Таблица для подготовки выполнения задания 3 ОГЭ "Изобразительно - выразительные средства"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Чен Светлана Ивановна

Таблица составлена по результатам работы над выполнением задания 3 из ОБЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_ivs_9_klass_oge_.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 3:  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ТРОПЫ) И ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ.

ТРОПЫ – слова, используемые в переносном значении.  Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение. С их помощью автор передаёт своё отношение к изображаемому.

Определение тропа

Роль в тексте

Примеры

Из открытого банка заданий

1

ЭПИТЕТ – образное определение, которое  выражается обычно именем прилагательным («жестокая буря») в переносном значении, но может быть и наречием («горячо любить»)

Усиливают выразительность, образность, яркость языка.
Выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
создают живое представление о предмете;
оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
помогают увидеть авторское отношение к изображаемому;

раскрывают внутреннее состояние героя.

А за рекою робко блестят золотые огни. (И.Бунин)

Через полчаса раздались нетерпеливые звонки. Выйти из операционной, устало так улыбнуться и сказать… (А.Алексин,  вар.1)

А Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (Т.Устинова, вар.5)

Закаменевшим подбородком; Уютный, весёлый простой человек; Волшебным умением, счастливых мгновений; Холодные, пустые

глаза; Незатейливую песенку; Скудной жизнью; Тяжёлую минуту, собственной занятости; Золотой мальчик; Страшные глаза; Твёрдый решительный взгляд; Стеклянные от мороза, нежный голубоватый печной дым

2

  СРАВНЕНИЕ - сопоставление предметов на основании общего у них признака. Обычно сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто. Также может выражаться формой творительного падежа существительных. Может присоединяться словами подобный, похожий.

Сравнения, как и эпитеты, играют те же роли в тексте:                                       усиление его изобразительности и образности,                                                 создание более ярких, выразительных образов;                                                                            выделение, подчеркивание каких-либо существенных признаков изображаемых предметов, их признаков, качеств, действий;                                            выражение авторских оценок и эмоций.

Собака вздохнула глубоко и громко, как человек. (Ю.Яковлев) (вар.7)

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. (С.Есенин)

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин)

Змейкой мчится по земле позёмка. (С.Я.Маршак)

На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова)

Лицо было подвижным, как у клоуна; Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер; Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! Воспитательниц в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость,….словно вихрь,  чтобы котёнком прыснуть вниз, 

Словно они впрямь были изо льда;  Укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками; Мы с бабушкой,  как заговорщики,… Птички, как отчёркнутые галочки,… Преподнёс новость,  как пирожное на блюдечке, ... Глубокая и тихая вода лакировано блестела,  словно в реку вылили масло,  …Они светились, как два маленьких посоленных солнца, … Она, как свет, возникла где – то…  Он работал, как подёнщик, как вол,

3

 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку.

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо,

усиления передаваемых мыслей и чувств;

для выражения авторских характеристик предметов.

Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов)

Про учительницу Ксению Андреевну говорили, что у неё руки поют.

Дикая рябинка со своею благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила птичек. (В.Астафьев)(вар.24)

Дождь заколачивал и заколачивал что – то в крышу; Контора смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами; Ветер схватил и унёс его за тополя; Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу… Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что вместе с ней ушла музыка… Один, только один раз земля не уберегла меня…А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он  кормится шишками и очень недоволен, когда их мало… Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.

4

МЕТАФОРА – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.

В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Поэтому метафору часто можно переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста усиливает зримость и наглядность изображаемого.                     Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Багровый костёр заката. (И.А.Бунин)

Всей своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. (л.Андреев)(вар.23)

И теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа.

Увидеть глаза, которые остановились от страха и ожидания. (А.Алексин) (вар.1)

Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке,  и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.  А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.  Этих реплик хватило, чтобы суматошная мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.  И таблица умножения превращалась в стихи. Серая громада висла переулочком, по утрам застила солнце, вечерами сверху летели звуки музыки. Крючок впивается в самое сердце,  и  нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь. До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики.   Но этот так хорошо обдуманный план  неожиданно лопнул.  Во мне накопилось много слов . Они (слова) распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на  свет, на бумагу. Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его (место) у себя в сердце. То у меня разгорался аппетит  выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. Какая – то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь  Пушкиным, Толстым, Герценом…Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его  детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.  Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались  молчаливыми тенями  обезумевшие голуби.  Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души…  Сердце мальчика облилось жалостью и болью.  Постепенно Лёша понял, что  оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.

5

Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

В русском языке   фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность.

Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Не могла оторвать глаз; перерыв всё вверх дном; по их стопам я не пойду; я был на седьмом небе от счастья; сбежать на край света; удачи приходят как бы за его счёт; всё уже пройдено вдоль и поперёк; будто на нём свет клином сошёлся; Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз;  Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. Я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит. Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана , детские игры – всё это настраивало на определённый лад. От нечего делать; выше моих сил; лезли под руку; А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и , погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. В конце концов  дети легли в свои кроватки и закрыли глаза. Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. Эти пуговицы бросились мне в глазаВсё честь по чести..;  Но я даже не подал виду. Всё обойдётся; По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова. Другим не было никакого дела;  Язык не поворачивается;  Расходиться кто куда; Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал. Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.  Тяжкий крест;  Провалился сквозь землю; Поднял всех на ноги;  Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей. Но Васятка не слышал , он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.Изо всех сил; тут как тут; подумать только

6

Просторечные слова

Слова, разговорного употребления,отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она  ничегошеньки не хочет.  Встревает тут Федосья, баба из Пустыни…

7

ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение свойств изображаемого предмета

 Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов

-  резко усиливать выразительность изображаемого,

- придавать мыслям яркую эмоциональную окраску,

 - передавать авторскую оценку.     

Звонили, наверное, раз сто.

Опять рыжики нашёл Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.(В.Солоухин)

Мурлышка – вся её жизнь.

Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.  А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии по подготовке выполнения заданий по аудированию, чтению (подготовка к ГИА и ЕГЭ)

Презентация будет интересна для учителей, работающих в 9, 11 класах при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8

Этот материал поможет  учителям  и учащимся систематизировать знания при подготовке  к заданию В 8 по русскому языку....

Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....

ОГЭ: задание 3 Выразительные средства лексики и фразеологии.

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности)...

ОГЭ. 9 класс. Тренировочные задания: словосочетание, выразительные средства, синонимы.

Даны тренировочные упражнения для учащихся 9 класса на темы: "Словосочетания", "Выразительные средства", "Синонимы"....

Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка.

Таблица "Изобразительно-выразительные средства языка" поможет учащимся систематизировать знания при подготовке к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку....

Комплекс упражнений для отработки навыка выполнения задания ОГЭ на средства выразительности

Комплекс упражнений для отработки навыка выполнения задания  на  определние средств выразительности. ОГЭ русский язык....