Урок русского языка в 8 классе. "Обособленные определения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Новикова Галина Александровна

Тема "Обособленные определения" изучается на экологическом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_opredeleniya._8_kl.docx317.87 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Смирновская средняя общеобразовательная школа

Экологический урок русского языка

в 8 классе

Подготовка к ГИА

при повторении темы «Обособленные определения»

Учитель:

Новикова Галина Александровна

с. Смирново

2015 год

Цель:

  1. Закрепление и обобщение знаний об обособленных определениях, закрепление практического навыка постановки знаков препинания при обособленных  определениях;
  2. Развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования при подготовке к ГИА
  3. Формирование экологического мировоззрения, воспитание любви к родному краю,  чувства ответственности за свое поведение в природе и в окружающей действительности.

Оборудование: Интерактивная доска; презентация для интерактивной доски в программе elite Panaboard book; опорный конспект «Обособленные определения»; звуковые файлы: «Прогулка по лесу», «Шум города», аудиозапись текста для изложения; физическая карта «Альпы»

Тип урока: практикум

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие. Настрой на плодотворную работу.
  2. Введение в тему.

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

- Прослушайте звуковой фрагмент. (Прогулка по лесу)

- Что вы услышали? Нравятся ли вам эти звуки?

(пение птиц, шуршание листьев, тишина)

- Прослушайте еще один звуковой фрагмент. (Шум города)

- Что вы услышали теперь?

(Шум машин, шаги, суета)

- Озаглавьте первый и второй фрагменты. Какой из них вам больше нравится?

- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?

(Наступление цивилизации на природу. Экологическая тема)

- Что такое экология?

(Эколо́гия (от др.-греч. οκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)

  1. Целеполагание.

- Сегодня на уроке у нас три цели: продолжить разговор об экологии, обобщить и систематизировать знания по теме «Обособленные члены предложения» и продолжить подготовку к ГИА.

  1. Разминка (по вариантам) Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически объясните расстановку знаков препинания.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

(Конституция РФ. Статья 42)

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду бережно относиться к природным богатствам являющимся основой устойчивого развития  жизни и деятельности народов  проживающих на территории Российской Федерации.

(Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды")

- Прокомментируйте постановку знаков препинания.

( 1 предл. – однородные дополнения и обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

2 предл. – однородные сказуемые и два обособленных определения, выраженных причастными оборотами.)

- О чем говорится в важных государственных документах?

(У человека по отношению к природе есть не только права, но и обязанности)

  1. Теоретическая минутка

- Используя опорный конспект, расскажите о случаях обособления и не обособления определений.

1. Опорные конспекты. Обособленные определения.jpg

  1. Распределительный цифровой диктант.

В записанных на доске предложениях знаки препинания не расставлены. Распределите их на две колонки: обособленное определение – необособленное определение. В тетради записывайте только номера предложений.

  1. Весь мир, с листвой, с весенним громом,

С нелегким каждым днем своим,

Неповторимый и огромный,

Для радости открылся им.

                 (4 обособленных определения: 1, 2, 3 – несогласованные, 4 – согласованное)

  1. Выброшенный вулканами пепел содержит минеральные соли, в состав которых входят необходимые для растений азот, калий, магний, кальций и фосфор.

                 (2 необособленных определения)

  1. Бодрым просыпался путешественник, разбуженный утренними голосами птиц, пролетевших над самой палаткой.

                 (2 обособленных определения)

  1. Многие хвойные деревья выделяют убивающие болезнетворные микроорганизмы вещества.

                 (1 необособленное определение)

  1. Подготовка к ГИА.
  2. Часть 1.

           Мини-изложение.

- Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – сжатое изложение по прослушанному тексту.  Прослушайте текст в аудиозаписи.

     Растения прежде всего – источник жизни для человека, животных и, конечно, для почвы. Растения могут спасать реки от обмеления, водоёмы – от  высыхания, поля – от    эрозии, города – от  грязи и пыли. Поэтому во имя жизни на Земле, во имя процветания будущих поколений необходимо сохранить всё многообразие растений – бесценного дара природы.
                                                                       ( По А. Удовицкому)

- Определите тему и основную мысль текста.

(Тема: Значение растений для жизни вообще.

Основная мысль заключена в последнем предложении.)

- Передайте содержание данного текста письменно.

Часть 2.

Тест.

- Вторая часть экзамена представляет собой тестовые задания по прочитанному тексту. Прочитайте текст вслух  и выполните задания.

      (1)Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека, я заявляю категорически, что во всех областях человеческого воздействия, точках приложения его рук, силы и воли, наносится урон, чаще всего невосполнимый и необратимый. (2)Все нынешние экологические тупики упираются в одно: тут приложил своё умение и светлую голову человек.

      (3)Распашка целинных земель и применение химикатов привели к оскудению и выветриванию почв. (4)Мелиорация – к изменению климата. (5)Орошение – к обмелению рек и морей. (6)Развитие промышленности – к загрязнению среды. (7) Космические испытания, бесконечные полёты повлияли на озоновый слой планеты.

      (8)Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы взялись лечить результаты жизненных аномалий. (9)Так, мы изучаем причины роста заболеваний, способы их лечения, но в то же время увеличиваем выброс в атмосферу промышленных отходов.

      (10)Становится нечем дышать в городах, исчезают некоторые виды животных, растений. (11)На смену им приходят то неизлечимые болезни, то смертельно жалящие пчёлы, выведенные в лабораториях.

      (12) Во всех бедах нашего времени – общественных ли, экологических ли – видится одна причина: затоптан в грязь, забыт здравый смысл. (13)Природа мстит за себя, обороняется, и милосердие природы состоит в том, что воюет она медленно. (14)Даёт возможность подумать и остановиться. (15)А не гнать птицу-тройку – в никуда.

     (16)А может быть, «гомо сапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету?

                                                                                   (По С. Полякову)

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какова главная причина общественных и экологических бед?»

А) Развитие промышленности.

Б) Затоптан в грязь, забыт здравый смысл.

В) Человек – инопланетное существо, и ему всё равно, что происходит на земле.

Г) Появление смертельно жалящих пчёл, выведенных в лабораториях.

(Б)

  1. Среди предложений 3 – 7 найдите неполные предложения. Укажите их номера.

(4, 5, 6)

  1. Выпишите грамматическую основу из предложения 9.

(мы изучаем, увеличиваем)

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

(2)

  1. В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите номера запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

Вместо того чтобы лечить жизненные болячки,1 прислушиваться к здравому смыслу,2 затоптанному сапогами технического прогресса,3 мы взялись лечить результаты жизненных аномалий.

(2,3)

  1. В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите номера запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека,1 я заявляю категорически,2 что во всех областях человеческого воздействия,3 точках приложения его рук,4 силы и воли,5 наносится урон,6 чаще всего невосполнимый и необратимый.

(6)

Проверка

- Обратите внимание на картинки. Человек, создавая себе лучшие условия жизни, сам не замечает, как уничтожает себя. Если вовремя остановиться, все еще можно изменить

   

  1. Подведение итогов урока

- Каким темам был посвящен сегодняшний урок?

(1. Обособленные определения.

 2. Подготовка к ГИА.

 3. Экология.)

- Что нового для себя вы взяли с сегодняшнего урока?

  1. Рефлексия

- В таблицу на доске пометите кружочки:

Зеленый – я всё понял;

Жёлтый – у меня остались вопросы;

Чёрный – я ничего не понял.

Обособленные члены предложения

Подготовка к ГИА

Экология

  1.  Домашнее задание.

Посмотрите на карту Европы. В горной цепи Альп можно увидеть две вершины,  Юнгфрау и Финстерааргорн. Об этих вершина И.С. Тургенев написал стихотворение в прозе «Разговор». Прочитаем его.

Разговор

     Ни на Юнгфрау, ни на Финстерааргорне еще не бывало человеческой ноги.
     Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор.
Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз; твердый, искристый снег; из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.
    Две громады; два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона: Юнгфрау и Финстерааргорн.
    И говорит Юнгфрау соседу:
    - Что скажешь нового? Тебе видней. Что там внизу?
    Проходят несколько тысяч лет - одна минута. И грохочет в ответ Финстерааргорн:
    - Сплошные облака застилают землю... Погоди!
    Проходят еще тысячелетия - одна минута.
    - Ну, а теперь? - спрашивает Юнгфрау.
    - Теперь вижу; там внизу все то же: пестро, мелко. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. Около них всё еще копошатся козявки, знаешь, ты двуножки, что еще ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня.
    - Люди?
    - Да; люди.
    Проходят тысячи лет - одна минута.
    - Ну, а теперь? - спрашивает Юнгфрау.
    - Как будто меньше видать козявок,- гремит Финстерааргорн.- Яснее стало внизу; сузились воды; поредели леса.
    Прошли еще тысячи лет - одна минута.
    - Что ты видишь? - говорит Юнгфрау.
    - Около нас, вблизи, словно прочистилось,- отвечает Финстерааргорн,- ну, а там, вдали, по долинам есть еще пятна и шевелится что-то.
    - А теперь? - спрашивает Юнгфрау, спустя другие тысячи лет - одну минуту.
    - Теперь хорошо,- отвечает Финстерааргорн,- опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь... Везде наш снег, ровный снег и лед. Застыло всё. Хорошо теперь, спокойно.
    - Хорошо,- промолвила Юнгфрау.- Однако довольно мы с тобой поболтали, старик. Пора вздремнуть.
    - Пора.
    Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей.

                                                                       И.С. Тургенев.     Февраль 1878

- Тургенев написал это стихотворение в прозе еще в XIX веке, когда никого из нас не было. Он писал эти строки, когда понятия "экология" не существовало. Но если не было понятия - это не значит, что не было самого явления. Экология как наука о доме, о своем родном доме была всегда - трактовка была разной.


- Какую проблему затронул автор?

- Выскажите свое мнение по проблеме, затронутой автором. Используйте в своей миниатюре предложения с обособленными определениями.

Спасибо за урок.

Литература:

  1. Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейнека, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2012
  2. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С 2). – Ростов н/Д: Легион, 2012
  3. Тургенев И.С. Стихотворнеия в прозе.- М.: Издательство «Детская литература», 1972
  4. Скворцова Л.Г. Экология: дидактические материалы. /Журнал «Русский язык. 1 сентября», № 1  2012
  5. Конституция РФ. Статья 42
  6. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране       окружающей среды"
  7. http://www.gramma.ru/EDU/?id=4.10 (опорный конспект)
  8. http://muzofon.com/  (звуковые файлы)
  9. http://litirus.ru/kontrolnaya/diktantyi-s-grammaticheskim-zadaniem-na-ekologicheskuyu-temu-7-klass.html (текст для изложения)
  10. http://copy.yandex.net/?text (текст для тестовых заданий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"; 8 класс

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса Цель педагогической деятельности на уроке: 1) создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным п...

проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"

Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г.  в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...

Конспект урока (с использованием ЭОР). Русский язык. 7 класс. Обособление причастного оборота

Конспект урока к учебнику Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Необходимое техническое оборудование: ЦОР...

Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение"

Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение" для 5 класса (ФГОС)...

Тесты по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения.

Тесты по теме "Обособленные определения" позваляют проверить степень освоения учащимися знаний по теме. Задания сформулированы также, как в ОГЭ и ЕГЭ....

Карточки по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения.

Прасильно расставить знаки препинания. 2 варианта....

Презентация по русскому языку. 11 класс. "Обособление определений. Трудные случаи" Подготовка к ЕГЭ.

Использование презентаций и коллективный разбор заданий по пунктуации помогает сконцентрировать внимание учащихся на изученной в 8 классе теме "Обособленные определения". Но в 11 классе мы у...