Факультативный курс «Трудные вопросы пунктуации», 11 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (11 класс) на тему

Бодрягина Мария Юрьевна

Программа факультативного курса «Трудные вопросы пунктуации» рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении основных разделов языкознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_fak.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс «Трудные вопросы пунктуации», 11 класс

Программа факультативного курса «Трудные вопросы пунктуации» рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении основных разделов языкознания.

Программа включает в себя:

• теоретический материал;

• вопросы и задания практического характера.

Цель – способствовать углубленному изучению языкознания, росту речевой культуры школьника, более углубленная  подготовка к выпускным экзаменам.

Основными задачами курса являются:

  • при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

  • при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; конструировать, составлять, сопоставлять;

  • при изучении простых предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять односоставные и двусоставные предложения; согласовывать сказуемое с подлежащим; употреблять и при необходимости обособлять второстепенные предложения; употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

  • при изучении сложных предложений – научить различать ССП и СПП; определять виды связи в сложном предложении; различать параллельное и последовательное подчинение; конструировать сложные предложения с разными видами связи; расставлять знаки препинания в соответствии с целью высказывания и правилами пунктуации;

  •  при работе с текстом и стилями речи – познакомить с основными признаками текста, с языковыми явлениями, которые могут быть использованы в разного рода текстах, со способами связи предложений в тексте; познакомить с жанром рецензии и правилами её написания.

Вопросы и задания практического характера нацелены на выработку навыков правильного написания, верной расстановки знаков препинания, а также на расширение лингвистического кругозора учащихся.

В ходе изучения факультативного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

  • Углубить знания по основным разделам языкознания;
  • Совершенствовать уровень орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков;
  • Совершенствовать уровень речевых умений;
  • Высказывать собственную точку зрения по прочитанному тексту;
  • Стремиться быть грамотными, повышать уровень знаний;
  • Чувствовать себя более подготовленными к сдаче выпускных экзаменов.

Используемое учебное пособие: Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова «Современный русский язык». Москва, «Айрис-пресс», 1997 г.


Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

1.

Активные процессы в современном русском языке. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.

1 ч.

2.

Основные нормы русского литературного произношения ударения в русском языке.

1 ч.

3.

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

1 ч.

4.

Лексическое значение слова. Русская лексика с точки зрения её употребления.

1 ч.

5.

Морфология и орфография. Принципы русской орфографии.

1 ч.

6 – 7.

Знаменательные части речи.

2 ч.

8.

Буквы Н и НН в причастиях, прилагательных и наречиях на –О, -Е.

1 ч.

9.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

1 ч.

10.

Речь. Стили речи. Типы речи.

1 ч.

11.

Текст. Основные признаки текста. Строение текста.

1 ч.

12.

Практическое занятие. Морфология, орфография, словообразование.

1 ч.

13.

Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации.

1 ч.

14.

Словосочетание как синтаксическая единица.

1 ч.

15.

Основные виды подчинения.

1 ч.

16.

Простое предложение и пунктуация в нем.

1 ч.

17.

Типы простых предложений.

1 ч.

18.

Главные и второстепенные члены предложения.

1 ч.

19.

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.

1 ч.

20.

Обособление второстепенных членов предложения.

1 ч.

21.

Слова, не являющиеся членами предложения.

1 ч.

22.

Сложное предложение и его виды.

1 ч.

23.

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

1 ч.

24.

Виды придаточных предложений.

1 ч.

25.

Виды связи в сложном предложении.

1 ч

26.

Параллельное и последовательное подчинение.

1 ч.

27-28.

Трудные случаи пунктуации.

2 ч

29.

Сложные предложения с разными видами связи (многочлены).

1 ч.

30.

Языковые особенности текста.

1 ч.

31.

Способы связи предложений в тексте.

1 ч.

32.

Рецензия.

1 ч.

33.

Сочинение по прочитанному тексту.

1 ч.

34.

Итоговое занятие по теме «Трудные вопросы языкознания».

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации"

Данный курс предназначен для профильного обучения учащихся 10-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, относится к предметной обл...

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"

Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....

Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...

Факультативный курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 6 класс

Предлагаемый курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). ...

Программа элективного курса "Трудные вопросы пунктуации"

Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах ...

Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе

Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование о пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений ...