Карточки-тренажёры по русскому языку по теме "Наречие" 7-8 кл.
учебно-методический материал по русскому языку (7, 8 класс) на тему

Федотова Светлана Викторовна

Карточки-тренажёры по теме "Наречие" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kart._tren.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки-тренажёры

по русскому языку

по теме «Наречие»

(7, 8 классы)

Пояснительная записка

   Карточки-тренажеры  по русскому языку предназначены для формирования навыков  правильного написания слов, развития орфографической зоркости, самоконтроля, формированию интереса  к изучению русского языка.

  Карточки могут быть использованы как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым обучающимся с интересом работать на уроке, осознавая свои маленькие победы. Они помогают учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы. Карточки-тренажёры могут быть использованы как полностью, так и выборочно, в зависимости от темы и типа урока. 

1.        Подчеркните как члены предложения выделенные слова; надпишите сверху, какой частью речи они выражены; выделите в них суффиксы.

1. Цветы СИЛЬНЕЕ пахнут к дождю. — Он СИЛЬНЕЕ своего брата. 2. Живой цветок всегда ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ искусственного. — Избушка при солнечном свете выглядела ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ. 3. Лес ДАЛЬШЕ речки. — Утром мы отправимся ДАЛЬШЕ. 4. Сегодня его речь звучала ЯРЧЕ. — Этот тюльпан ЯРЧЕ других.

2. Прочитайте текст.

Из истории слова ВДРЕБЕЗГИ

Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания одних слов и рождение других.

Так, в древнерусском языке употреблялось существительное ДРЕБЕЗГ со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие ВДРЕБЕЗГИ.

 Подчеркните в тексте 4-5 наречий. В каком значении употребляется наречие ВДРЕБЕЗГИ?

Составьте предложение (словосочетание) с данным наречием:

3.        Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Исследователь Дальнего Востока Арсеньев понимал, что освоение этого ещё (не) изученного края (не) мысл...мо без серьёзной научной работы. 2. Следу...щие экспедиции охв...тившие гораздо большие участки тайги ст...новя(т, ть)ся (не) изм...римо масштабнее и дают (не) мало интересных научных результатов. 3. Ему (не) редко приходилось бывать на границ... с Кореей. 4. БИБЛИОГРАФАМ путешественника до сих пор (не) известно, за какие военные заслуги он был удосто...н таких высоких наград. 5. (Не) поддельно заинтересован...ые, точные вопросы зад...ёт Арсеньев пров...дникам сопров...ждавшим его в походах по (не) хож...ным и (не) езж...ным тропам тайги. 6. В начале века доб...раться до Владивостока было (не) изм...римо труднее. 7. Среди пассажиров этого (не) болып... го -парохода было (не) мало интересных людей. 8. Подробные карты этого (не) исследован...ого до конца района существуют сравнительно (не) давно. 9. Солнце всё смелее проб...вась сквозь листья и ветки (не) уловимо м...няет краски пр...брежного леса.

Объясните значение выделенного слова:

4.         Раскройте скобки.

 (Не) лепый поступок, взлететь (не) высоко; взлететь (не) высоко, а низко; надеть (не) красивый плащ; плащ (не) красивый, но прочный; путь (не) близок, а  далёк; дорога (не) ровная; дорога (не) ровная, но короткая; очень (не) красивый зонт; далеко (не) лёгкое дело; (не) лёгкое задание; задача (не) лёгкая, но интересная; (не) легко было в пути; (не) легко далась ему эта победа; (не) весёлый, а грустный взгляд; далеко (не) весёлое путешествие; (не) весёлый мальчик; он был (не) весел; (не) благодарный слушатель; вовсе (не) трудная задача; её (не) трудно было решить; (не) трудная задача; отвечал (не) брежно; полный (не) вежда; вёл себя (не) принуждённо; (не) ряшливый вид; река была (не) широка; путь (не) короток, а длинен; бормотал что-то (не) внятное; (не) завидное положение; домашние (не) урядицы.

 

 5.          Раскройте скобки.

(Не) допустимо резкий тон; ответить (не) обдуманно; решение (не) продумано; рассчитать (не) точно; рассчитать (не) точно, а приблизительно; спросить (не) громко, а тихо; (не) безынтересно отметить; (не) виданно торжественный парад; писать (не) брежно; приехать (не) ожиданно; (не) истово сопротивляться врагу; приблизиться (не) заметно; (не) искренне вздохнуть; (не) вполне серьёзно относиться к делу; вести себя (не) принужденно; (не) организованно провести собрание; отвечать (не) уверенно; говорил (не) громко, а тихо; держаться (не) возмутимо; поступить (не) обдуманно; (не) медленно принять меры; (не) узнаваемо измениться; (не) высоко, а низко.

  6.        Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В выделенных словах поставьте ударение.

1. Восточный ветер Н...КОГДА (не) пр...носит дождя (примета). 2. Мой знакомый, как человек, Н...КОГДА обучавшийся в университете, любил употреблять выр...жения учёные. (И. Тург.)3. Через рощу прот... кала та самая реч...нка, которая Н...СКОЛЬКО ниже огибала деревню. 4. Сейчас мне решительно Н...КОГДА было вступать с кем (нибудь) в дискуссии. 5. План совсем Н...КУДА (не) годится.

6. Я пробежал по всем комнатам, но Н...ГДЕ (ни, не) кого (не) увидел (И. Тург.)

7. Я Н...СКОЛЬКО (не) уд...вился его приезду. 8. Склонность её к чере...чур смелым сочетаниям цветов Н...ЧУТЬ его (не) коробила. 9. Мне сегодня Н...КАК нельзя опазд...вать.

7.    Раскройте скобки. Объясните графически выбор НЕ—НИ. Подчеркните наречия.

А. (Ни, не) где не встретились, (ни, не) чем не интересовался, (ни, не) с кем не со-зетовался, (ни, не) как не мог понять, (ни, не) чуть не волновался, (ни, не) о ком не рассказывал, (ни, не) когда (ни, не) кому ни в чем не отказывал; (ни, не) сколько не удивился, (ни, не) мало не сожалел о своей поездке, (ни, не) когда (ни, не) откуда не получать писем, помощи ждать (ни, не) от кого, (ни, не) к кому не обращаться, (ни, не) с кого спрашивать, (ни, не) когда ни на кого не обижался, (ни, не) сколько не беспокоился, (ни, не) почем не забыть, шагу (ни, не) где ступить.

8. Образуйте от выделенных слов наречия. Запишите их в составе словосочетания, выделите суффиксы. Образец: ОРГАНИЗОВАННОЕ собрание — собрание прошло (как?) организованно.

ИСПУГАННАЯ девочка — вскрикнула (как?)           

ИСКРЕННИЙ поступок — поступил (как?)        

НЕЧАЯННЫЙ удар — толкнул (как?)        

БЕШЕНЫЙ темп — мчаться (как?)        

РАССЕЯННЫЙ человек — смотрел (как?)        

ВЗВОЛНОВАННЫЙ бурей — слушал (как?)        

ПУТАНЫЙ ответ — говорил (как?) ___        

 Сделайте вывод: В наречиях на -О, -Е пишется столько Н,….

9. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Подчеркните их как члены предложения. ПОМНИТЕ: Краткие причастия можно заменить глаголами прошедшего времени; краткие прилагательные (они часто выступают в роли однородных членов предложения) полными, к наречиям ставим вопрос КАК?

1. Выставка ОРГАНИЗОВАНА спонсорами (организовали спонсоры). 2. Экскурсия прошла (как?) ОРГАНИЗОВАННО (в слове ОРГАНИЗОВАННЫЙ две НН). 3. Ученица (какова?) ДИСЦИПЛИНИРОВАННА и ОРГАНИЗОВАННА (дисциплинированная и организованная). 4. Собрание ВЗВОЛНОВАНО сообщением (собрание взволновало сообщение). 5. Все слушали сообщение (как?) ВЗВОЛНОВАННО. 6.Голоса  были  РЕЗКИ  и  ВЗВОЛНОВАННЫ  (резкие   и  взволнованные). 7.        Семена РАССЕЯНЫ по полю (семена рассеяли). 8. Она была РАССЕЯННА и НЕВНИМАТЕЛЬНА (рассеянная и невнимательная). 9. Вчера он слушал РАССЕЯННО (как?).

10.        H или НН?  Вставьте пропущенные буквы.

Взволнова(н, нн)ый разговор; дети взволнова(н, нн)ы случившимся; голоса были резки и взволнова(н, нн)ы; все трудности време(н, нн)ы; девочка избалова(н, нн)а родителями; некоше(н, нн)ый луг; стены вымаза(н, нн)ы краской; овощи сваре(н, нн)ы в кастрюле; попробовать пече(н, нн)ый мамой торт; масл...(н, нн)ый блин; масл...(н, нн)ые краски; ягоды подавле(н, нн)ы в корзине; эти люди злы и ограниче(н, нн)ы; деревья посаже(н, нн)ы в саду; сплете(н, нн)ая корзина; работа исправле(н, нн)а; купле(н, нн)ая книга; мороже(н, нн)ое мясо; солом...(н, нн)ая шляпка; исти(н, нн)ая правда; вещь подли(н, нн)а; ране(н„ нн)ый в плечо; нехоже(н, нн)ые тропы; неезж...(н, нн)ые дороги; подкова(н, нн)ая лошадь.

11.        Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните графически условия выбора О—А на конце наречий.

1. Справ… и слев… от меня постоянно возникали силуэты каких (то) странных фигур. 2. Он наскоро кормит лошадей и, ...делавши (не) обходимые покупки, спешит засветл... доехать домой. 3. Направ... тускло л..снилось рж..ное поле; налев… вздымались деревья сада, длин…ые, (не) подвижные. 4. Он почти (не) шевелился и лиш… изредк… приподнимал понурую голову. 5. Сначал… мы считали под…ёмы и спуски, но потом бросили — было не до них. 6. Бл…снёт рыба золотым боком и снов… уйдёт в глубину. 7. Ещё задолг… до водопада потоки увл…кают лодку. 8. (Не) стоило занов… заводить все эти разговоры. 9. Влев… от дороги, проложен…ой между дикор…стущих яблонь, груш, побережье покрыто глубокими оврагами. 10. Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыт… накормит.

12.        Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1. Прошлое и настоящее сл..ваю(т, ть)ся для неё, и она (не)много путан...о говорит. 2. Однажды поз...ней осенью отчаян...о зазвонил на...треснутый колокольчик около калитки. 3. Внизу было тихо, безветрен...о н даже (как) буд(то) тепло. 4. Сердце его бешен...о зак...лотилось. 5. Од...нокое облако лежало среди (не) обыкновен...о ярких звёзд. 6. Я даже отд...лён...о (не) могла себе представить этого. 7. Выпал первый снег на мгновенно замерзшую землю. 8. Я очень ветрен...о, быть может, поступила. 9. К речной ловле рыбы нужно пр...менять (не) сравнен...о больше ловкости и мастерства, чем к ловле в море. 10. Его постоян...о и (не) удержимо т...нуло в путь. 11. Они пр...выкли относи(т, ть)ся к тем, кто появляется в их таёжных селениях, насторожен...о, (не) доверчиво. 12. Всё, что случилось со мной, было так стран...о, так (не) обыкновенно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки-тренажёры на тему: «Вычисление логарифмов»

Карточки-тренажеры предназначены для учеников 10 класса, обучающихся по учебнику Ш.А. Алимова....

Карточки-тренажёры на тему: «Логарифмические уравнения»

Карточки-тренажеры предназначены для учащихся 10 класса, обучающихся по учебнику Ш.А. Алимова «Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс»....

Карточки-тренажёры по алгебре на тему: «Тригонометрические функции и их графики»

Карточки-тренажёры по алгебре на тему: «Тригонометрические функции и их графики» предназначены для учащихся 11 класса УМК Алимов и др....

Карточки-тренажёры по алгебре на тему: «Производная функции и её геометрический смысл»

Цель: сформировать целостное представление о производной функции, о ее геометрическом и физическом смысле.Задачи:обобщить и систематизировать материал о производной;изучить методы и способы нахождения...

Карточки-тренажёры по алгебре на тему: «Экстремумы функции»

Карточки-тренажёры по алгебре на тему: «Экстремумы функции» предназначены для учащихся 11 класса УМК Алимов и др....

Карточки-тренажёры вычислительных навыков

Материал содержит примеры на различные действия с обыкновенными, десятичными дробями, со степенями. Примеры подобраны по типу первого и второго номеров базового уровня ЕГЭ. Карточки могут быть использ...