Использование технологии позиционного обучения на уроках русского языка
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Швецова Светлана Васильевна

Технология позиционного обучения  позволяет педагогу осуществлять  компетентностный подход, где смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_pozitsionnogo_obucheniya.docx223.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование технологии позиционного обучения

на уроках русского языка»

Введение

В современных условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартных требований, осознанно оценивать свою деятельность на основе анализа. Одним из важных условий в реализации этой задачи является подбор технологий, ориентированных на формирование активности личности, развитие творческих способностей, самостоятельности в обучении.

Технология позиционного обучения, разработанная на кафедре детской психологии МГПУ под руководством профессора, доктора психологических наук Н.Е. Вераксы, основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса.

Данная технология позволяет педагогу осуществлять  компетентностный подход, где смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:

  • познавательные - осознание содержания текста;
  • коммуникативные - формирование умений работы в данной группе, выстраивание взаимодействия за ее пределами с другими позициями;
  • социальные - формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

Уроки, построенные в модели позиционного обучения, формируют:

  • обобщение знаний, умений, навыков и способов мышления;
  • умения работать в группе;
  • умения графически оформить текстовый материал;
  • умения творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умения ранжировать информацию по степени новизны и значимости.

Модель позиционного обучения реализуется в 3 этапа.

Первый этап - информационный, на него приходится 50% времени, отведенного на изучение темы. В него входит ознакомление с нормативной стороной предметного содержания (слушание лекции, чтение текста или самостоятельное изучение материала учащимися по учебникам, справочникам, словарям).

Второй этап– смысловой, занимает 25% времени. Он предполагает анализ материала с одной из перечисленных позиций и в выполнении задания, соответствующего выбранной позиции. В группах идет обсуждение выполнения задания, выслушивают каждого и приходят к единому решению. Т.е. на этом этапе ученики анализируют материал в рамках определенных позиций.

Третий этап– демонстрационно-дискуссионный, занимает 25% времени.   На этом этапе учащиеся предъявляют наработанный материал аудитории. Это наиболее интересный этап урока. Очень важно то, что в выступлении участвуют все члены группы. Это повышает интерес к изучаемому предмету, а также уровень активности и самостоятельности учащихся.

Реализация этапов педагогической технологии

позиционного обучения

Информационный

Этот этап включает в себя

  • подготовку преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
  • глубокое изучение текста,
  • подготовку к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;
  • деление учащихся  на группы.

Количество участников одной группы от трех до шести человек. Механизм распределения по группам очень разнообразен. Это может быть деление:

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I, II, III варианты и т.д.);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д);
  • по первой букве имени или фамилии;
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп;
  • по считалочке
  • по жребию;
  • внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, писатели, жанры и т.д.).
  • Атомы и молекулы». Участники группы разбредаются по классу под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас — одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение – на уроке ИЗО или любом другом).
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию. Дети сами могут предложить варианты деления. И составы будут разными и неожиданными. Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Смысловой

На смысловом этапе группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и разрабатывает содержание и способы демонстрации своей позиции. Таких позиций достаточно много, список их варьируется в зависимости от материала, степени подготовленности класса, задач, стоящих перед педагогом и т.д. Позиции могут быть такими:

«Понятие» - указать, выписать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.

«Схема» - представить схему, показывающую смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения.

«Тезис» - изложить содержание изучаемой темы в виде тезисов.

«Вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.

«Рефлексия» - определить трудности, которые могут возникнуть у ученика при использовании материала. 

«Практик» - определить, какое практическое применение изучаемого материала возможно, использовать краеведческий материал в изучении данной темы.

«Эксперт» - сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы; оценить деятельность всех участников образовательного процесса, включая учителя, данная позиция носит интегративный характер, связывая пространство смыслов пространство предметного содержания.

«Ассоциация» - назвать ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы и т.д.).

«Символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста.

«Ребус», «кроссворд» - зашифровать понятия, содержащиеся в параграфе в виде ребуса или кроссворда.

«Поэзия» - донести содержание текста в стихотворной форме

«Театр» - донести содержание средствами театра (миниатюра, сценка).

Указанные позиции призваны в первую очередь снять негативное восприятие изучаемого предмета, создать положительную мотивацию, помочь учащимся при подготовке к итоговой аттестации.

На первых порах ученики испытывают затруднения при работе в группе. Поэтому им нужно научиться работать в каждой группе в рамках позиции и обдумывать презентации. Делать это следует поэтапно. Я делаю это так: один урок (одна тема) – одна позиция.

Рассмотрим технологию позиционного обучения некоторых позиций.

Позиция «Тезис» (Учебное занятие «Фразеологизмы»)

Учащиеся изучают текст с точки зрения позиционной роли и вырабатывает предложенную «позицию», содержание и способы ее презентации.

Тезисы:

«Фразеология –наука о языке, изучающая устойчивые словосочетания»

«Фразеологизм – устойчивое словосочетание, равное одному слову или предложению».

«Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях».

«Фразеологизм может быть синонимом слова».

«Фразеологизмы чаще используются в разговорной речи и в художественных произведениях».

«Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, историей предков».

Позиция «Вопрос» (Учебное занятие «Фразеологизмы»)

«Как называется наука о языке, в котором изучаются фразеологизмы?»

«Какие сочетания слов называются фразеологизмами?»

«О чем можно узнать во фразеологическом словаре?»

Позиция «Схема» (Учебное занятие «НЕ с существительными»)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0576/0005702d-e8ae0128/1/img13.jpg

Позиция «Поэзия» (Учебное занятие: «Правописание приставок пре- и при-)

Буду что присоединять,

Буду ПРИ- в словах писать.

Если буду приближать,

Буду ПРИ- опять писать.

Если  рядом окажусь,

Тут я тоже не ошибусь.

Напишу опять я ПРИ-,

Чтобы не было беды.

Если надо мне прилечь,

Приоткрыть и приналечь,

ПРИ- везде я напишу,

Ошибок я не допущу!

Позиция «Театр» (Учебное занятие «Сложносокращенные слова»)

Каждый выбирает себе одно сложносокращенное слово. Составляется сценарий.  Разыгрывается диалог на определение способа образования слова, на определение рода, употребления в предложении.

Позиция «Кроссворд» (Учебное занятие «Имя существительное»)

Позиция «Практик» «Учебное занятие «Фразеологизмы»

  • Общение между людьми преследует две цели: передать информацию и поделиться своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Именно второй цели позволяют достигать фразеологизмы, среди которых можно найти меткое высказывание на любой случай жизни.
  • Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А, как известно, человека хлебом не корми - дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить. Вот и говорим мы всем тунеядцам, что они бьют баклуши и работают спустя рукава.
  • Пословицы, поговорки, фразы из книг и кинофильмов - это тоже фразеологизмы. 

Позиция «Эксперт» 

Оценки работы учеников, выставленные в конце занятия «экспертами», должны отражать полноту раскрытия задания. При необходимости «эксперты» могут дополнить ответ каждой группы. На уроках учимся оценивать работы других учеников. Вырабатываем и обсуждаем критерии оценивания, комментируем ответы, дополняем, исправляем, подводим итог, почему такая оценка.

Позиция «Понятия» (Учебное занятие «Фразеологизмы»

  • Фразеология, фразеологизмы
  • Словосочетание
  • Фразеологический словарь
  • Словарная статья
  • Лексическое значение
  • Синонимы, антонимы
  • Члены предложения
  • Разговорный стиль

В качестве закрепления работы в определенной позиции предлагаю домашнее задание по теме «Повторение, закрепление изученного материала». Учащиеся самостоятельно делятся на группы, выбирают позицию, разрабатывают содержание и способы демонстрации своей позиции. На следующем уроке идет обсуждение представленного материала. После такой подготовительной работы можно применять технологию позиционного обучения на уроках.

Заключение

На каждом из этапов работа ведется с точки зрения одной из позиций.  Список позиций варьируется в зависимости от материала, степени подготовленности аудитории, задач, стоящих перед педагогом и т.д.  Опыт работы показывает, что  при работе с пятиклассниками оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока.

К ожидаемым результатами позиционного обучения относится: овладение учениками навыками эффективной работы с текстом, формирование навыков рефлексии, развитие творческих способностей, совершенствование навыков коммуникации, что позволяет сделать процесс обучения принципиально иным.

Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е.  Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, 1994. №3.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М. : Просвещение, 2010.
  3. Суртаева Н.Н., Кривых С.В., Кузина Н.Н. и др. Теория и практика организации профильного обучения: Учебно- методическое пособие. Ч.2-СПб.: СПбАППО, 2006

Приложение 1

Учебное занятие по русскому

«Буквы З – С на конце приставок»

5 класс

Цель: Знакомство учащихся  с орфограммой «Правописание З – С на конце приставок»; формирование  умения определять условия выбора букв З,С на конце приставок; обеспечение языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему.

Планируемые результаты:

Предметные: знать правило написания букв З, С на конце приставок, правило единообраного написания приставки С-, графически обозначать условия выбора, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать ТСО.

Личностные: развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств учащихся, понимание русского языка как одной из основных ценностей русского народа.

Структура занятия:

- мотивационная беседа или организационный момент: деление учащихся  на группы (от 1 до 5 человек), распределение позиционных ролей между группами, предложенных преподавателем или по выбору самих учащихся  и постановка цели занятия (3-4 мин);

 - позиционное чтение: группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает предложенную «позицию», содержание и способы ее презентации, группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске или листе ватмана (15-20 мин);

- презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции (20 мин).

- подведение итогов (3мин).

Задачи групп:

  • «тезис» - выделить и обосновать основные тезисы текста параграфа.
  • «понятие» - определить основные понятия данного параграфа.
  • «схема» - представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
  • «упражнения» - подобрать типовые упражнения для демонстрации основных понятий параграфа;
  • «практик» - привести примеры, в каких сферах деятельности человека может использоваться изучаемый материал параграфа;
  • «символ», «ассоциация» - выразить понятия, содержащиеся в параграфе с помощью визуального образа, представить символом;
  • «ребус», «кроссворд», «иллюстрация» - зашифровать понятия, содержащиеся в параграфе в виде ребуса или кроссворда; сделать рисунок;
  • «поэзия» - придумать в стихотворной форме правила, определения, свойства понятий содержащихся в параграфе;
  • «театр» - придумать сценарий по теме, инсценировать;
  • «вопрос» - подобрать или придумать вопросы и примеры для зачёта по материалу параграфа;
  • «эксперт» - оценить, дать анализ ответов групп.

Примеры презентаций учеников

Позиция «Театр»

Встретились как-то буквы З и С и затеяли спор: кто из них нужнее.

- Конечно, я! – закричала буква З.- Со мной многое что можно сделать: взлететь, взобраться, разбежаться, избежать…А что можешь ты?

- Конечно, со мной невозможно взлететь, зато можно  вспорхнуть, нельзя взобраться, зато можно вскарабкаться, нельзя  разбежаться, зато можно все расставить по своим местам, - возразила буква С.

- И все же я нужнее. Со мной можно жить беззаботно, гулять в безветренную погоду.

- А бесцельно бродить по бескрайним  и безбрежным полям у тебя получится? А вспомнить, все, что с нами было? А расчертить, а потом все это распознать?

Призадумалась буква З:

- Да, пожалуй, без тебя, как и без меня, не обойтись.

- То-то и оно…В нашем алфавите нет нужных и ненужных букв. Все важны,  у каждой буквы своя роль. Главное – правильно писать слова.

- А как же нам научиться находить слова, в которых мы должны стоять?

- Очень просто. Вот, З, ты какая буква?

- Звонкая.

- Отлично! Так вот иди и ищи себе звонкую пару, а я буква глухая, так и буду себе искать глухие согласные. Так и поделим все слова, в которых приставки оканчиваются то на тебя - З, то на меня - С. Вот только в словах , где я первая, я тебе места не уступлю, я сама  сделаю, спишу, сбегаю, свяжусь, сдвину, сломаю, скручу, схвачу!

- Хорошо, я больше не буду с тобой спорить. Мне и так слов хватает, где я найду применение. Давай будем жить дружно и учить уму-разуму наших учеников.

Позиция «Поэзия»

Кроха сын к отцу пришел,

И спросила Кроха:

- Знать все буквы – хорошо,

А не знать их – плохо!

Только, папа, помоги,

Надо разобраться–

З и С ты разведи.

- Тренироваться надо.

З – звонка и весела,

Ищет звонких рядом.

С – глуха и чуть тиха,

Звонких ей не надо.

- А, понято, понял я,

Как писать приставки.

У З и С свои места

В книжках и в тетрадках.

РаСпрягать, но раЗдавать,

раСстрелять, но раЗбивать,

иЗбивать, но иСправлять,

иЗдавать, но иСкусать…

но Списать, Сковать, Сложить,

Спрять, Сделать и Сходить

Не меняем мы никак.

Пишем С. И все…вот так…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Использование в процессе обучения по русскому языку и литературе проектной технологии

Данная статья поможет распланировать работу над проектом на год. На конкретном примере раскрывается проектная технология....

Использование технологии моделирования на уроках русского языка

Использование технологии моделирования на уроках русского языка и литературы...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Использование технологии ТРИЗ на уроках русского языка.

Использование технологии ТРИЗ на уроках русского языка как основа повышения качества обслуживания по предметам....

Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы

Актуальность данной темы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также спецификой работы, так как в школе обучаются  не только русские, но и дети разных национальнос...

Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"

Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...