«Основные способы формирования интереса к чтению у обучающихся с ОВЗ»
статья по русскому языку на тему

Калимулина Ольга Нурхоновна

Чтение, несомненно, играет огромную роль в развитии личности. Чтение – это источник различной информации, знаний, средства нравственного и духовного воспитания.

         Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в коррекционной школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования человека.Формирование у детей с нарушениями в развитии  навыка к чтению,  интереса к нему является одной из важнейших задач обучения в коррекционной школе.

         Под словосочетанием «навык чтения» следует понимать  совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность.

         В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон.Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного, осознанность, так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного, тем самым вызвать интерес к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Чтение, несомненно, играет огромную роль в развитии личности. Чтение – это источник различной информации, знаний, средства нравственного и духовного воспитания.

        Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в коррекционной школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования человека.Формирование у детей с нарушениями в развитии  навыка к чтению,  интереса к нему является одной из важнейших задач обучения в коррекционной школе.

        Под словосочетанием «навык чтения» следует понимать  совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность.

        В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон.Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного, осознанность, так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного, тем самым вызвать интерес к чтению.

        Не все учащиеся, имеющие нарушения в развитии,  способны с легкостью овладеть чтением. В связи с тем, что у  детей с ОВЗ отмечается недостаточная познавательная активность, у них отсутствует интерес к чтению. Для его формирования приходится использовать различные приёмы работы.Психофизиологической основой трудности чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между  зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. Низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Для учащихся с ОВЗ эта проблема особенно актуальна. В   нашей коррекционной школе обучаются дети с различными нарушениями в развитии, есть и учащиеся, имеющие задержку психического развития.

        Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная утомляемость, истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. У нас  также обучаются  еще и так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, воспитанники из детских домов, дети-инвалиды.        У большинства  учащихся имеются различные речевые нарушения (алалия, дизартрия, дисграфия, дислексия, общее недоразвитие речи).  У многих отсутствует мотивация, нет интереса к чтению, ограниченный запас представлений  об окружающем мире, недостаточный жизненный опыт не позволяют осознавать прочитанное в полной мере. Зачастую и семья не в состоянии создать условия для развития у ребенка интереса к чтению. Часто в школу поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и трудно у учащихся совершенствуется навык правильности чтения. Учащиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но  недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.

        Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками, потеря интереса, нежелание читать, отсутствие положительного примера родителей являются актуальными проблемами при обучении.

        Нельзя не выделить отдельно проблему дислексии. Это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций.  У дислектиков наблюдаются нарушения внимания, им трудно воспринимать письменный текст в принципе, они не могут связать значки на бумаги с произносимыми звуками. Такие дети при чтении или письме не только пропускают буквы или целые слоги, но могут менять их местами, пытаться читать справа налево или даже "вверх ногами". Кроме того, дислексики часто путают правую и левую стороны.

        Основная работа по коррекции дислексии ведётся на логопедических занятиях в системе комплексной коррекционной работы с помощью определенных приёмов.                                                                        Индивидуальные образовательные программы  позволяют реализовать принципы индивидуализации в рамках школы, создать условия для развития индивидуальных возможностей учащихся и учитывать особенности психологического развития каждого. Учитель, работающий с такими детьми, должен быть более гибким, склонным учитывать индивидуальные особенности и интересы обучающихся, искать особый подход.

        Не секрет, что наиболее трудными и неинтересными предметами для учащихся коррекционных школ являются русский язык, чтение и литература.При создании условий для детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы обязательно нужен определённый индивидуальный подход.

        Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, литературы, русского языка. Уровень предлагаемого программного материала зачастую не соответствует способностям, возможностям наших учащихся. Многочисленные речевые нарушения, ослабленные внимание и память,  воображение, неблагоприятные семейные условия приводят к большим трудностям у учащихся в формировании необходимого навыка и мотивации к чтению.

        Работая много лет с детьми, имеющими различные нарушения вразвитии,  педагоги нашей школы на первый план ставят  задачу по  повышению интереса к чтению у учащихся. Дети, с которыми я работаю, среднего возраста и игра для них пока ещё естественная потребность. Играя, они взрослеют, набираются жизненного опыта. Я часто обращаюсь к игре как методу воспитания  интереса к книге. Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму  воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого  мощного “педагогического поля”. Уникальность игры в том, что именно игра  и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое  воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление  личности. Литературные игры интересны и полезны.  В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений  по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание  вопросов по прочитанным произведениям, викторины, кроссворды,  отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию, ролевые игры, пересказ сказок, рассказов  по серии картинок.                                                                        В формировании интереса к чтению у  обучающихся с ОВЗ  методы наглядного обучения занимают особое место, поскольку мышление детей требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Роль наглядности в условиях специальной (коррекционной) школы по мере взросления учащихся не снижается. На уроках используются разные наглядные средства.                Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность,предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников литературного прошлого и его материальных следов. Она включает знакомство с портретами писателей и поэтов, их жизнью и творчеством.        Изобразительные средства в наглядном обучении занимают главноеместо. Изобразительная наглядность, используемая на уроках литературы, представлена различными портретами, рисунками, фотографиями, учебными картинами, кинофильмами.                                                                                Эффективной работа по развитию, коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является тогда, когда она является комплексной. Она ведется на уроках чтения, литературы, русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях.                Логопеды,  учителя-дефектологи, учителя русского и литературы, библиотекарь школы организуют различные формы взаимодействия. Для детей проводятся интегрированные уроки,  конкурсы выразительного чтения. Ученики нашей школы не только привыкли к тому, что ежегодно  проводятся конкурсы чтецов, и ребята с удовольствием принимают участие в них. В школе много лет работал театральный кружок, где ребята под руководством Шаймардановой Ирины Александровны ставили миниспектакли, различные инсценировки по мотивам произведений русских классиков, тем самым привлекая воспитанников к чтению.                                                                                                        Тесное сотрудничество учителей и логопедов, единство их требований, учет индивидуальных особенностей учащихся позволяет достичь определенных результатов в повышении интереса к чтению. На логопедических занятиях и уроках в коррекционной школе широко используются игровые задания (ребусы, шарады, кроссворды), которые облегчают восприятие учебного материала, создают положительный эмоциональный фон. Такой фон достигается на совместных уроках литературы и библиотекаря школы, на  занятиях в «Литературной гостиной», которые проводит Шадрина Светлана Павловна, библиотекарь.В «Литературной гостиной»   ребята читают и пытаются анализировать стихи, мы  говорим о поэтах и писателях,  обсуждаем различные проблемы, которые писатели поднимают в своих произведениях.Разговор идёт на равных, учащиеся чувствуют себя свободно. Звучит музыка, просматриваем иллюстрации к произведениям, презентации, видеоролики,  рисуем сами. Перед учителем стоит несколько задач: увлечь детей в мир книги или стихотворения, попытаться научить говорить, спорить, анализировать; создать атмосферу непринуждённости, дружеского участия и душевного тепла, атмосферу, необходимую для эмоционального переживания. Но ребята должны иметь знания, предусмотренные школьной программой, поэтому приходится подтянуться, больше читать, размышлять, спорить, не бояться высказывать свою точку зрения.           Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Учащиеся впервые знакомятся с понятием выразительных средств литературного языка.  В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приёмов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие. С точки зрения развития «умения читать» интересными являются следующие задания:

  1. Рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют.
  2. Проанализировать эпитеты, которые используются для описания положительных и отрицательных героев.
  3. Предложить учащимся по данным эпитетам определить характер и внешность героя.
  4. По иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приёмы или предложить учащимся нарисовать иллюстрацию к произведению.
  5. Создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя

( если это возможно для детей).

        По многочисленным наблюдениям подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как к объекту исследования. Элементы игры и соревнования облегчают ознакомление с азами литературоведения и развивают  навык анализа литературных произведений.

        Для изучения таких литературных приёмов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно использовать примеры из народных пословиц и поговорок. Пословицы разных народов  часто бывают очень похожими. Так ученику можно предложить самостоятельно найти это сходство или найти из предложенной  пословицы  аналог из другого языка. Эти задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать национальный характер литературы, оценивать её особенности, развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество для полноценного общения.                                         Одним из действенных методов повышения у школьников интереса к литературе является акцентирование внимания на юмористические аспекты произведения. По показанию  исследований психологов юмор является одним из основных побуждающих факторов к чтению у детей школьного возраста. В процессе изучения поэтических произведений важно дать понять ученикам, что стихотворение – это поэтический образ, а не только рифма и ритм.

        Только при взаимодействии учителя русского языка и литературы, учителя-логопеда,  библиотекаря и воспитателя мы можем добиться решения всех поставленных целей и задач, и использовать все имеющиеся возможности для расширения и углубления у учащихся с ОВЗ  читательских интересов. Главной задачей для всех педагогов коррекционной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению.

МКУ Отдел образования МР Бакалинского района Республики Башкортостан

ГБОУ  Бакалинская коррекционная школа – интернат дл обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

«Основные способы формирования интереса к чтению у обучающихся с ОВЗ»

(Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы)


Подготовила: Калимулина О.Н.,

 учитель русского языка и литературы

Март, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Статья рассказывает о том, как привлечь учеников к чтению книг посредством мотивации на уроках математики....

Способы повышения интереса к чтению

Форма работы для повышения интереса к чтению, можно ввести как элемент урока, как домашнее задание. Указаны несколько видов деятельности и задания для повышения интереса к чтению по литературе....

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

О методике подготовки спортивного часа как один из способов формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой.

Спортивный час способствует обеспечению активного отдыха обучающихся, укрепления здоровья, повышение работоспобности, формирование у детей интереса к физкультурным и спортивным занятиям...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....