Конкурс "Путешествие в страну Глаголию"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Доброневская Анна Владимировна

Конкурс проводится в 5-6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_glagoliyu.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну Глаголию

Дидактическая цель: создание условий для обобщения и закрепления материала по теме «Глагол».

Актуальность ресурса: разработка ориентирована на практическое закрепление:

  • грамматических, морфологических и синтаксических признаков глагола;
  • изученных орфограмм;
  • орфографии и пунктуации.

Задачи:

  • обучающие: обеспечить условия для отработки практических навыков в нахождении глагола в предложении и определении его грамматических, морфологических и синтаксических признаков; способствовать развитию умения осознанно применять изученные орфограммы;
  • развивающие: создать условия для развития у обучающихся культуры устной и письменной речи; развития способности к установлению смысловых связей; развивать фонематический слух, способствовать развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью (восприятие, внимание, мышление, память);
  • воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативной культуры обучающихся; интереса к языковым явлениям; воспитания личностных качеств (активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и к другим, умения слушать и слышать друг друга).

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, интерактивный

Форма обучения: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: магнитная доска, мультимедийная установка, презентация учителя для обучающихся, презентации обучающихся по теме, плакат-карта страны Глаголии, мяч.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом, что урок будет интересен и полезен для вас. Я хотела бы, чтобы вы приняли активное участие в этом уроке общения. А еще я бы хотела убедить вас в том, что русский язык можно изучать весело и интересно.

II. Постановка целей и задач урока. 

Учитель: (читаю отрывок из стихотворения) 

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду - все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

(В.Кондрашов)

-Ребята, кто скажет, о какой части речи говорится здесь?

- Почему?

-Т.о. кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока? (Запись темы на доску) Цель?

Слово учителя:

Учитель: - На предыдущих уроках мы с вами познакомились с грамматическими, морфологическими и синтаксическими свойствами глагола, узнали о правописании безударной гласной в личных окончаниях глагола, правописании Ь знака в глаголах 2 лица единственного числа и глаголах повелительного наклонения, правописании -тся и -ться Одним словом, мы изучили часть речи «Глагол».Т.е.урок у нас по этой теме не первый, а завершающий урок .

-Ребята, кто скажет, для чего нам необходимо знание данной темы?

-Ребята, посмотрите на доску, как звучит тема нашего урока? Кто скажет, какие задачи стоят перед нами сегодня?

(запись числа, темы и задач урока)

Задачи:

1)Закрепить полученные знания по теме «Глагол».

2) Применять полученные знания в знакомой и новой языковой ситуации.

3)Развивать и обогащать устную и письменную речь.

(Задачи выводят обучающие, учитель направляет. Выводим слайд на доску)

III. Актуализация знаний.

Учитель: - Почему говорят, что глагол – самая живая и самая богатая часть речи?

А чтобы ответить на этот вопрос обратимся к эпиграфу нашего урока (записан на доске)

Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи.

В глаголе струится самая алая, самая свежая,

артериальная кровь языка. И назначение

глагола – выражать само действие!»

(А.Югов)

-Как вы понимаете их смысл?

(Дети отвечают. Глагол обозначает движение, движение -это сама жизнь без глагола невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое, многообразные стороны деятельности человека.(трудовой, научной, общественной и др.)Самая многочисленная часть речи.)

Учитель: - Знания о глаголе являются опорными для сегодняшнего урока. Берем наш багаж знаний и отправляемся в. путешествие по сказочной стране Глаголи. Обратите внимание на карту, которая облегчит наше путешествие по сказочной и богатой стране.

- Итак, тема определена, задачи поставлены. Для того чтобы решить поставленные задачи, мы должны вспомнить все необходимые знания по этой теме.

И сейчас мы с вами проведем игру «Не прерви цепочку», которая поможет актуализировать наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».

Но прежде, чем вы отправитесь в путь, помните, что в конце урока вам предстоит выполнить самооценку работы на уроке. Для этого вам необходимо на полях тетради на протяжении всего урока ставить плюсики, если вы удачно выполнили то или иное задание, если вы допустили, ошибку, то ничего отмечать не нужно.

Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.

1.- А что такое глагол? Ребята, дайте определение глаголу как части речи.

2. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?

3. Какого вида бывают глаголы?

4. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)

5. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?

6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?

6. Какие глаголы называются возвратными?

7. В чём особенность безличных глаголов?

-Молодцы, ребята, багаж знаний по теме «Глагол» у вас достаточный. Мы можем смело отправляться в Глаголию. Оветившие ребята не забывают поставить «+» на полях тетради

III. Применение знаний в знакомой и измененной ситуации, обобщение знаний.

Учитель:

- Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: "Мы обозначаем действие".

Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащие, станет сказуемым - и пошел по дорожкам предложений.

Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: "Да на вас лица нет!"

Ребята, мы с вами отправились в путешествие по стране, где живут глаголы.

1) Проверка творческого домашнего задания по теме

Учитель.

- Я вас дома просила нарисовать портрет глагола. Давайте посмотрим на ваши рисунки или словесные зарисовки.

Скажите, почему вы глагола видите именно таким? (демонстрация и защита рисунков, словесных портретов на тему «Портрет глагола»: один обучающийся защищает устно. Затем ребята меняются работами и производят взаимооценку портретов и ставят 2 «+» за качественно выполненную работу и объясненную ,1 «+» за работу с недочетами).

Учитель. Глаголия - это целая страна со своим гербом и другими атрибутами государственной власти.

(Учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах...)

- Герб страны Глаголии. ( критерии те же, что и в предыдущем задании)

2) Применение знаний в знакомой ситуации

Слово учителя: В Глаголии много мест, которые заслуживают нашего внимания.

Поскольку глагол по своей употребляемости занимает 2 место, а по данным языковеда Т.В. Напольновой , 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями. Навестим безударное личное окончание.

На интерактивной доске записаны слова с пропущенными гласными:

Слайд:1 Задание: Запишите ряд глаголов, в окончаниях которых пишется гласная «И», определите спряжение глаголов.

(Один ученик отвечает по своей тетради, остальные следят по своим работам.)

Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов - -е или -и

  • Бор..шься, пиш..шь, пил..шь;
  • Держ..шь, слыш..шь, гон…шь;
  • Кле..шь, верт..шь, представля..шь;
  • Бре..м, стел..м, слыш..м.

Учитель: - Ребята, вы хорошо потрудились, а теперь у нас физкультминутка - поиграем в футбол, но необычный. Пока мы играем, 3 ученика отправляются на экскурсию по памятным местам Глаголи и расскажут нам, с чем встретятся:

(В это время на доске 3 обучающихся выполняют задания по карточкам: (Задания прилагаются.)

А мы напишем словарный диктант. Вы все стоите на воротах. Я нападающий. Но вместо мяча у меня будут глаголы. Ваша задача объяснить правописание орфограмм в глаголе. Кто объяснит, тот защитит свои ворота, кто не объяснит, тому засчитывается гол.

Прибавьте, не_ измажься, испечь, не_ посоветовался, выходишь, посеял _ бы, развлекается., расстилаться, рассматривал, не забудь, приближаться, привлечь, извиняться, удивляешь, размножьте.

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения?

1. Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся.

2. Дело мастера бои_ся.

3. Человек по делу узнае_ся.

4. По труду и честь воздае_ся.

5. Надо труди_ся, (не)надо лени_ся.

Карточка № 2

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.

Участв_вал в соревнованиях, уклад_вал чемодан, бесед_вал с мамой, доклад_вал командиру, команд_вал ротой, рассчит_вал на успех.

Карточка № 3

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Тучи разве_лись, наде_лся на брата, обид_л сестру, постро_л дом, скле_л конверт, услыш_л шорох.

Цель работы: формирование орфографической грамотности.

3) Применение знаний в нетрадиционной ситуации

Учитель: - Я констатирую тот факт, что ваши знания достаточные для дальнейшего путешествия по сказочной Глаголии 

-А сейчас мы познакомимся еще несколькими жителями сказочной страны. А для этого…

Слайд 2:

Задание: Установи соответствие. Распредели глаголы по видам. (устно) 

Цель работы: проверка умения учащихся определять вид глагола.

Совершенный вид Несовершенный вид

Пропел, поберегу, сыграл, помогу обогреться, обступают, ринулись, задышал, разогрелся, поют, смеются, разговаривают. 

Учитель:

-Далее мы посетим дворец времен, а пригласительный билет на прием во дворе записан на нашей доске.

Слайд 3: Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени: 

- Каким членом предложения являются глаголы в этих предложениях.?

( в тетради взаимопроверка –«+» за каждый правильный ответ)

а) Чужую беду руками легко развести.

б) Близок локоть, да не укусить.

в) Это цветочки, а ягодкам быть впереди.

Учитель:

-Путешествуя по Глаголи, мы устали и предлагаю освежиться в реке наклонений.

Задание: Выпишите глаголы в повелительном наклонении:

Цель работы: проверка умения учащихся определять наклонение глагола. Ученик (заранее подготовленный) выразительно читает стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Слушая стихотворение, выписать из него все глаголы в форме повелительного наклонения.

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет,

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

IV. Контроль уровня усвоения знаний.

Учитель: - А теперь посчитайте количество «+» на полях своих тетрадей. Те обучающиеся, которые набрали от 20 до 25 «+» получают оценку «5»; от 16 до 19 – «4». А остальным нужно еще раз повторить материал, чтобы восполнить пробелы в своем багаже знаний.

V.Рефлексия результативности.

Самооценка труда обучающихся.

Учитель:

- Вот и послужили ваши знания по теме глагол той путеводной нитью, которая провела через все препятствия, встретившиеся в нашем путешествии по стране «Глаголи».

В начале урока мы говорили, что русский язык можно учить интересно и весело? Согласны ли вы с этим утверждением?

-Какие знания помогли вам не заблудиться в стране «Глаголии»?

Учитель:

-А теперь посмотрите на наши задачи, реализовали ли мы их, выполнили ли на сегодняшнем уроке? Достигнуты Молодцы!

Взаимооценка труда учащихся.

Учитель:

- Вы работали и большой командой и в парах и индивидуально. Кто, по вашему мнению, из ребят внес больший вклад в наше путешествие, чтобы оно было интересным?

Оценка учителем работы учащихся

Учитель: - Я тоже считаю, что вы работали очень хорошо и активно. Вы все молодцы, и я очень довольна вашей работой

VI. Подведение итогов урока

Учитель: - Мы сегодня повторили изученный материал о глаголе. Поэтому вашим домашним заданием будет:

Домашнее задание дифференцированное.

1.Составить словарный диктант из слов, выделенных жирным шрифтом в учебнике «Практика» в теме «Глагол»

2.Сделать морфологический разбор глаголов из предложения, данного в Упражнении 228

3.Пофантазируйте и напишите сочинение о том, о чем может жалеть глагол в форме инфинитива.

Учитель: - Вернемся к эпиграфу. Почему мы взяли эти слова эпиграфом сегодняшнего урока. (Ответ: ГЛАГОЛ - это особенная часть речи, живая. Она заставляет действовать нас всех: читать, писать, спрягать и обеспечивает успех.)

Учитель:

Спасибо вам большое за работу. Желаю успехов и говорю вам «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.

Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе....

Урок "Путешествие в страну Глаголию"

Открытый урок по теме "Путешествие в страну Глаголию" для 5 класса...

Урок-игра по теме "Путешествие в страну Глаголия"

Урок можно провести в конуе изучения темы "Глагол" в 6 классе...

Урок "Путешествие в страну "Глаголию"

Урок обобщения изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Урок-путешествие в страну Глаголия 6 класс

Урок рассчитан на 2 часа. Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученное по теме глагол в 6 классе. (использованы "Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы В.Н.Пташкина и др.)...

Путешествие в страну "Глаголию"

Конспект урока русского языка в 5 кл по программе Баранова...

Весеннее путешествие в страну Глаголию

Cистематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе. Формирование ...