Неопределённые местоимения.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Рублёва Оксана Валерьевна

Урок для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennye_mestoimeniya.docx105.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Рублёва Оксана Валерьевна

Класс: 6 класс

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Тема: Неопределённые местоимения.

Учебник: Русский язык. 6 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение». 2016г

Учебно- методическое обеспечение: ПК, проектор, презентация, учебники, дополнительный материал к уроку

Цели урока:

1. Образовательная: познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования, особенностями их  склонения; сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию; определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений;

2. Развивающая:  развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;

  развивать орфографическую зоркость;

3. Воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.

Планируемые результаты:

познавательные  УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение   речевого

высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов  решения задач, структурирование знаний;

личностные  УУД:  

 установление  обучающимися  связи  между  целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные  УУД:

целеполагание, планирование, оценка результатов работы,  внесение  необходимых  дополнений  и  коррективов  в  план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его  результата;

коммуникативные  УУД:

планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками,  соблюдение  правил  речевого  поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Технологии и методы построения уроков: здоровьесберегающие, педагогика сотрудничества, проблемный и частично-поисковый метод.

Формы  работы  учащихся  на  уроке:  фронтальная,  групповая, индивидуальная

Этапы

Содержание,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Планируемые результаты

Вхождение в урок (организационный момент)

Приветствие.

Чтение эпиграфа урока. Хотелось бы начать урок словами китайской народной мудрости. Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь. (Китайская мудрость) (Слайд 2) - Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока? ( В процессе урока ученики самостоятельно изучают новый материал  и так быстрее его осваивают, даже если ошибаются).

Подготовка к уроку, настрой на работу.

Высказывают свое мнение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

 - Что называется местоимением?

 - Какие разряды местоимений вы уже знаете? (личные, возвратные, относительные, вопросительные).

- Как отличить вопросительные местоимения от относительных?

Формулирование цели урока и задач урока.

Выполнение  задания поискового  характера, направленного на активизацию  мыслительных операций и навыков.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.

Коммуникативные:  умение слушать и слышать текст; умение полно  выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение принимать чужую точку зрения

Сообщение темы и цели урока

Прочитайте записи. (слайд 3) 2 мин

1. Она идет по школьному коридору. В классе слышны ее шаги.

2. Кто-то идет по школьному коридору. В классе слышны чьи-то шаги.

- Чем похожи эти записи, чем они отличаются?

- К какому разряду местоимений относятся местоимения в первой записи?

- Как могут называться местоимения, которые используются во второй записи? - Как пишутся неопределенные местоимения в данном случае?

- Как вы думаете, ребята, что нам нужно знать о неопределенных местоимениях? Какие задачи мы  поставим перед собой сегодня на уроке?

- Запишите число, тему урока в своих тетрадях

Дети отвечают на вопросы

Регулятивные: определять цель и задачи  урока, формулировать тему урока.

Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний.

Изучение нового материала

1. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю. Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст распечатан). (Слайд 4) 3  мин

Однажды куда-то на яхте

 Откуда-то Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему .

Какой - то дельфин остроносый

 В зеленые волны нырял.

 И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

- Кто плыл на яхте? (Кто-то)

 - О чём кричали чайки? (О чем-то)

 - Какой дельфин в волны нырял? (Какой-то)

- Какой частью речи являются выделенные слова? Почему? Аргументируйте.

- Какую  атмосферу создают эти местоимения? (Атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости)

 - Сделайте вывод, ребята, какие местоимения называются неопределёнными?

2. Работа с правилом Учебник, стр.76. Прочитайте правило.

3. Рассмотрите таблицу (Слайд 5) 3 мин.

Подумайте, что она иллюстрирует. Ответьте на вопросы:

-От каких местоимений образуются неопределенные местоимения?

 - Как образуются неопределенные местоимения?

 - Ребята мы добились с вами первой цели?

Посмотрели особенности неопределенных местоимений?

4. Групповая работа  8 мин.

- Предлагаю поработать в  группах. (Создаются 3 группы) ответьте на следующие вопросы:

1) Правописание неопределенных местоимений. ( Как они пишутся?

В чём особенность их правописания?) (1 группа )

2) Особенности склонения неопределенных местоимений.(2 группа) 3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.(3 группа)

(группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на материал в учебнике)

 

  1 группа. (Слайд 6)                               Правописание неопределенных местоимений. Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения с приставкой –не, - кое и суффиксами –то, -либо, - нибудь,  поставить ударение в местоимениях некто, некоторое.

1) Вечером к вам придет некто в черном.

 2) Я при этом испытал некоторое удивление.

3) На берегу реки росла какая-то пышная зелень.

 4) Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.

5) Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.

6) Кое-где по стенам были развешаны картины.

7) Кое с кем случился истерический припадок.

2 группа.

Склонение неопределенных местоимений. 

Проанализировать особенности склонения неопределенных местоимений. Какие из неопределенных местоимений могут изменяться по падежам?

3 группа.

Синтаксическая роль неопределенных местоимений.

Подчеркните как член предложения неопределенные местоимения. Каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения? 

1) Некто шел по какой-то дороге.

2) К кому-то принесли от мастера ларец.

 3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах.

4) Когда-то я уже слышал эту песню.

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы

(Атмосферу таинствен-ности, загадочности, неопределённости).

(Неопределенными называются местоимения, которые указывают на предметы и признаки неопределенно и создают настроение неизвестности, неуловимости, загадочности).

Да

Дети работают в группе

После работы представители каждой группы отчитываются у доски.

Ребята оцените свою работу в группе по пятибалльной системе. Поставьте определенное количество баллов .

Познавательные: структурирование знаний, умение анализировать информацию, умение рассуждать и на основе наблюдений,  делать выводы

Регулятивные: саморегуляция,  контроль

Коммуникативные: умение работать в группе, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей .

Познавательные: структурирование знаний, умение анализировать информацию, умение рассуждать и на основе наблюдений,  делать выводы

Регулятивные: саморегуляция,  контроль

Коммуникативные: умение работать в группе, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей .

Физкульминутка

Закрепление нового материала.

Задание 1: Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами - то, - либо, - нибудь, с приставкой кое-.  в тетради .

Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и неопределенных местоимений, правильного написания неопределенных местоимений, развитие речи учащихся.

1. Поздно вечером (:) постучался к нам. 2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.

 4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

Поменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте работу.

Графический диктант.

1. (Не)сколько

2. Какой(либо)

3. (Кое)(с)кем

 4. (Кое)какие

5. Чей(то)

6. Сколько(нибудь)

7. (Не)кто

 8. (Кое)(о)чём

 Проверь себя! (слайд 7)

1.  С

2.  Д

3.  Р

 4.  Д

5.  Д

 6.  Д

7.  С

8.  Р

- Поставьте себе отметку. (слайд 8) Критерии оценивания: 

Ни одной ошибки- поставили «5».

1-2 ошибки- поставили «4».

3-4 ошибки- поставили «3».

5-6 ошибок- поставили «2».

Самостоятельная работа учащихся

Взаимопроверка

Написание графического диктанта.

Самопроверка по ключу, выведенному на экран.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков

Регулятивные: взаимопроверка, оценивание работы

Коммуникативные: работать в парах, взаимопроверка

Регулятивные: самопроверка,

осуществляют по шаговый контроль

Рефлексия

Задайте вопросы друг другу о местоимениях.

Выставление оценок.

Коммуникативные: понимание возможности различных точек зрения, не всегда совпадающих с собственной, 

Познавательные: умение точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить

Домашнее задание

Параграф 80,  составь текст, используя в нем местоимения разных разрядов (12-13 предложений)

Ребята записывают домашнее задание, спрашивают, если непонятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)

Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме "Неопределённые местоимения"....

неопределённые местоимения

Презентация к уроку-объяснению нового материала по программе М.М.Разумовской.  С помощью презентации обучающиеся анализируют лексическое значение, способы образования и написания неопределённых м...

"Неопределённые местоимения some, any, no и их производные" для 7-11 классов

Первое задание представляет собой выбор правильной формы неопределённого местоимения из 2-х предложенных, второе - выбор правильной формы производного местоимения из 6-ти предложенных. Тест может быть...

Неопределённые местоимения

Презентация к уроку"Неопределённые местоимения"...

Неопределённые местоимения

Урок изучения нового материала...

Урок русского языка по теме: "Неопределённые местоимения".

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения....