Рабочая программа по ВНД "Использование изобразительно-выразительных средств в тексте"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Белоусова Светлана Евгеньевна

Программа разработана для проведения занятий по внеурочной деятельности по русскому языку ФГОС для учащихся 5 классов.Рассчитана на полгода по одному часу в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vnd.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

ПРИНЯТО                                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                                                                приказом директора МБОУ

протокол № 1 от  29.08.2017                                                      «Средняя общеобразовательная

                                                                                                                                    школа № 40»

                                                                                                                             О. Н.Тицкой

                                                                                                                        от 29.08. 2017 № 247

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

по русскому языку

(в рамках реализации ФГОС)

Использование изобразительно-выразительных средств в тексте.

5 « Г » класс.

Разработчик:

Белоусова Светлана Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

рассмотрена на заседании МО

                             «29» августа 2017г.

                                                                 протокол № 1

Череповец, 2017г.

Раздел 1. Результаты освоения программы внеурочной деятельности.

При изучении данной программы можно достичь следующих результатов.

Личностные универсальные результаты:

Учащийся получит возможность для формирования:

  • умения общения и взаимодействия со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
  • положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
  • умения осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные универсальные результаты

(регулятивные,познавательные,коммуникативные):

  • самостоятельное определение и формулирование целей деятельности на занятии;
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;
  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • находить ответы на вопросы в тексте
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; владеть навыками диалогового общения; уметь вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей)
  • учиться работать в паре, группе.

Учащийся получит возможность для развития:

  • логических навыков (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной деятельности;
  • выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные универсальные учебные действия:

 Учащийся получит возможность овладеть следующими видами деятельности:

  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинения повествовательного характера с двумя типами речи (описание, повествование)
  • адекватно понимать содержание научно-учебных и художественных текстов, воспринимаемых на слух;
  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

Курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).

Раздел II. Содержательная часть.

Программа состоит из 3 разделов:

Раздел 1. Речь. (3 ч)

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Раздел2. Слово. Средства художественной выразительности (тропы). Стилистические фигуры речи.(9ч)

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно - выразительные средства языка и стилистический фигуры. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Раздел 3. Текст.(5ч.)

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Связь между предложениями в тексте.

Календарно-тематическое планирование

Раздел. Тема занятия

Форма проведения

Содержание занятия

Раздел 1. Речь.

(3 часа)

Введение в курс развития речи. Для чего людям нужна речь.

Лекция, фронтальная беседа

Уметь составлять план статьи, комментировать высказывания учёных.

Как различают формы речи? Что такое диалог и монолог?

Как вести беседу?

Фронтальная беседа, инсценировка отрывка из повести, пересказ

  • Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; владеть навыками диалогового общения; уметь вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей)

Сочинение сказки по рисункам с включением диалога.

Сочинение сказки по рисункам с включением диалога.

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания сочинения с включением диалога Составление диалогов. Знаки препинания при диалоге.

Раздел 2. Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи.

(9 часов)

Что такое стилистические фигуры речи? Анафора и эпифора.

 

Запись лекции, чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия анафора и эпифора

Умение выделять анафору и эпифору в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Антитеза.

Градация.

Инверсия

Чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие антитеза, градация, инверсия.

Умение выделять в устной и письменной речи антитезу, градацию, инверсию. Знать их отличительные черты.

Риторические вопросы и обращения

Чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия риторические вопросы и обращения.

Коммуникативные игровые ситуации.

Уметь находить в тексте риторические вопросы, объяснять их значение для содержания текста. Совершенствовать навыки работы со словарем

Что такое тропы? Аллегория.

Запись лекции, чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие аллегория

Знать назначение аллегории, уметь находить ее в тексте, строить высказывания, используя этот троп.

Гипербола и литота.

Чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия гипербола и литота.

Знать какую смысловую нагрузку несут данные тропы в тексте, уметь их находить и использовать в речи.

Метафора. Олицетворение.

Чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие метафора

Уметь отличать метафору от других тропов, знать ее назначение в тексте и правильно находить.

Сравнение. Метонимия.

Чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, метонимия

Знать особенности этих понятий, уметь находить их в тексте ,видеть смысловую нагрузку.

Эпитет.

Чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие эпитет

Знать определение эпитета, уметь находить его в текстах различных жанров. уметь самостоятельно подбирать эпитеты для характеристики предмета, явления.

Практическое занятие « Средства художественной выразительности и стилистические фигуры»

Работа с текстами рождественских рассказов, заполнение таблиц, поиск примеров и определение роли

средств художественной выразительности и стилистических фигур при выражении авторской позиции.

Роль средств художественной выразительности и стилистических фигур в речи

Раздел 3. Текст.

(5 часов).

Тема, микротема, основная мысль текста.

Структурирование и систематизация изучаемого материала, языковой анализ текста, составление кластера. Работа с текстом учебника, самостоятельная работа

Формировать у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста.

Структура текста. План, виды плана.

Работа с текстом учебника, самостоятельная работа

Знать структуру текста, уметь строить простой и сложный план.

Опорные слова. Связь между предложениями в тексте.

Работа с текстом учебника, самостоятельная работа

Знать, какие лексические средства связи предложений есть в тексте. Уметь их использовать для написания собственного текста

Творческая работа (написание и компьютерное оформление

Написание текста на свободную тему с использованием средств худ.выр. и стил. фигур,подготовка комп. презентации с иллюстрациями

Умение использовать изобразительно-выразительные средства для написания текстов различных жанров

Презентация творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку «От слова к тексту» для учащихся 10 классов

Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный...

рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста"

Рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста" 8 класс...