статья
статья по русскому языку на тему

Королева Анжела Викторовна

Может применяться для работы учителей-предметников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проекта на уроках русского языка и литературы

Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин.

Методистами, как в зарубежной, так и в российской науке (Н.Видал, Р.Рибе, Д.Фрид-Буд, Т.Хатчинсон, И.А. Зимняя, Т.А. Сахарова, Е.С. Полат), метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий современной школы.

 В своей практике я использую проектный метод с 2006 года.

Под учебным проектом понимается организационная форма работы, ориентированная на изучение законченного учебного раздела (курса, факультативного материала) и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в продуктивную коммуникацию, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса, дает возможность смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру, влияющий на становление и развитие целостной личности растущего школьника.

Применительно к предмету русский язык и литература метод проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта.

Этапы работы над проектом при изучении школьного курса русского языка и литературы: целеполагание, содержание, формы организации и отчетности, а также критерии оценивания.

 1) Применение этого метода — посильная и доступная работа для всех учителей.

2) Дает возможность учащимся искать интересующий материал, выбирать самое главное, анализировать, делать выводы и защищать свою проблему.

З) Раскрывает потенциал ребенка, позволяет ему участвовать в создании проекта в любой удобной для него роли (форме).

4) Сплачивает ребят во временные группы для решения определенной проблемы.

5) Учит объективно оценивать свою деятельность, критически относиться к результатам своего труда, умению анализировать полученные результаты и сравнивать свою работу с другими.

Использование метода проектов реализуется на материале ныне действующих Стандарта и учебных программ и включается в организационные рамки существующего в современной школе образовательного процесса, то есть в рамки классно-урочной системы в условиях наполняемости классов в 20-25 человек. Использование метода проекта на уроках литературы очень часто выходит за рамки школьной программы, классно-урочной системы и требует работы с одной или несколькими группами учащихся во внеурочное время. Поскольку метод проекта относится к технологиям личностно-ориентированного образования, его целеполагание сориентировано на развитие у школьников

  • личностно и социально значимых качеств,
  • познавательного интереса,
  • умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом художественного произведения, с личностью и творчеством изучаемого автора или историко-литературным контекстом определенной эпохи,
  • способности ориентироваться в этой информации,
  • умения анализировать, обобщать ее и представлять в виде оформленного результата деятельности.

Метод проекта активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность, креативность.

Кроме того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

В целом, современная педагогическая наука признает большое влияние метода проектов на учащихся как в учебно-познавательном, так и в воспитательном аспектах.

Поскольку реализация проектной методики происходит в рамках действующих программ, то, как прилов учитель выбирает в учебном году одну из значимых тем курса русского языка в данном классе, на изучение которой может быть выделено достаточное (для реализации выше названных целей) количество учебных часов. Тема проекта должна быть довольно тесно связана с программой, но может строиться и на основе какого-то ее аспекта.

Желательно, чтобы название проекта было броским и кратким, так оно будет привлекательнее выглядеть и пробуждать интерес учащихся. Название может отражать непосредственную связь с темой учебной программы (например, «Давайте познакомимся: имя существительное!», «Такое непростое имя прилагательное», «Дом наречий», «Драматургия А.Н.Островского», «Серебряный век» русской поэзии», «Басенный мир» и др.)

Проект может иметь помимо основного еще и творческое название. Например, «Русский Париж» (о жизни поэтов и писателей, эмигрировавших во Францию), «Дорога к храму» (изучение древнерусской литературы).

В содержании проекта должно быть предусмотрено наличие значимой, в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска и творческого подхода для ее решения.

Таким образом, содержание проекта — это материал учебной темы (но не обязательно), оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде материального и/или идеального продукта и обладает личностно и\или социально значимым смыслом для его участников.

Следовательно, для изучения программного материала с использованием метода проектов учителю необходимо проделать огромную предварительную работу, в основе которой лежит перевод учебного материала в плоскость проблемного обучения, с учетом следующей важной особенности: проблема не может быть научно-отвлеченной, она должна носить личностно или социально значимый характер.

Так, например, монографическая тема «Творчество С.А.Есенина», традиционная для класса, может быть изучена на основе метода проектов. Для этого, в первую очередь, учителю необходимо осмыслить весь материал в ракурсе его проблемного преподавания.

Как это реально можно сделать?

Необходимо выделить ключевое направление творческих исканий С.Есенина. Но в течение всего творческого и жизненного пути в его жизни менялись женщины, которые были близки поэту. Поэтому тема проекта может быть сформулирована, например, следующим образом: «Женщины в жизни С.Есенина»

Подобная формулировка выполняет двойственную функцию: показывает перспективное направление исследовательской деятельности учащихся и одновременно привлекает их внимание в личностном плане, так как некое представление об идеале лежит в основе мировоззрения каждого человека, а потому особенно значимо в период юношеских исканий старшеклассников.

 В основе метода проекта — всегда решение какой-то проблемы, что предполагает, с одной стороны, возможность интегрирования знаний и умений из различных сфер, а с другой -использование совокупности разнообразных приемов, методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного и других, творческих по своей сути, методов). В соответствии с возрастными особенностями учащихся и тематикой проекта они могут использоваться по отдельности и в совокупности. Для старших классов наиболее приемлемым можно считать исследовательский метод.

Исследовательский метод — это «организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде».

Так, в работе над проектами по литературе «Серебряного века» планируется совместная работа учителя и учащихся на протяжении шести уроков и самостоятельное выполнение исследовательских заданий группами учащихся в течение примерно десяти часов.

Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах и в коллективе.

При изучении литературы это в основном работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.

Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, видео-,  или слайд-фильм, комментарий к тексту художественного произведения, наконец, если есть такая возможность, это могут быть публикация,  буклет, презентация, веб-сайт, выполненные на компьютере. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. В практике моей работы над этой темой учениками уже создавались презентации, видеофильм, рефераты, маршруты экскурсии, буклет, журнал.  

В период завершения работы необходимо организовать внешнюю оценку проекта, ведь таким образом можно отследить его эффективность. Критериями оценки качества проведения проекта могут выступить:

  • готовность к регулярному контакту с учителем;
  • рабочие материалы;
  • результаты анкетирования или интервью.

Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Вопросы для анкеты учащихся могут состоять из следующих позиций, которые пригодятся при разработке последующих проектов:

 • Как ты организовал свою деятельность?

  • Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
  • Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?
  • Какой вид работы ты выбрал и почему?
  • Использовал ли ты в работе компьютер и каким образом?
  • Чему ты научился в результате работы по проекту?
  • Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?
  • Что в заданиях понравилось (что — нет)?

На начальном этапе подготовки к изучению темы на основе метода проектов для успешной организации исследовательской деятельности учащихся учитель должен тщательно продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. Именно от качества основополагающего вопроса и формулировок проблемных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование: в соответствии с внутренней потребностью или под внешним воздействием, требующим от них исполнительской дисциплины, высокого уровня выполненной работы для положительной оценки, или их заставляет действовать страх перед учителем, одноклассниками, родителями.

Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть, чтобы

  • побуждать школьников к сравнению фактов, к определению самостоятельных оценок событий, объяснению явлений,

интерпретирования свединей и т.п.

  • связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами;
  • обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю

Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:

  •  не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа;
  •  вызывать интерес учеников;
  •  предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу;
  •  иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь между различными областями знаний и объектами изучения.

Существует определенное сходство между основополагающим вопросом и проблемным. Не совпадают они в основном в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос, как правило, отражает наличие противоречия в кругу изучаемых явлений науки, иногда может предопределить направление для поиска ответа, но не стимулирует учащихся, у которых нет устойчивой мотивации к предмету. Поскольку основополагающий вопрос должен быть интересен для учащихся всего класса, его формулировка может быть несколько шире чисто научной. Слишком отвлеченно сформулированный вопрос лучше всего использовать для внеклассной работы.

Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос. Чаще всего проблемные вопросы стимулируют воображение учеников и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом, заставляют учащихся исследовать множество различных вариантов, толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины. В соответствии с проблемными вопросами можно сформировать группы, которые будут работать в указанных направлениях.

Групповая работа, или обучение в сотрудничестве — это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.

Работа в группах становится привлекательной для учащихся только в случае специальной ее организации, если

  • создается позитивная взаимозависимость участников группы сотрудничества (по общей цели, по разумному и справедливому распределению объема работы, по награде, по ресурсам, по ролям),
  • обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом,
  • учащиеся оценивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного общения и сотрудничества, то есть умение выслушивать других, критиковать не личность, а идею, умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы.

Пример простейшей модели организации групповой работы, имеющей целью подготовку всех членов группы к проведению итоговых испытаний и реализуемой в пяти последовательных этапах:

  • изложение материала,
  • изучение (закрепление) материала в группе,
  • проведение итоговых испытаний/тестирований, которые могут быть заменены соревнованиями,
  • оценка индивидуальных достижений участников группы,
  • оценка работы группы в целом.

Другая модель организации подобной работы предполагает выполнение каждым членом группы индивидуального задания в рамках общей задачи:

  • объявлена тема проекта и формулировка основополагающего вопроса,
  • организованы группы (4-5 человек),
  • по группам распределены проблемные вопросы,
  • спланирована самостоятельная деятельность учащихся по вопросам,
  • определены этапы работы над проектом групп и класса в целом.

Исследовательские группы создаются в соответствии с темой проблемных вопросов. Могут быть сформированы группы «биографов», «литературоведов» (несколько групп с разными заданиями) и «культурологов».

На этом же уроке предполагается четкое структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных задач и результатов, так как каждый участник проекта должен иметь представление о том, когда (в какие точные сроки) и что

(каков результат деятельности) его ждет в итоге работы в целом и на каждом этапе).

На втором и третьем уроках под руководством и с консультативной помощью учителя ведется поисковая, аналитическая и исследовательская работа учащихся в группах.

На четвертом и пятом уроках - обсуждение результатов исследования, формулировка выводов, анализ и оформление рабочих материалов к заключительному уроку.

На последнем, шестом, уроке учащиеся представляют творческие отчеты о проделанной работе, предъявляют «продукты» своей деятельности. Итоговые результаты их труда обсуждаются таким образом, чтобы из фрагментов материала, оформленного учащимися, сложился ответ на основополагающий вопрос — главный для всего проекта. Кроме того, на этом же уроке оцениваются индивидуальная и групповая работа учащихся.

Самостоятельная деятельность учащихся в поиске ответов на поставленные проблемные вопросы изначально подразумевает отказ учителя от роли проводника и единственного источника знаний. В качестве источников информации могут быть использованы как традиционные рекомендательные списки литературы, подготовленные учителем, так и ресурсы Интернета. Такая работа больше подходит для работы в старших классах, но может применяться и в 5-6 классах после небольшой предварительной подготовки.

При выполнении исследовательских заданий и организации изучения литературы на основе метода проектов кардинально по сравнению с традиционной меняется роль учителя.

Учитель, работая на основе проектной методики, должен быть готов к разрешению множества различных педагогических проблем, в частности:

  • к изменению традиционного содержания учебных тем, к их синтезу с другими школьными дисциплинами или видами искусства, так как при выполнении учебных проектов их эффективность часто зависит от включенности в общий контекст образовательного процесса;
  • к разработке методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов, методов коллективного решения проблем. Это означает, что учитель должен уметь определять проблему учебной темы, формулировать вытекающие из нее задачи исследования, выдвигать гипотезы их решения, обсуждать методы исследования, продумывать и предлагать варианты оформления конечных результатов, анализировать полученные данные, обсуждать и формулировать итоговые выводы, корректно оценивать учащихся при подведении итогов;
  • к использованию в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и др.;
  •  к необходимости сочетания на уроках коллективной, групповой и индивидуальной формы работы учащихся;
  •  к интенсивному использованию компьютера как инструмента учебной работы учащихся и педагогов;
  • к организации совместной работы с учителями различных предметов.

Проект может быть предназначен для изучения какой-либо одной темы, нескольких взаимосвязанных тем или целого тематического блока, поэтому замысел проекта вырастает из какой-либо общей проблемы, требующей разрешения и формулируемой в виде одной или нескольких определенных задач. Задумывая проект, учитель, прежде всего, мысленно представляет себе проблему, вытекающие из нее задачи, возможные пути их решения, конкретные результаты.

Существует несколько наиболее важных для осуществления проектной деятельности условий: применение исследовательского подхода, использование методов групповой работы и деятельности в сотрудничестве, обучение учащихся коммуникации.

Однако если говорить об идеальном проекте, то предполагается его соответствие следующим показателям:

  • в ходе выполнения проекта должно быть предусмотрено проведение сравнительного изучения, исследования того или иного значимого факта, явления, события, имеющих или имевших место в историко-литературной реальности различных стран и эпох;
  • в содержание проекта должен быть включен серьезный научный компонент (исследовательский, поисковый, творческий и др.), определяющий совместную работу и общий результат по одной и той же проблеме;
  • проводимый проект должен иметь личностный компонент, то есть иметь непосредственное отношение к жизни школьников, соотноситься с их внутренним миром, с присущими данному возрасту ценностями учащихся;
  • в содержание проекта должно быть включено создание чего-либо нового (выявление наиболее эффективных, приемлемых новых решений или старых идей, применимых к новым условиям);
  • в результате проводимого проекта должна быть кульминация — какая-то форма презентации проекта учащимися в виде доклада, газеты, альманаха, музыкального или литературного произведения, видеоматериала, (теле) конференции и пр.

Таким образом, метод проектов является для педагогов хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни.



Предварительный просмотр:

Формирование информационной культуры на уроках русского языка и литературы

Формирование информационной культуры школьников является одной из важнейших задач современного образования. Само понятие «информация» обладает свойством как духовного, так и материального мира человека. Это важно для понимания сущности информационного общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, а с другой, служит основным средством межличностных отношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека, и его материальное бытие.

Средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века. Впервые проблема информационной культуры была поставлена в 1988 г. (А.П. Суханов). В настоящее время существует большое количество определений этого понятий. Большинство исследователей понимает информационную культуру как систему, которая должна обеспечивать соответствующий уровень таких процессов как, прежде всего, формирование адекватного мировоззрения.

В широком смысле информационная культура – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова – оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Современные концепции формирования информационной культуры личности исходят из того положения, что обладание такой культурой предусматривает наличие у человека информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Библиотекари в понятие информационной культуры личности вкладывают читательские умения и навыки. Специалисты по информатике связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура видится ими как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества». И все эти точки зрения справедливы. Сложность связана с многозначностью самого понятия «информационная культура».

Формирование информационной культуры – проблема комплексная и многоаспектная, включающая методы ее реализации, разработанные в рамках различных исторически сформировавшихся институтов. Информационная культура при этом предстает как система интеллектуальных операций, осуществляемых в процессе поиска необходимых ему сведений. Основными задействованными методами в таком случае являются информационный и библиографический. Они ориентируют человека в мире документов и в то же время служат познанию механизма взаимодействия его и информации.

Информационная культура в контексте общечеловеческой культуры, предоставляет осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческой цивилизации. Поэтому в понятие информационной культуры входит:

1) понимание закономерностей информационных процессов;

2) умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;

3) умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;

4) умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать ее посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий;

5) умение применять полученную информацию для принятия решений;

6) этичное поведение при использовании информации.

Несомненной основой для информационной культуры личности является овладение учащимися информационной грамотностью. Информационная грамотность понимается нами как умение человека:

- осознать и сформулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы;

- выработать стратегию поиска информации;

- найти соответствующую информацию;

- оценить качество информации: полноту, достоверность, актуальность, объективность;

- сформировать собственное отношение к этой информации.

Формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:

- отношения к информации;

- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

- устранять информационный дефицит;

-способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному, способности создавать и использовать персональные поисковые системы, способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника.

Полноценная подготовка учащихся к жизни в информационном обществе требует формирование таких умений, как:

1) умение представить (аудитории или самому себе) свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

2) умение оценить эффективность проделанной работы по следующим параметрам: полученные знания, приобретенные навыки и успешность в решении поставленной задачи;

3) умение осознать, что знания и навыки, полученные в процессе решения данной проблемы (или учебной задачи), можно распространить на другие задачи и даже другие сферы деятельности человека;

4) умение осознать влияние тех знаний, которые были получены в ходе решения задачи, на его личные позиции и поведение.

Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия «ученик – учителя –– родители». Учителю необходимо обладать дополнительными знаниями и навыками, нужными для самостоятельного поиска информации, изучать передовой педагогический опыт. Роль родителей в формировании информационной культуры школьника велика. Если они понимают это значение и создают благоприятную домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей. Успешно и эффективно организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых будет влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на развитие его личности.

Главной целью дисциплин «Русский язык» и «Литература» является овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Для формирования информационной культуры школьников на уроках русского языка и литературы, для проведения интересных, познавательных уроков на помощь современному учителю приходят презентации, ресурсы сети Интернет, электронные учебники и онлайн-словари, интерактивные тестовые упражнения и тренажёры. Эти средства одновременно способствуют формированию информационных знаний и умений школьников, развитию их информационной культуры. Учащиеся получают информацию из разных источников, что позволяет учителю воздействовать на различные каналы восприятия учеников, повышая тем самым повышая мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, давая стимул к последующей поисковой активности обучающихся. Учитель, таким образом, развивает культуру восприятия информации, полученную в различных формах.

Для формирования информационной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы учитель может использовать следующие приемы в обучении.

1) Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний учащихся. Активное включение школьника в создание проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Если говорить о формировании информационной культуры, то при работе над проектом ученики занимаются поиском информации, анализом полученной информации, учатся использовать полученные данные в необходимом формате (перекодировка информации), создают продукт, тем самым сохраняя информацию. Это могут быть работы различного характера —информационные сообщения, научно-практические исследования, электронные пособия, буклеты. В Приложении А представлен список использованных в собственной педагогической практике заданий для формирования информационной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы.

2) Медиа образование является одним из самых действенных средств развития личности школьника. Выпуск школьного периодического издания включается в систему школьного медиа образования, целью которого является подготовка школьников к жизни в современных информационно-коммуникационных условиях, к восприятию массовой информации, ее пониманию, ее критическому анализу, к осознанию последствий ее воздействия как на. Работа над созданием школьной газеты даёт уникальные возможности для работы и творчества, а также способствует становлению информационной культуры учащихся. С ее помощью можно значительно разнообразить процесс обучения. Например, для анализа стиля речи можно использовать тексты статьи из школьной газеты. Кроме этого, школьную газету можно использовать в качестве площадки для работы с группами мотивированных учеников: лучшие творческие работы и сочинения можно публиковать на страницах печатного издания. Подобного рода внеурочная деятельность чрезвычайно воодушевляет учеников, ведь формат работы с новыми технологиями очень близок современным детям.  

3) Система специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность обучающихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности (создание карточек-конвертов, кластеров, а также кроссвордов и ребусов). В Приложении Б представлены примеры использованных в собственной педагогической практике заданий для формирования информационной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы.

4) Использование компьютерных учебников, различных словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, мультимедийных продуктов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Список использованных в собственной педагогической практике Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы представлен в Приложении А.

5) Нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Лингвистическая олимпиада», урок-игра «Лингвистический КВН».  

В настоящее время всё большое внимание уделяется формированию информационной компетенции школьников. Это оправдано тем, что информация и научные знания стали факторами, определяющими общий стратегический потенциал общества. Задача учителя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно искать и осваивать знания, которые необходимы для подготовки их к успешной жизни в информационном обществе. У обучающихся, активно работающих с различными источниками информации, формируется более высокий уровень самообразования, развиваются творческие способности, школьники свободно ориентируются в потоке информации, учатся выделять главное, обобщать материал и делать выводы. Поэтому роль учителя русского языка и литературы в формировании информационной культуры школьников очень важна.

Формирование информационной культуры школьников является приоритетной задачей современного образования. В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Использование нетрадиционных форм занятий, электронных учебников и пособий на уроках русского языка позволяют использовать новые информационные технологии в качестве формирования поисковой и творческой деятельности обучающихся. Это помогает создать основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. С помощью перечисленных в работе техник и приёмов создаётся возможность представить обширный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.

    Последние годы катастрофически падает интерес к чтению художественной литературы, а отсюда и скудный словарный запас, и безграмотное правописание;  встали задачи: как удержать интерес учащихся, как повысить качество знаний?  Возможные пути решения:

  • виртуальные литературные экскурсии;
  • уроки-практикумы; проблемные лекции; уроки-зачеты; 
  • приемы обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся - это учебный мозговой штурм; работа в группах и в паре;
  • электронные материалы: «Фраза», Подготовка к ЕГЭ (теоретический курс), «Репетитор», а также электронные пособия по орфографии. К работе с подобными обучающими дисками ученики проявляют неподдельный и живой интерес. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников, позволяет проявить себя тем, кто, владея компьютерной техникой на уровне «продвинутого пользователя», к русскому языку был равнодушен;
  • ресурсы на CD/DVD: фильмы по школьным произведениям, коллекции аудиозаписей художественного чтения произведений русской поэзии, прозы и пьес;
  • опорные таблицы и схемы, прошу учащихся дописать недостающие элементы в схемах и таблицах;
  • озвученные словарные диктанты, озвученные лекции по литературе;
  • словарные слова с использованием интерактивной доски;
  • при объяснении новой темы теоретический материал в виде схем, таблиц;
  • работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания;
  • на этапе закрепления изученного через проектор демонстрируются вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....