Конспект урока " Мои размышления о милосердии"(9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Жукова Наталья Юрьевна

Методическая разработка содержит материал для проведения урока на нравственную тематику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                   МАОУ   Домодедовская СОШ    № 6

Урок   русского языка в 9 классе

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению

«Мои размышления о милосердии».

                       

                     

                                Учитель      Жукова Наталья Юрьевна

Тема урока: « Подготовка к  домашнему сочинению-рассуждению « Мои размышления о милосердии».

Организация работы:

  1. Оформление доски до урока :в середине- заголовок ,эпиграф к уроку, слева проецирована презентация урока; справа – репродукция картины «Возвращение блудного сына».

Цели урока:

  1. Познавательная:
  • повторить ранее изученные сведения из раздела «Лексика»;
  • познакомить с новыми сведениями о том , что такое нравственность ,какие понятия включает в себя это слово, что есть милосердие   .
  1. Практическая:
  • закрепить(старое )умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сочинению на морально –этическую тему;
  • формировать (новое) умение видеть, анализировать, использовать материал урока в собственном сочинении.
  1. Общепредметная,воспитательная:
  • воспитывать интерес к предмету с помощью содержания материала урока;
  • языковую личность, владеющую разными видами компетентности;
  • любовь к близким людям ,душевность, духовность (на основе содержания текстов);
  • способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению (на основе содержания текстов и процесс работы с ним);
  • развивать логическое мышление во время анализа смысла текста;
  • развивать разные виды речевой деятельности(слушание, говорение ,письмо), развивать разные виды памяти (слуховую, зрительную, механическую , логическую , эмоциональную ,ассоциативную), развивать волю воображения.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

« Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Зигфрид Ленц.

2.Беседа

  Что такое нравственность?

  • Милосердие
  • Доброта
  • Ответственность
  • Скромность
  • Трудолюбие
  • Любовь
  • Совесть
  • Патриотизм
  • Долг
  • Справедливость
  • Честность
  • Честь
  • Мужество

Ребята дают определение тем качествам , которые включает в себя слово нравственность. Делают вывод:

Нравственность – это совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе.

3. Слово учителя. Беседа.

-Что такое милосердие?

-Если бы нам довелось одним существительным определить это слово, какие это были бы слова?

  • Жалость
  • Забота
  • Помощь
  • Прощение

-Подберите синонимы.

  • Отзывчивость
  • Сочувствие
  • Великодушие
  • Сострадание
  • Сопереживание

Н.Бердяев определил это слово так: «Милосердие - это любовь  , не требующая взаимности.

4. Слово учителя.

-Кто нуждается в милосердии?

                          (Все живое, все люди).

Каждый человек в глубине души желает , чтобы к нему проявляли сочувствие ,и эта мысль выражена в стихотворении Е.Е.Евтушенко.

  Тревожьтесь обо мне

  Пристрастно и глубоко,

  Не стойте в стороне,

  Когда мне одиноко,

  Желайте мне добра

  И рядом  , и не рядом.

5.  Слово учителя.

Для того, чтобы продолжить беседу о милосердии я предлагаю вспомнить притчу о Блудном сыне. Над  этой притчей христиане размышляют вот уже две тысячи лет, поразмышляем и мы.

Беседа по картине и притче « Возвращение Блудного сына».

-Какого рода друзей нашел себе сын в дальней стороне?

-Как изменился младший сын благодаря тому , что ему пришлось  пережить?

-Могут ли ,с вашей точки зрения , стрдания иметь какой-то смысл?

-Что чувствовал отец и о чём он думал , пока его сын скитался на чужбине?

-Почему отец был так счастлив видеть своего сына, несмотря на то ,что он растратил все свои деньги?

-Что , по вашему мнению, обладает большим влиянием на человека сила и любовь?

-Почему старший сын был так разгневан?

-Как вы думаете, любил ли он своего брата?

-Можно его назвать милосердным человеком?

-А отца ? Почему?

 

Вывод: милосердие все прощает.

Отец был справедливым, милосердным человеком ,в результате сын обрел  разум, семью, а отец- любящего сына.

-А что бы вы могли сделать для людей , оказавшихся в сложных условиях?

-Ваши ровесники милосердны или равнодушны?

-Что нужно сделать ,чтобы милосердие вышло на поверхность , существовало?

Таким вопросом задаётся автор очерка « О милосердии» Даниил Гранин.

6.  Беседа по статье Д . Гранина.

-Какую проблему поднимает автор в этой статье?

                                                     (Равнодушие)

-Почему он задался таким вопросом?  

                                           (Бездушие, жестокость стали нормой).

-Что нужно сделать,чтобы милосердие существовало?

Каждый человек может быть либо  жестоким ,либо милосердным.Выбор за вами!

-Нужно ли работать над своими качествами характера?

7. Игра «Шанс и выбор».

Вывод: Над своими качествами нужно работать самому.

 

8. Подведение итога урока, запись содержания урока в виде плана:

   1.Что такое милосердие?

   2.Кто нуждается в милосердии?

     -А сами мы милосердные люди?

     -Чтобы вы смогли сделать для людей ,оказавшихся в трудных условиях?

     -Ваши ровесники милосердны или равнодушны?

     -Что нужно сделать ,чтобы милосердие вышло на поверхность ,существовало?

  3.Нужно ли работать над своими качествами характера?

Домашнее задание :составить план , написать сочинение – рассуждение « Мои размышления о милосердии».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

Конспект урока литературы "Размышления о предназначении человека" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока - формирование представлений учащихся о предназначении человека, о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях....