистически компетентной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_russkiy.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

А.П Кузнецова, учитель русского языка и литературы

школы- интернат № 28 Калининского района Санкт-Петербурга

Тема: Подготовка учащихся старших классов к ЕГЭ в условиях школы-интерната»

Русский язык – одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества.

Русский язык - это необходимость для формирования культурной, лингвистически компетентной личности.

Цель проведения уроков русского языка в старших классах – повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к ЕГЭ.

На сегодняшний день в школе главная проблема - итоговая государственная аттестация выпускников организаций среднего общего образования. Вы знаете, что любая деятельность учителя должна иметь теоретическую базу. Тестирование позволило: объективно оценивать деятельность организаций образования, определять их реальный рейтинг, усилить внимание общественности к проблемам среднего образования, повысить мотивацию учащихся и учителей в хороших результатах обучения, определить направления совершенствования содержания образования, улучшения качества учебных программ, учебников, технологии обучения, подготовки учителей. 
В школе широко используется такая форма проверки как тестовые задания. Что же такое тест и тестовые задания? 
Тест - это совокупность специально подготовленных вопросов, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. 
Тестовые задания по своей форме напоминают отдельный тест: по структуре, наличию эталона и цены задания. 
Применение тестовых заданий позволяет: измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков; проверить значительно большой объём знаний; дать более объективную оценку знаниям учащихся; провести проверку выполненной работы быстрее по сравнению с обычными формами; оценить каждого ученика. 

Типы заданий в тестовой форме: 
1) закрытый - задания альтернативных ответов, задания множественного выбора, задания на восстановление соответствия, задания на установление правильной последовательности. 
2) открытый - задания свободного изложения, задания - дополнения. 
При составлении тестовых заданий следует учитывать следующие правила: 
1. Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. 
2. Формулирование вопроса начинать с подбора правильного ответа, чтобы избежать двух часто встречающихся проблем: наличие более одного правильного ответа, наличие только неправильных ответов. Основное требование, тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ. 
3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль (тестовое задание должно проверять один элемент). Если это не так, то становится неясным, с каким элементом знаний ученик не справляется, в чём заключена причина невыполнения задания. 
4. Правильные ответы должны быть разумны, умело, подобраны, не должно быть явных неточностей и подсказок. 
Неоспоримые преимущества для учителей тестовых заданий следующие: выявление знаний и умений каждого ученика; своевременное обнаружение пробелов в знаниях; быстрота проведения; простата проверки. 
А для ученика следующие: это вид работы не утомляет детей; не нужно формулировать ответ и думать, как его грамматически правильно написать; обладает самопроверкой. 
Но нельзя забывать, что для учащихся на уроках русского языка большое значение имеет развитие речи. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а их необходимо умело использовать в процессе обучения вместе с сочинениями, изложениями, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой. 

Работу по подготовке к экзамену я начинаю в 7-м классе, т.к. изучение орфографии заканчивается в этом курсе. Формирую тесты по разделам орфографии и провожу тестирование. Тестовые задания составляю аналогично заданиям ОГЭ, чтобы дети привыкали к этой форме. Постоянно анализирую выполнение заданий, фиксирую те из них, с которыми учащиеся не справляются, и на уроках разбираем их выполнение. Таким образом, учу детей алгоритму работы с тестами. 

В системе обучения нашей школы предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих системно и методично подготовить учеников к сдаче ОГЭ, устранить некоторые пробелы в знаниях, откорректировать узкое или неточное представление о чем-либо.

В 11-м классе ведётся постоянный контроль за самостоятельной работой учащихся с тестами. У каждого выпускника имеется тетрадь для работы с тестами, где учитель, проверяя решение тестовых заданий, письменно может объяснить ошибки ученику. На уроках русского языка учащимися предлагаются тестовые задания из тестовых книжек. 
Постоянно ведется мониторинг пробного тестирования на каждого учащегося. После каждого тестирования проводится детальный анализ допущенных ошибок во внеурочное время. На этих же занятиях проводится попутное повторение всего учебного материала по разделам: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика». 
Подготовка к ОГЭ активно начинается вестись с сентября месяца. Но постепенная планомерная работа начинается с 8-ого класса, когда учащимся предлагаются тесты. 
1. Первоначально составляется планирование по подготовке к ЕНТ, где учитывается программный материал с 5-го по 9-й класс. 
2. Подготовка ведется как на уроке русского языка, так и на дополнительном внеурочном часе. 
3. Отрабатывается время заполнения и механика закрашивания на специальных бланках, чтобы учащиеся могли, тратя меньше времени на русский язык, выполняли его качественно. 
4. Повторяется каждый раздел русского языка. Учитель дает материал на повторение, ученики ведут записи в тетрадях и получают правила распечатки, в которых учителем, по возможности, учитываются различные информационные источники. В дальнейшем ученики накапливают целую файловую папку таких распечаток. 
5. После повторения раздела предлагается выполнение тестовых заданий по данному разделу различного уровня. 
6. Вводятся контрольные уроки, на которых отрабатываются навыки решения тестов из сборников для подготовки к ОГЭ, последнюю четверть с учащимися непосредственно повторяются, тесты.

Каждую неделю в школе проводится пробное тестирование, которое не только дает преставление об уровне знаний учеников, но и позволяет совершать коррекционную работу: все ученики имеют тетради-пособия, куда вносят сложные, непонятные задания, некорректно поставленные вопросы, а затем решают все вместе с учителями, внося в тетрадь уже правильные ответы. Еженедельно каждый выпускник получает лист ответов по отдельным предметам, что позволяет как учителям, так и одиннадцатиклассникам совершать мониторинг достижений каждого ученика. Все ответы учащихся строго отслеживаются, систематизируются и вывешиваются. Предусмотрены и городские тестирования, предоставляющие карту ответов учеников, которые имеет каждый предметник для устранения ошибок в ответах учеников.

Возможность более подробно, целенаправленно поработать с вопросами тестов предоставляется учащимся на курсах по выбору, являющихся обязательными для одиннадцатиклассников по казахскому языку, русскому языку, истории Казахстана, математике.

У каждого учителя имеется календарный план подготовки учащихся к ЕГЭ, где расписаны часы лекционных и практических занятий, план формируется с учетом общих требований плана школы по подготовке к ЕГЭ. Еженедельно отслеживается посещаемость данных курсов, успеваемость в специальных журналах, контролируемых завучами. Ежемесячно учителя составляют отчет, где выявляют типичные ошибки учащихся, дают сравнительный анализ сдачи школьного и городских ЕГЭ.

Наша школа-интернат обладает достаточным количеством материалов: электронной библиотекой, пособия книжные, тесты, которые каждый ученик может взять и проработать.

Я предлагаю особое ведение тетради, которая должна состоять из 5 разделов: записанного в виде таблиц теоретического материала, практических упражнений, выполняемых учениками, тестов по определенному разделу, обобщенных тестов, словарей.

Таким образом, системная работа, осуществляемая в нашей школе -интернат, может дать определенный результат. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тактика подготовки учащихся старших классов к выполнению лексико-грамматической части ЕГЭ по английскому языку

Небольшая, но, думаю, очень полезная работу для преподавателей: как выполнить задания В-4 - В-10 за миниум времени....

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА

В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида....

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является еди...

Использование интернет-ресурсов в подготовке учащихся старших классов к сдаче ОГЭ по английскому языку.

В данной работе предоставлены конкретные советы преподавателям английского языка, как эффективно использовать социальную сеть "Вконтакте" (англоязычные группы) в тренировке навыков аудирован...

Проект «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее...