Дидактический материал по теме "Имя существительное"
картотека по русскому языку (5 класс) на тему

Юрьева Светлана Викторовна

Дидактический материал может быть использован в 5 классе при изучении темы "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_po_teme_imya_sushchestvitelnoe.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки по теме «Имя существительное»

1. Найдите «третье лишнее».

1)        Один, одиночка, одиночество.

2)        Пять, пятерка, пятерня.

3)        Четырехугольник, четыре, четверка.

4)        Троеборье, три, тройка.

2. Игра «Конструктор»

«Суффиксы –чик, -щик»

Образуйте названия лиц по действию с помощью суффиксов –чик, -щик.

Разведывать, наладить, вкладывать, бомбардировать,

точить, прогуливать, обмануть, заказать, переписать,

разносить.

3. К приведенным ниже именам существительным мужского рода подберите возможные парные названия женского рода. Охарактеризуйте их стилистическую окраску.

Врач, профессор, поэт, кондуктор, писатель, учитель, секретарь, директор, пловец, бригадир, билетёр, бухгалтер, географ, инструктор, агроном, чемпион, лаборант, космонавт.

4. Выпишите сначала существительные мужского, затем общего рода.

Сластена, врач, критик, секретарь, злюка, староста, юрист, неженка, пьяница, слуга, зевака, грязнуля, повар, размазня.

5. Выберите  имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе.

Год, глупость, ложь, вино, ветер, шум, масло, вечность, книга, ель, человек, листва, малина, черешня, рожь, злость, шорох, божество, печаль, песок, вечер, север, юг, вода, кресло, чтение, мороз, снег, зеркало, спирт, молоко, гора, лесть, бронза, жара, сахар, библиотека

6. Найдите «четвертое лишнее».

1)        Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2)        Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

3)        Дебри, прения, игры, шахматы.

7. Письмо по памяти. Определите падеж существительных.

Заезжий музыкант играет на трубе.

Что мир весь рядом с ним, с его горячей медью?

Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе.

8. Обозначьте склонение имён существительных.

1.        В работе (        ) железо (        ) не ржавеет.

2.        В пороховом дыму (        ) и пламени не изменим священному знамени.

3.        В жизни (        _) всегда есть место(_____) подвигам (        ___

4 Мужество (_        .) воспитывается изо дня(____)в день(____)в упорном

сопротивлении (        ) трудностям(___).

9. Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

1) употребляются только в ед. ч.;

2) употребляются только во мн. ч.;

3) употребляются в ед. и мн. ч.

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.

10. Определите род имён существительных. Составьте словосочетания.

Существо, шампунь, ничтожество, депутат, эмбарго, полслова, перила, простофиля, дружище, тамада, чудовище, куранты, секретарь, дитя, премьер-министр, бигуди, адвокат, жалюзи, окунь, желе, визави, симпатяга, сабо, мозоль, шахматы, рефери, ничья, кабальеро, амплуа, сорока, страшилище, куница, кандалы, треть, галифе, библиотекарь, алоэ, чудила, доцент, юноша, Саша Черных.

11. От приведённых слов образуйте существительные с суффиксами -чик-, -щик-. Составьте с ними словосочетания. 

Разведка, наладка, водопровод, дрессировать, алименты, прокат, приём (стеклотары), зачинать, атом (учёный), отвечать, прогулять, кабак, асфальтировать, баня, по пути, точить, фонарь, разносить (инфекцию), барабан, добыча, бриллиант, переписывать (бумаги), возить (хворост), смазка, трал, участник заговора, проходить, укладывать, пулемёт, объездить, штамповать, наладить, автомат, раскроить, переводить, разметить, настроить, обходить, рубить, застроить, налететь, извоз, убирать, барабан, бетон, камень, перебежать, переплетать, рассказать, забой, кровля, раздача.

12. Перепишите слова. Расставьте ударение.

Крапива, подошва, эксперт, конопля, петля, ремень, слепень, средства, столяр, таможня, тефтели, товарищество, туфля, туфлями, ходатайство, щавель, щипцы, баловень, ровня, феномен, маркер (цветной карандаш), глашатай, прополис, арахис, кашица, искра, баржа, кремень, обух, тандем, верба, гребень, свекла, фарфор, цемент, центнер, древко, клубы (дыма), окон, вечеря, хозяева, (много) угля, афера, гололедица, обеспечение, путепровод, недуг, кулинария, пуловер, апостроф, киоскер.

13. Прочитайте текст. Объясните, почему некоторые слова в нем пишутся с заглавной буквы.

Жил еще в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата – Авоська и Небоська.* Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.

(Н.Носов)

14. Запишите, объясняя написание е – и в окончаниях существительных.

Образец: из поездк и (1-е скл., р.п.) по Ази и (Азия)

а) Работал в типографи_, служил в арми_, ошибка в решени_, вошел в здани_, видел в здани_; отдыхал в санатори_; учебники по географи_, истори_; путешествовал по Средней Ази_, по Австрали_, по Итали_; был в Сибир_.

б) Найти в папк_, в тетрадк_; в горном селени_; близ той дорог_; цветы яблон_; отдыхал на взморь_; об открыти_ выставк_; был на выставк_; на лекци_ в планетари_; побывали в музе_, в зоопарк_; стоял в раздумь_; в ярком сияни_; подле опушк_.

в) Быть на открыти_ выставк_; на встреч_ участников экспедиц_; встретиться на лекци_ в музе_; бродить по отмел_; деревья в легком ине_; говорили о живопис_, архитектур_; рассказать о планетари_; в голубом сияни_; остановились в ущель_; отдыхать на взморь_, говорили о счасть_.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме: "Имя существительное"

Дидактический материал для 5 класса по теме:«Имя существительное»...

Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".

В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...

Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя существительное»

Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён существительных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических и грамматических н...

Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.

Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку....

Дидактический материал по разделам :"Морфология. Орфография. Имя существительное. Имя прилагательное". Русский язык 5 кл.

Разработанный дидактический материал используется для формирования умений и навыков по темам "Имя существительное", "Имя прилагательное", а также для оценки универсальных учебных действий на уроках ру...

Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.

Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...