Конспект урока русского языка в 5 классе "Этот удивительный мир существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м классе. Он направлен на формирование универсальных учебных действий школьников.

конспект урока предназначен для обучающихся 10-11 лет и представляет собой материал, основанный на коммуникативно-деятельностном подходе в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Кадиева Р.З., учитель русского языка

и литературы МКОУ «СОШ №1»                            г.Избербаш Республика Дагестан

Конспект урока русского языка
в 5 классе

    "Этот  удивительный  мир существительных"

Описание материала:данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м классе. Он направлен на формирование универсальных учебных действий школьников.

конспект урока предназначен для обучающихся 10-11 лет и представляет собой материал, основанный на коммуникативно-деятельностном подходе в обучении.

Цели урока:

- расширить знания детей об имени существительном;

- закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках существительного;

- развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки;

- расширять познавательные интересы, развивать фантазию;

- воспитывать любовь к русскому языку;

- развивать коммуникативные навыки, умения работать в парах;

- создать на уроке положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке;

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных в предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Вид урока: урок обобщения знаний и умений.

Методы и приемы: защита творческой работы,работа в группах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие логического мышления, игра.

Планируемые образовательные результаты:

умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

умение определять цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;

умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации  общения;

умение проводить морфологический разбор имени существительного;

воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Оборудование: мини-проекты учащихся, презентация

                                         

                                        Ход урока:

Организационная часть (создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности).

-Добрый день уважаемые гости! Здравствуйте дети!

- Прозвенел звонок наш в срок.                      (СЛАЙД!_№1-3)

Мы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник, ручка и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно Вам  садиться.

Эмоциональный настрой учеников.

Ребята! Посмотрите на соседа по парте и подарите ему свою улыбку

Ведь улыбка –это хорошее настроение и лекарство от всех болезней.

Мотивирование к учебной деятельности (на экран проецируется изображение сказочного государства)

II. Организационная часть

Ребята, вы любите путешествовать? …..

Тогда мы отправляемся в путешествие в сказочное царство, которое называется Русский язык, в нём  есть город Морфология. В этом городе в живет очень важный житель. А кто этот житель, мы узнаем, если прочитаем стихотворение Александра Шибаева.

Послушайте это стихотворение.

ЧИТАЕТ Айшат                                                              СЛАЙД 4

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами!

- Так как будет звучат тема урока?

- Вы правы! Мы будем говорить о его величестве имени существительном.

Тема урока звучит так:  Имя существительное- часть речи   удивительная!                                                                                       СЛАЙД 5

Я попрошу моих помощников раздать маршрутные листы, на них есть пометки если справился- +

Если справился с трудом-?

Если не справился- -                                                                          СЛАЙД 6

А самым смелым хочу предложить вспомнить некоторые грам. признаки сущ. и написать мини-проект. ( Джамал- одуш., неодуш., Мисай- собств., нариц., Загир- род имён сущ.)

Ну а мы нчинаем своё путешествие

Ребята, существует гипотеза, что имя существительное-самая представительная и удивительная часть речи.                            СЛАЙД 7

 Детский писатель К.Георгиевич Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».                                                                                СЛАЙД 8

Конечно,  он имел ввиду  имена существительные, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

 Другой не менее известный писатель Лев  Успенский утверждал, что Имя существительное-хлеб языка.

Как вы думаете, что он имел в виду?

Прослушайте стихотворение известного поэта, переводчика А.А. Фета

Шепот, робкое дыханье.
          Трели соловья,
Серебро и колыханье
          Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
          Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
          Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
          Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
          И заря, заря!...

Вам понравилось стихотворение? Какое настроение передаёт стихотворение А. Фета? Радость пробуждения природы, её красоты. Раннее утро (когда ночь сменяет день)

Кто является предвестником утра (соловей)

Скажите ребята, а чего в нём больше сущ. или прилаг- х

Всего-36

Сущ-х – 23

Как вы думаете, может стихотворение состоять только из сущ-х? ДА

Гипотеза подтвердилась? Да

Вот мы говорим…… сущ.  А что такое существительное

БЛИЦ-опрос

- -Что обозначает имя существительное?Предмет

  --Какими бывают морфологические признаки? (Постоянными и непостоянными.)

  --Какие признаки относятся к постоянным? (Собственили нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род,склонение.)

--Какие признаки относятся к непостоянным? (Падеж, число)

-Чем может являться имя существительное в предложении (Имя^существительное в предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.)

Все предметы имеют  определённые значения: по их значению они делятся на группы:

1 группа

конкретные- существительные, которые называют конкретные предметы живой и неживой природы: самолёт, стол, брат, грач, рыба, медведь, молоток , сестра, дерево,

2 группа

-вещественные- называют различные вещества: воздух, масло, сахар, бензин, керосин, порошок

3 группа

-отвлечённые – называют явления, воспринимаемые мысленно: чтение, бег, радость, храбрость, победа и др.

4 группа

-собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое: дети, одноклассники, листва, мебель ,молодёжь, человечество.

Вот мы и доехали до станции - Неразберихино

Чтобы справиться с заданием мы попросим помощь у Мисай.

Спасибо, Мисай

 Ребята, соотнесите слова.

Давайте проверим.

 Следующая наша остановка- это станция синтаксическая.

Какова синтаксическая роль существительного в предложении …..

Составьте предложения с сущ. Россия    у доски (Багаутдин, Саид, Абакар)

Россия- моя Родина.

Моя родная страна – Россия

 За границей я часто думаю о России.

 С самого рождения я живу в России.

Следующая остановка на станции Одушевлённости

Помощь от Джамала

МИНИ- проект

Одушевлённость и неодушевлённость

 Гипотеза: предмет  одушевлённый, если он обозначает того, кто шевелится или дышит. Например: человек, конь, кролик, а неодушевлённое – если это просто предмет, например: стул, стол, дом.

Вывод: необходимо существительные поставить в И.п. и В.п., чтобы не ошибиться в определении одушевлённости.

Факт! Существительные- имена удивительные!    

Ребята, найдите одушевлённые и неодушевлённые слова.

Сколько одуш-

Сколько неодуш-

Дальше остановка  на станции Склонений.

У нас цифровой  диктант

Вы определяете склонение сущ. и записываете цифру.

Страна, земля, бочка, Буян, царица, царь, Салтан, лебедь, сеть, печаль, Гвидон, царевич

1,1,1,2,1,2,2,2,3,3,2,2.

Станция «Род существительных»

Попросим разъяснения у Загира.

Гипотеза: Существует три рода

 Как определяется род сущ по един числу. Во мн. Числе рода нет.

Определите род сущ. Поменяйтесь листами взаимопроверка.

Золотая медаль, солдатская шинель звучный рояль, высокий тополь, вкусный кофе, жареная картошка, вкусное какао, яблочное повидло

Из рубрики – это интересно

А сколько падежей ребята?

А вот в табасаранском языке существует 46 падежей.

А в даргинском- 11 падежей.

Да не перестаёшь удивляться разнобразию грамматического строя языков мира.

Следующая остановка Станция Число существительных

Грабли,  метель, молоко, яблоко, темнота, ножницы, бензин, рука, санки, керосин, очки, опилки, серебро, цифра, стол.

МН: грабли, ножницы, санки, очки, опилки

ЕД: молоко, темнота, бензин, керосин, серебро,

ЕД+МН :метель, яблоко, рука, цифра, стол.

Следующая станция «Удивительное рядом»

Составьте лингвистический паспорт существительного.

Лингвистический паспорт:

Обозначает-

Отвечает на вопросы-

Имеет морфологические признаки:

А) постоянные:

Б) непостоянные:

      4. В предложении выступает в роли:

  VI. РЕФЛЕКСИЯ

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

VII. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

Конспект урока русского языка " Имя существительное. Повторение"

Кнспект урока русского языка  для 5 класса. Предназначен для урока повторения и обобщения темы " Имя существительное"....

Конспект урока русского языка "Имя существительное"

Конспект урока "Имя существительное", 5 класс...