Тема по самообразованию «Развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка».
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Казиева Жанна Ивановна

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Главным в обучении  правописанию является орфографическое правило, его применение. Умение обнаруживать орфограммы, именуемые орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu.doc39.5 КБ
Office presentation icon orfogr._zorkost.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка».

1 слайд:

Моя тема по самообразованию «Развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка».

2 слайд:

Целью моей темы является: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка.

3 слайд:

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка

4 слайд:

Главным в обучении  правописанию является орфографическое правило, его применение. Умение обнаруживать орфограммы, именуемые орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

5 слайд:

Причины неуспеваемости обучающихся:

- незнание правил

- знание правил, но неумение их применять

- обучающиеся мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки

- отсутствует положительная мотивация

- плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно

- зачастую дети не получают помощи от родителей  и не контролируются ими

6 слайд:

Этапы работы

1. Определить место, где возникла орфографическая задача.

2. Какой группе правил относится данная орфограмма.

3. В какой части слова находится орфограмма.

4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную.

5. Определить в слове ударение.

6. Определить, проверяемая или непроверяемая орфограмма.

7. Написать слово в соответствии с правилом.

7 слайд:

Требования к упражнениям:

1. Упражнения должны быть по возможности самостоятельными.

2. систематическими

3. логические

4. устные и письменные.

8 слайд:

Приёмы:

  • Списывание
  • Карточки с индивидуальными заданиями
  • Комментированное письмо
  • Какографические упражнения
  • Работа над ошибками.
  • Скоростное письмо списывание на время
  • Работа со словарями
  • Письмо по памяти
  • Диктант

9 - 31 слайды: (задания, игры и упражнения на развитие орфографической зоркости).

    Существует очень много видов работ по формированию орфографической зоркости.  Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.

    Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, учит детей анализировать. А также ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость детей.

32 слайд: Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие орфографической зоркости у обучающихся на уроках русского языка Составила Казиева Жанна Ивановна Приводино 2017г.

Слайд 2

Цель: Повысить грамотность и развить орфографическую зоркость у обучающихся на уроках русского языка.

Слайд 3

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка

Слайд 4

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Умение обнаруживать орфограммы, именуемые орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Слайд 5

Причины неуспеваемости обучающихся - незнание правил - знание правил, но неумение их применять - обучающиеся мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки - отсутствует положительная мотивация - плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно - зачастую дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими

Слайд 6

Этапы работы 1. Определить место, где возникла орфографическая задача. 2. Какой группе правил относится данная орфограмма. 3. В какой части слова находится орфограмма. 4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную. 5. Определить в слове ударение. 6. Определить, проверяемая или непроверяемая орфограмма. 7. Написать слово в соответствии с правилом.

Слайд 7

Требования к упражнениям: Упражнения должны быть по возможности самостоятельными. Упражнения должны быть систематическими. Упражнения должны быть логические. Упражнения должны быть устные и письменные.

Слайд 8

Работа со словарями . Работа над ошибками . Карточки с индивидуальными заданиями .

Слайд 9

Вставь безударные гласные в корне слов. Напиши четыре предложения, используя данные слова Г лодать, в твях, л тали, п рнатые, д ревьях, к рмушки. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________

Слайд 10

В, жила, нём, сова, старая Она, только, по, ночам, вылетала. Из слов составьте предложения.

Слайд 11

Назовите безударные гласные, которые пропущены? Какие гласные ещё могут быть безударными? я и е о а

Слайд 12

Вставь подходящие по смыслу слоги … БОР ВОЛО... ...МА СТРЕКО... … ЛЮТ … ПОГИ

Слайд 13

Вставь пропущенные буквы Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами.

Слайд 14

Найдите и выпишите слова, которые «спрятались». Мнсубботааяюшнаюкзснпятницабжмесяццжлгшзвторникчщэъгшщз Понедельниккмювчерабгедфзол Средаяюэъьмкнеделярсжчетвергхзчкзыемкхпвоскресеньеникфрспл ноябрькжцумр

Слайд 15

Проверяем: Мн суббота аяюшнаюкзсн пятница бж месяц цжлгшз вторник чщэъ понедельник кмю вчера бгедфз среда яюэъьмк неделя рсж четверг хзчкзыемкхп воскресенье никфрсп ноябрь кжцумр Как назвать можно одним словом? Назовите лишние слова. Запишите дни по порядку дней недели. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, – неделя. Со словом МЕСЯЦ придумайте предложение. В слове ноябрь обозначьте звуки и буквы.

Слайд 16

Прочитайте. Подумайте, какую букву надо вставить. Запишите слова в 2 столбика по орфограммам. Гр…за, р…синка, б…рёза, пл..та, с…рняки, гор..д, вр..дитель, ш..лун, к…пуста, к..вёр, т…шина, к…ртина, зап..х, в…дро, кр…вать, н…род, п…года, к…льцо, в…дичка, пом…дор, т…мнота, р…жок, ур…жай.

Слайд 17

ВЫПИСАТЬ ТОЛЬКО ТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПРОПУЩЕНА БУКВА А … ВТОБУС, Д…РОГА, Т…ВАРИЩ, Р…БОТА,…ВТОМОБИЛЬ, П…ЛЬТО, ПЛ…ТОК, СТ…ЛИЦА. А ВТОБУС, Р А БОТА, А ВТОМОБИЛЬ, П А ЛЬТО, ПЛ А ТОК

Слайд 18

Спишите, вставьте пропущенные буквы. З…мой в л…су т…шина. На ду…ках и б…рё…ках л…жит пуш…стый с..жок. Вот упала с ве…ки мя…кая сне…ная ша…ка. По тро…ке б…жит на коро…ких ла…ках см…шная мы…ка.

Слайд 19

З и мой в л е су т и шина. На ду б ках и б е рёзках л е жит пуш и стый сн е жок. Вот упала с ве т ки мя г кая сне ж ная ша п ка. По тро п ке бежит на коро т ких ла п ках см е шная мы ш ка. Проверь: Во 2 предложении обозначить части речи. В 3 предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Слайд 20

Найди и исправь ошибки. Запиши текст правильно. Мы чясто ходим на соседний болшой прут лавить рыпку. Переходим его по шадкому масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.

Слайд 21

Мы ч а сто ходим на соседний бол ь шой пру д л о вить ры б ку. Переходим его по ша т кому м о сту. И вот мы на б е регу. На лугу у пруда растут г о лубые незабу д ки. В тра в ке прыгают кузнечики. Проверяем:

Слайд 22

Письмо по памяти. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он плывёт себе в волнах На раздутых парусах.

Слайд 23

Письмо по памяти. Прочитайте, найдите ошибки. Харошо идти палями, без трапинок и дарог. Светит солнышко над нами, дует тёплый витерок.

Слайд 24

Письмо по памяти. Х оро шо идти п о лями, без тр о пин ок и д о ро г . Светит солнышко над нами, дует тёплый в е т е рок.

Слайд 25

Зима. Тишина в лесу. На снегу у куста большой след. Вот слева ещё следы. А если это медведь?. Нет, медведь спит. На ветке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи. Спишите текст, выделите изученные орфограммы.

Слайд 26

Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова. З и ма, т и шина, в л е су, на сн е гу, б о льшой, сл е ды, Выпишите из текста слова с сомнительной согласной в корне слова. Сле д , медве дь , дроз д , клю в , похо ж .

Слайд 28

Разделите слова на группы

Слайд 29

Редактор

Слайд 30

Упражнение с элементами какографии Дарагой друк! Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш? Я лублу делать уроки.

Слайд 31

Игра «Найди опасное место»: учитель произносит слово, дети хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять. Игра «Светофор»: Покажите красный сигнал «светофора»,как только найдёте в слове «опасное место». Игра «Кто больше насобирает орфограмм?» Игра «Дырявое письмо»: если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет - пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).

Слайд 32

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,  надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

Обобщение педагогического опыта учителя по теме "Развитие критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческ...

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНАНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны...