Технологическая карта урока
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Смотрова Людмила Николаевна

"О языке и речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_uroka.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

 Модуль « ЯЗЫК  И  РЕЧЬ».  Формулы общения.

 Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (алгоритм успеха) под редакцией А.Д.Шмелева. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 год

Учитель русского языка и литературы МАОУ СШ № 55 г.Липецка Смотрова Л.Н.

Цель деятельности учителя

Формировать представление об изучаемом предмете; повторить объём  знаний по модулю «Язык и речь» чт( язык – это средство человеческого общения); познакомить с материалом учебником по данной теме, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, закрепить понятия «речь»(язык в действии), «формы речи», «речевая ситуация»,стили речи.

Тип урока

Урок погружения в  развивающую речевую среду

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.Воспитание любви к Родине, ее культуре, традициям Воспитание гражданина,имеющего активную жизненную позицию,стремящегося к саморазвитию,самореализации,успешности.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком( проблемно-диалогическая форма общения) ,эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа, технология сотрудничества

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net 

http://www.zavuch.info 

http://www.intergu.ru 

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.htm l

http://festival.1september.ru/subjects 

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем .

Основные понятия

Речь, речевая ситуация,язык, языковые единицы, формы  общения

     

Структурные параметры

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку Психологический настрой. (Работа со смайликами,анализ письма от Совушки-нахождение ключевого слова-ВНИМАНИЕ)

- Тренинг  «Внимание»

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника. Развитие познавательного интереса к русскому языку

2. Актуализация знаний с использованием интерактивной доски

-Сегодня у нас не обычный урок, а только фрагмент… И состоять он будет из различных блоков-уровней.

Упр. «Мир за окном»(эмоциональное воздействие –настрой на речевую тему, путешествие по Липецку. «Осенняя галерея»)

-Какой модуль станет объектом наблюдения?  - Попробуйте создать Образ-символ речи…(«ЛОГОС»)                                             Образ-символ языка(«ЛИНГВА»)…                                                                      

-Совершим путешествие или погружение в

тему?

-О чем будем говорить?

«Формулы общения»-тема урока.

-В чем состоит задача каждого из вас? -Молодцы, уровень понимания пройден

Учащиеся записывают число, приветствуют день (28.11.), используя предлоги С, БЕЗ.

Подсказку ищут в институте ГРАММАТИКИ.Выясняют:модуль «Язык и речь»

Высказывают предположения.

По подсказкам находят тему

Наполнить кластер(на доске)содержанием

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.

Регулятивные: планирование, целеполагание

3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Дидактическое задание. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

Д/з для родителей

- Л.Н.Толстой утверждал   : «Если человек не научится   сам говорить в школе ,он всю жизнь будет подражать…»                          

-Мнение родителей?                                        

 -Ваше мнение совпадают?

-Как определите цель занятия?(Совершенствовать язык и речь)

Высказывают версии.

-Научиться правильно излагать мысли .Выразительное чтение сочинений родителей.

Совершенствование речи

Выполняют творческое задание

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему и цель совместно с учителем

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

4. Открытие нового знания Обсуждение результатов предыдущего этапа,связь с последующим материалом.

-А сейчас поработаем в группах. Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и продолжить фразу Г.О.Винокура : « Наряду с задачей писать грамотно существует и другая задача – 
говорить умело, мастерски…»

1)-Может ли выполнение этой задачи   стать гарантом успешности человека?

 

Молодцы !И уровень осознания пройден удачно!

2).Речевая тема?

 И.Бунин, определяя  свою связь с миром, писал: «Я вижу, слышу… Я счастлив -все во

-

Предлагаю заменить сочетание «любовь к Родине» синонимом .

Знакомятся с высказыванием, обсуждают, предлагают варианты.

Отрабатывают понятие «успешный человек»,высказывают мнения, составляют   «портрет» успешного человека

Выполняют упр.»Вижу,слышу,чувствую».

Определяется музыкальное восприятие темы.Слушаем «Песню о России».

Учащиеся делятся  восприятием темы.

ПАТРИОТИЗМ…

Коммуникативные: совместно  договариваться о правилах общения и следовать им; слушать и понимать речь других; работать в группе.

Познавательные: учиться отбирать материал для сообщения, находить ответы на вопросы.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в группе. 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

5. Поиск информации Просмотр мультимедийной презентации Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов

ПрактикУМ

Учитель координирует работу, предлагая для размышлений опорную схему:

1).

 ПАТРИОТИЗМ действия  (дело)

УРА-ПАТРИОТИЗМ          (слово)

2).Фото-задачи

3).Обращение к опыту 5-классников…

4)Выразительное чтение ст.Л.Мартынова.

5)ПрактикУМ «Что говорим и как говорим»

6). 1.Голос- одежда живой речи, а душа ее - интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно что красивое, но глупое лицо. С. Волконский

 2. « …интонация может придать слову множество  смыслов и даже обратный смысл.                         И. Андроников_

-Родина …Липецк… проговорите нежно,тихо,гордо…

6) Смотрим мульфильм

- Почему выбрала этот фрагмент?(иллюстрация к интонации, характер человека виден… стиль общения

и решаем задачу :о чем пойдет речь?

-РС и стиль общения

7).Комментируют фото (РС) (Акция 9А «Подари улыбку городу»)

8).Просьба :  «Наведите порядок на слайде»

9).»Необычная викторина» (по стилям речи- работы девятиклассников :акция «Липчанам о городе»,»Радио Россия-Липецк»

10). А. Они заметили, что все канавы, в которых встречалась руда, располагаются среди зарослей высокой травы с фиолетовыми цветами.

В. В одном из районов Липецкой области геологи искали руду.

Б. Так на помощь геологам часто приходят растения.

 Г. Исследователи поднялись на вершину, нанесли на карту их местоположение и спустились в лагерь.

1)А В Б Г                        3)В А Г Б

2)Г А Б В                        4)В Г А Б 

-

Где могут быть использованы данные тексты?

1.В Липецкой области сегодня переменная облачность,ветер северный,порывистый Температура   +11              градусов …                                                            

2.-Ну и погодка сегодня…(!)  (оптимист и пессимист)Словарь :                                      Метаморфозы…(Превращение)      

 Возможны превращения текстов из одного стиля в другой? Возможно (Тема)

Групповая работа по составлению высказывания.

 

Поиск ответов, комментарий к фото, рассказывающим о  волонтерской работе учащихся 55 школы (дела).Ситуация выбора-право человека…

Рассказ о делах класса

Рассуждают ,опираясь на произведение

Комментируют высказывания

Упр.»Играем голосом»

МФ.»Вовка в тридевятом царстве»

О  РС.

Дают характеристику ситуации. Исправляют недочеты, связанные со стилями речи

Узнают стили речи

Готовятся к ГИА (Работа в парах)

Метаморфозы…(Превращение)        Почему это возможно (Тема)

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,.

Коммуникативные: уметь  сравнивать разные точки зрения, прежде чем делать вывод; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь собеседников; с точностью и полнотой выражать свои мысли. 

Познавательные: уметь систематизировать материал, полученный в результате групповой работы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме 

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; отвечать на вопросы.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; отвечать на вопросы.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6.Контроль знаний и первичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

7. Рефлексия Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

  • Начали урок с невербального или вербального общения?                                    Здравствуйте… к какой категории относится слово?
  • Какие вспоминаете?
  • А почему «волшебные»?
  • Что стоит за этими словами? (Открытость общения)

Тест « Навыки культурного поведения»

-Что нам дало выполнение этого упражнения? «Несите слово убеждённо:знание – дар!»(уроки предков)
2).Проверка д/з  «
Слово сотворит добро ,если смысл его поймешь… «

А).Нравственные принципы народа,традиции

Б.Автор? Нравственные принципы писателя. И.С.Тургенев…Ассоциации,связанные с именем?  Работа с высказыванием:»Берегите наш язык,наш прекрасный русский язык,этот клад,это достояние,переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим орудие; в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!»

-Умелые руки, чудо?  Ищем мысль!!!

Погружение или путешествие?

Ключевые термины модуля?(Язык,речь,общение,патриотизм)

-Найдите точку соприкосновения!

-Какое открытие сделали?

Общение-

Оценим нашу общую работу,проверим внимание в конце урока и  отдохнем под красивую мелодию..

Работа с учебником и ответы на вопросы.

Отчёт групп.

Представление кластера «Этикетные слова».

Выразительное чтение.

Тест

Навыки общения

Д/з.Пословицы и поговорки на заданную тему.

Библиотека им.Водопьянова,встреча с Е.Н.Полянской,200-летие…

Советы Тургенева,аргументы писателя…

Чудо -результат работы на успех

+

Определение объёма темы (кластер)

Патриотизм …. Это и знание  языка,и умение говорить, и постигать заветы предков, и сохранять  традиции, и сам язык …Быть достойными гражданами России..

Учишься для себя и … для будущего страны…

Составляют странички СЛОВАРЯ 5Б

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; отвечать на вопросы.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других. 

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности. Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности.

Получить навыки общения

7. Домашнее задание

Ст.Л.Успенского «Книга о языке» Разноуровневые задания (карточки)

Читают задание, слушают инструктаж.

О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а     у р о к а

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы органи-

зации взаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотива-ция (само-определе-ние) к учебной деятель-ности

Эмоциональная, психологиче-ская и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала. Слово учителя о значе-нии языка, речи

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фрон-тальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

Листы обратной связи

2. Актуа-лизация знаний и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Дидактическое задание.

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Создание проблем-ной ситуации.

Обсуждение результатов предыдущего этапа

Обдумывают ответы на вопросы

Группо-вая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникатив-ные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Просмотр мультимедийной презентации

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фрон-тальная

Устные ответы

Слушают учителя,

Групповая

Листы обратной связи. Уточ-няющие вопросы

Физкультминут-ка

Выполняют элементарные физические упражнения

Фрон-тальная

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

4. Целепола-гание..  

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индиви-дуальная, группо-вая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникатив-ные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

5. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов

– К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассни-ками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи

Фрон-тальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Устные ответы

6. Первич-ное закрепле-ние с коммен-тированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Чтение и обсуждение высказываний о

.)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Индиви-дуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

7. Само-стоятель-ная работа с само-

проверкой

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятель-но выполняют упражнения разного уровня сложности

Индиви-дуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Письмен-ная работа

8. Вклю-чение в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы

Фрон-тальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследователь-ских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оцени-вание работы учащихся на уроке

9. Рефлек-сия учеб-ной деятель-ности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индиви-

дуальная

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...