Конспект урока по теме "Басенный мир И.А.Крылова"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ноздреватых Екатерина Валентиновна

Разработка урока на тему "Басенный мир И.А.Крылова", +презентация.Урок построен в форме викторины.Повторяем теорию литературы,произведения И.А.Крылова,обобщаем знания полученные на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Внеклассное чтение.Басенный мир И.А.Крылова.

Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;  

2. Метапредметные:  

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

- работа с информацией;

б) коммуникативные УУД:  

- формировать умение работать в группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;  

Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать уважение к мнению других, самостоятельность, творческую активность.  

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки для домашнего задания.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся .

 

-Здравствуйте, ребята!

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.  

Угадай произведение по картинке (3 картинки)

-Что за произведение? Кто автор?

- Чему мы посвятим наш урок?

- Кто готов сформулировать тему нашего урока?

Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой? (Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)

- А как нам достичь этой цели? (Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)

 - Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.

 

II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»

Беседа.

Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)

А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен)

 Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков)  

Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. А.С.Пушкин сказал, что И.А.Крылов- самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев.

А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).

2) Закончи предложение - Что называется басней? Давайте дадим определение.

Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)

Что лежит в основе басни? (аллегория)

А что такое аллегория?  

III. Вспомним басни Крылова и героев этих басен,кто правильно будет отвечать,тот будет получать фишки,в конце урока подведем итоги.

 Конкурс-разминка.  

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

1)Продолжите крылатые слова.

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

2) Угадай   название басни по её морали.

      а) Случается нередко нам
      И труд и мудрость видеть там,
      Где стоит только догадаться,
      За дело просто взяться. «Ларчик»

      б) Примолвить к речи здесь годится,
      Но ничьего не трогая лица,
      Что делом, не сведя конца,
      Не надобно хвалиться. «Синица»

      в) Свет полон дружбою такою.
      Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
      Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
      Послушать — кажется, одна у них душа, —
      А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»

      г) Невежи судят точно так:
      В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».

      д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

          Но если помолчать вовремя не умеешь

          И ближнего ушей ты не жалеешь,

          То ведай, что твои и проза и стихи

          Тошнее будут всем Демьяновой ухи.     «Демьянова уха»

     е) Таких примеров много в мире:

           Не любит узнавать никто себя в сатире.

           Я даже видел то вчера:

           Что Климыч на руку нечист, все это знают;

           Про взятки Климычу читают,

           А он украдкою кивает на Петра.  «Зеркало и Обезьяна»

3) Конкурс «Картинная галерея»

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

4) Конкурс «Угадай басню» Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

 Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

Цитаты: 

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
  • «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
  • «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
  • «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
  •  «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
  • «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
  •   Да только воз и ныне там»  («Лебедь, Щука и Рак»)

Физкультминутка.  

5) Инсценирование басни. Подготовленные ученики инсценируют басню

 «Ворона и Лисица».

- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).  

6) Загадочные животные (на столах лежат слова)
 Составьте и запишите     
 асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол

VI. Подведение итогов урока.  

VII. Заключительное слово учителя. Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

V. Домашнее задание:
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Урок окончен, всем - спасибо!

 

X. Подведение итогов. Рефлексия.  

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?  

-Достигли мы поставленной цели?

- Так в чем же секрет басен И.А.Крылова?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крылов Иван Андреевич ( 1769 - 1844 К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

Слайд 2

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова Люблю , где случай есть, пороки пощипать. И.А.Крылов

Слайд 3

Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев А.С.Пушкин

Слайд 4

Конкурс – разминка Угадай 2. Продолжи крылатые слова

Слайд 5

Физкультминутка

Слайд 6

Картинная галерея К какой басне относится иллюстрация?

Слайд 7

Художник Г. Никольский

Слайд 8

Художник Е.Рачев

Слайд 9

Художник Г. Куприянов

Слайд 10

Художник Г. Куприянов

Слайд 12

Художник А. М. Савченко

Слайд 13

Угадай басню

Слайд 14

Инсценирование басен

Слайд 15

Памятник И.А.Крылову в Санкт – Петербурге

Слайд 16

Памятник И.А.Крылову в Москве

Слайд 17

Чему учат басни И.А.Крылова ?

Слайд 18

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные , птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях . Автор помогает нам оценить их поступки.

Слайд 19

Домашнее задание: Написать развернутый ответ на тему "Моя любимая басня И.А.Крылова

Слайд 20

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".

План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне"....

Конспект урока по басням И. А. Крылова

Конспект урока к презентации "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне"...

Конспект урока по литературе "Игра в басни, или путешествие в Край Говорящих Зверей. Басенный мир И. А. Крылова и его предшественников". 6 класс

Басни - это благодатный литературный материал для развития творческих способностей учащихся и для нравственно-эстетического воспитания. Урок построен как игра-путешествие и позволяет привлечь к его по...

План-конспект урока литературы в 5 классе по басням И.А. Крылова(с приложениями)

План-конспект,презентация,видеоролик мультфильма по басням И.А.Крылова...

Конспект урока "Басни Крылова на уроках литературы"

Конспект урока литературы в 8 классе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий).К творчеству И.А.Крылова, поэта и мудреца, школьники обращаются в 5, 6 и 8 классах. В 8 классе для изу...

План-конспект урока по литературе. Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок».

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок».Основные виды деятельности: ответы на вопросы о жанре басни; ответ на вопросы викторины по статье ...