Лексическое значение слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Новикова Галина Александровна

Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства в 5 классе (изучение лексического значения слова на материале темы по ИЗО "Жостово")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_izo_v_5_klasse.docx58.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

русского языка и изобразительного искусства

в 5 классе

Учитель русского языка: Новикова Г.А.

Учитель изобразительного искусства: Кирюхина Г.С.

Русский  язык

ИЗО

Тема

Слово и его лексическое значение

Искусство Жостова

Цель

Начальное знакомство с лексикологией как разделом лингвистики.

Знакомство с особенностями жостовской росписи, с истоками и современным развитием промысла.

Задачи

  1. Дать понятия «лексика», «лексикология», «лексическое значение слова». Познакомить с синонимическим и описательным способами толкования лексического значения слов.
  2. Развивать умение работать с толковым словарем. Формировать умение работать индивидуально и в парах.
  3. Воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа.
  1. Сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка
  2. Развивать художественный вкус, творческие способности детей, интерес к изобразительному искусству.
  3. Воспитывать чувство любви к русскому народному творчеству, уважение к его традициям, истории

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Форма урока

Урок - исследование

Мастер – класс

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Толковые словари (авторы: С.И. Ожегов, В.И. Даль, Д.Н. Ушаков)
  3. Карточки с заданиями по русскому языку
  4. Выставка рисунков детей :Народные промыслы России
  5. Жостовские подносы
  6. Карта Московской области
  7. Выставка книг о народных промыслах
  8. Художественные материалы
  9. Жетоны
  10. Указатель (Лексика, Жостово)

В классе организованы две рабочие зоны: научная Лексическая лаборатория и творческая мастерская.

Ход урока:

  1. Оргмомент

(Все ученики стоят около доски)

- Сегодня у нас необычный урок. Наш урок интегрированный. Это означает, что он объединяет в себе сразу два предмета: русский язык и изобразительное искусство. Итак, начинаем…

- Здравствуйте, ученики!

Добрый день, учителя!

Дороги знаний нелегки,

Но мы идем по ним не зря.

Вот перед вами два пути.

Вам выбор сделать предстоит,

Куда вначале вам пойти,

Куда потом ваш путь лежит

Узнать об этом хотите,

Чтоб на дорожку свернуть?

Ну что ж, тогда не тяните,

Разгадайте кроссворд и в путь!

- Каждый правильный ответ будет оцениваться жетоном.

  1. Актуализация знаний. Кроссворд

Кроссворд.jpg

  1. Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Узором синим в платьях белых,

Русь украшает чудо-...

  1. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.
  2. Жанр эпоса небольшого размера.
  3. Цвет фона  изделий Хохломской росписи
  4. Вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей на заданную тему.
  5. Игрушки вятские
    На все манеры.

Вот вам барыни,
А вот и кавалеры.

У барынь алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубы.

  1.  Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка,не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может,солнцем залитые.

3. Актуализация знаний

- Что нам помогло разгадать кроссворд?

    (значения слов)

- Какие ключевые слова у нас получились?

(Жостово и лексика)

- Какое слово относится к лингвистике?

-А что оно означает?

- Вы пытались сформулировать лексическое значение этого  слова и у вас возникли трудности.  Хотите узнать, что же оно  обозначает на самом деле?

- Тогда мы отправляемся в научную Лексическую лабораторию.

(обратите внимание на указатель «Лексика», «Жостово»)

-Прикрепите свои бейджи. Сегодня  вы все – младшие научные сотрудники Лексической лаборатории, а я ваш руководитель.

-Коллеги, откройте журналы исследований, ими будут ваши рабочие тетради, запишите число, исследовательская работа.

- Как будет звучать тема нашего урока? (Что мы разгадывали в кроссворде? – слова.    С помощью чего мы их разгадывали? – с помощью лексических значений)

Тема урока: «Слово и его лексическое значение» - это и есть предмет нашего исследования.

  1. Целеполагание.

- Зачем нужно знать лексические значения слов?

(чтобы понимать смысл слова)

- Зачем нужно запоминать новые слова?

(чтобы пополнять свой словарный запас, чтобы быть эрудированным человеком)

- Какие же цели стоят сегодня перед нами?

(узнать, что такое лексика, научиться толковать лексические значения слов и пополнить свой словный запас).

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

- Коллеги, прочитайте теоретические сведения на стр. 150. Сделайте пометку карандашом «+», если этот материал вам уже знаком, и «--«, если вы об этом узнали только сейчас.

- Что такое лексика? (словарный состав языка)

- Что такое лексикология? (раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка)

- Что такое лексическое значение слова? (то, что слово обозначает)

- Что из этого вам уже было известно? Какая информация была новой?

- Вы отметили, что лексические значения разъясняются в толковых словарях. Какие толковые словари вам известны?

- Обратите внимание на нашу выставку. Здесь представлены толковые словари В.И. Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова, школьный толковый словарь

- Из чего состоят толковые словари?

(из словарных статей)

- Сегодня на уроке я уже дважды назвала вас коллеги. А что же означает это слово? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. У нас электронный вариант этого словаря, он сокращенный, здесь слова только на букву «К».  Запишите эту словарную статью в журнал исследований. (прочитать)

- Что мы можем узнать из этой словарной статьи?

(лексическое значение слова «коллега» – товарищ по учению или работе (о работниках умственного труда, о квалифицированных специалистах); ударение падает на второй слог; во мн.ч. это слово имеет окончание  -и; может быть мужского и женского рода)

- Сегодня мои коллеги по исследовательской работе – вы, а коллега по ведению урока – учитель ИЗО. ( слово учителю ИЗО)

1.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебногоматериала.

- Теперь обратимся ко второму слову  «Жостово»

-Что означает это слово? Ваши предположения?

- Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы, предлагаю посмотреть отрывок из телепередачи  «Новости» канала ОРТ

( Видеоролик   15 сек)

- Что же такое Жостово? Сколько значений у этого слова?

-Село в Московской области (Слайд – карта и флажок)

-Народный промысел

- Какова же тема нашего урока?  (Искусство Жостова)

2. Целеполагание

-Какова цель  урока? ( Познакомиться с Жостовской росписью)

Когда возник промысел?

Что расписывают мастера?

Из чего сделаны подносы?

Какие формы подносов?

Зачем  нужны  подносы?

Что изображают в основном на подносах?

Как располагают узор?

У нас Калейдоскоп вопросов

3. Поиск информации

Ответы на все вопросы я предлагаю найти, отправившись в заочное путешествие в это необыкновенное село.

(Продолжение ролика)

Ответы на вопросы ( каждый ответ сопровождается слайдом)

Проводится физкультминутка «Цветок».

Физкультминутка «Цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,
Только это не беда.

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.

 А потом опять встают
И по-прежнему цветут

Потягивания — руки в стороны.

Потягивания — руки вверх.

Дети машут руками, изображая ветер.

Наклоны.

-Дополнительные знания  о  жостовской  росписи вы узнаете, выполняя задания по русскому языку.

  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

- Прочитайте текст вслух.

1)Жостовская роспись – яркое и самобытное явление в русском народном искусстве.  2)Рисунок всегда прост и очень  красив. 3)В середине подноса словно расцветает красными, белыми, синими, желтыми цветами вперемежку с зелеными листьями и травами изумительный букет. 4)А по краям извивается тонкая золотистая линия.  5)Фон, на котором расположен рисунок, как правило, - чёрный.

6)Посмотрите на эти цветы! 7)Кажется, что всё многоцветье родной земли отразилось в рисунках. 8)Розы, пионы, лилии, васильки и незабудки, цветы роскошные и скромные, похожие на настоящие и в то же время сказочные! 9)Глядя на них, поневоле дивишься творениям  народной фантазии жостовских мастеров, красоте и силе их чувств, стремлению подняться над обыденностью будничной жизни простого человека.
Работа с толковым словарем (в парах)

- Коллеги, а сейчас мы выясним, как можно толковать лексическое значение слов. Вам нужно найти в толковом словаре по 2 слова и сравнить, одинаково или нет, дается толкование лексического значения. Какие бы вы предложили названия способов толкования лексических значений слов?

1 пара:  самобытный, роспись                  у каждой пары первое слово -

2 пара:изумительный, фантазия              синонимический способ,

3 пара: творение, мастер                           второе слово – описательный способ

- Выясняем лексическое значение первого слова в каждой паре.

Самобытный – своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии.

Изумительный – необыкновенный, восхитительный, приводящий в изумление.

Творение – произведение, результат творчества.

- Как толкуется лексическое значение. Какие слова помогают его объяснить?

(слова близкие по смыслу. Значит, это синонимический способ)

Запишите название.

- Выясняем лексическое значение второго слова в каждой паре.

Роспись – 3. Живопись на стенах, потолках, предметах быта.

Мастер –2. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Фантазия – 1. Способность к творческому воображению.

- Как толкуется лексическое значение.

(через описание отличительных черт предмета. Значит, это описательный способ)

Запишите название.

- Обратите внимание, что значения существительных толкуются через другие существительные, значения прилагательных – через другие прилагательные. Нельзя начинать толкование лексического значения со слов «это когда…».

7.Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

- Выполняя задания к этому тексту, мы не только закрепим изученную тему, но и частично подготовимся к ВПР, которую нам предстоит писать  18 апреля.

№ 8 Из ВПР

Определите и запишите основную мысль текста.

(Жостовская роспись – яркое и самобытное явление в русском народном искусстве)

№ 9 из ВПР

В каком предложении говорится о том, что жостовкие умельцы стремятся сделать жизнь простого человека ярче?

(9)№ 11 из ВПР

Из предложения 9  найдите слово со значением «Способность к творческому воображению».

(фантазия)

8.Подведение итогов работы

- Подведем итоги нашей работы. Вспомним, с какими новыми понятиями мы сегодня познакомились. По лексическому значению определите слово. (задание на соответствие)

Словарный состав языка – лексика.

Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка – лексикология.

То, что слово обозначает – лексическое значение слова.

- Какими способами можно толковать лексические значения слов? (синонимическим и описательным)

  1. Практическая  работа по ИЗО

- А теперь, ответьте мне,

кто такою красотою

на подносе рисовал

и всех цветами удивлял?

Как называется профессия людей, которые расписывают подносы? (Художники) .

Сейчас, я вам приглашаю вас в творческую мастерскую «Декор», что попробовать себя в роли жостовских  мастеров и расписать поднос.

- Давайте вспомним , какие цветы на Жостовских подносах?

(Садовые: георгин, роза, мак, пион..

Луговые: колокольчик, незабудка, ромашка, клевер…)

- Роспись подноса – процесс трудоемкий, долгий,  не менее двух недель нужно, чтобы расписать  один поднос.

Мы постараемся выполнить нашу работу намного быстрее и из всего многообразия выберем  2-3 цветка.

Особенности жостовской росписи:

-Цветы стилизованные, выполненные в декоративном стиле.

- Краски не смешиваются, а наносятся одна на другую поэтапно.

- Составление композиции: 1-3 крупных  цветка в центре,  возле них цветы помельче и листья.

Начинаем работу.

В центре 1 крупный цветок. Какой? Угадайте.

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).
СЛАЙД
Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.

Основной прием рисования цветов жостовской росписи – сердечко. ПОКАЗ

1этап «Замалевок»

Рисуем сердечки красного цвета, формируя цветок (+ бутоны)

2 этап  «Тенежка»

( Наносим тени, чтобы показать объем)

3 этап «Прокладка»

Высвечиваем некоторые детали цветка.

4 этап «Бликовка»

Создает настроение и особый колорит.

5 этап «Чертежка»

Наносим небольшие штрихи тонкой кисточкой: прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Дополняем узор другими цветами.

Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка).
Ромашка – один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов, это символ России.

Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью "двойной мазок".

(Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти - синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа - слева, строго посередине в образовавшихся промежутках. )

6 этап «Привязка»

В  букет  мы прорисуем травинки, стебельки.

7 этап «Уборка»

Это украшение  бортов подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров.

-Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.Рисуем ватными палочками незабудки.

Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе - чистом-чистом,

И солнышке лучистом! (незабудки).5 точек синей или голубой краской и желтую серединку.

Теперь переходим к изображению листьев, травки,  с помощью которых все цветы нужно собрать в букет.

Зеленой краской приемом "примакивание" рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)

  1. Выводы

-Покажите гостям свои работы ( выходят к доске)

-С какой росписью мы сегодня познакомились?

-Что нового узнали о жостовской росписи?

Учащиеся  читают наизусть стихотворение П. Синявского «Сувенир из Жостово».        ( Ролик без звука)

Вот жостовский яркий  изящный поднос

С букетом из маков, ромашек  и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик над формой трудился

И долго шпаклёвкой его грунтовал,

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс на металле,

Фон чёрный на нём должен быть или алым

И краски нежнейшие сада и луга.

Вот кисть живописца пустилась по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,

Мазками упругими краска ложится.

И вот разлетелись по чёрному лаку

Пионы, ромашки, розы и маки.

Художник в работе не любит повторов,

У мастера много красивых узоров.

И как ни похожи букеты на них,

А в Жостово дважды не встретишь таких.

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет,

И кажется, лето нам шлёт свой привет.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

-Наш интегрированный урок подошел к концу. Ваши творческие работы я оцениваю «5».

- Ваши письменные работы я тоже проверила. Результат смотрите  на доске. Оценки.

  1.  Домашнее задание

По русскому языку и ИЗО:

С помощью толкового словаря объяснить лексическое значение слов: «зеркальной» и «багрянец».  Каким способом сформулировано лексическое значение этих слов?(письменно)

Жостовские кисти

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
Ажостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

П.Синявский.

Задания по группам:

Сильным: Подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях.

Средним: Произвести фонетический разбор слова «колосьев».

ИЗО: Творческое задание по желанию – сочинить четверостишие о жостовском подносе. А поможет вам в этом материал учебника с. 92-94

  1. Рефлексия

- Девочки, если вы поняли тему и считаете, что справитесь с домашним заданием, возьмите красный  конверт.

-Если вам нужно еще немного поработать и поучить, возьмите  синий конверт.

- А если вы совсем ничего не поняли, тогда возьмите  черный конверт.

- Учителя, если вам урок понравился, если он соответствует требованиям ФГОС, возьмите  красный  конверт.

Если у вас есть замечания, возьмите  синий конверт.

Если урок не удался, возьмите  черный  конверт.

На дворе зима, а в школе уже пахнет елкой. В преддверии Нового года мы хотим подарить вам подарки – они в ваших конвертах.

С Новым годом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)

Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...

Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...

Кроссворд "Лексическое значение слова (кто?)"

Кроссворд предназначен для промежуточной проверочной работы по теме "Лексическое значение слова"...

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

Лексика. лексическое значение слова.

Данный урок разработан на основе материала, связанного с Рождеством Христовым. Можно использовать при знакомстве с понятием  лексическое значение слово в 5 классе.Этот урок – своеобразная лиричес...

Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе "Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова"

Урок интегрированный (русский, английский языки, литература),использование интерактивной доски Mimio,анализ стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках,работа в группах....

Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...