Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Афанасьева Елена Леонидовна

Внеурочная организация занятий по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС позволит организовать работу с учащимися по изучению русского языка в нетрадиционной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-issledovatel.docx51.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ойская средняя общеобразовательная школа»

   

«Согласовано» на заседании МС                                                                                                                                                      «Утверждаю»

МБОУ «Ойская СОШ»                                                                                                                                  Директор МБОУ  «Ойская  СОШ»

 Протокол №                                                                                                                                                    __________М.Е. Баженова

От «       »                 2018г.                                                                                                                               Приказ № ______ от __________

Зам.директор по УВР

___________Е.В. Новикова                                                                  

                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я - исследователь»

6 класс

Программа составлена

на основе программы

основного общего образования

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Афанасьева Елена Леонидовна

2018 год

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения ООП

У выпускника будут сформированы

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • историко-географический образ; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их;
  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
  • нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Метапредметные результаты освоения ООП

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
  • условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;основам саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
  • действий и действий партнёра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
  • партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого.
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы

и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • обобщать понятия;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез.

           Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

  • Мозговой штурм
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Экскурсия
  • Конкурсы
  • Коллективное  творческое дело

     

 Содержание внеурочной деятельности.

Раздел 1.Тренинг

Тема 1.1.Научные исследования и наша жизнь. Организация занятий, общие требования к учащимся. Беседа о научных исследованиях в области филологии и их влияние на современную жизнь. Экскурсия в библиотеку.

Тема 1.2.Методы исследования. Повторение сведений о различных методах и приёмах исследования в лингвистической области.

Тема 1.3. Наблюдение как метод исследования. Наблюдение – один из методов исследования. Практическая работа  «Словари». Краткая экскурсия на школьный двор.

 Тема 1.4. Эксперимент – познание в действии.  Знакомство с различными экспериментами. Эксперимент со словом. Работа со словарями и ЭОР.

Тема 1.5. Гипотезы и провокационные идеи. Выработка гипотезы при организации лингвистического исследования. Выдвижение провокационных идей. Работа с ЭОР.

Тема 1.6. Анализ и синтез. Работа с понятиями «анализ», «синтез». Построение цепочки доказательств. Сравнительный анализ слов из одной тематической группы.

Тема 1.7. Как давать определения понятиям?  Признаки классификации слов. Работа со словарём синонимов.

Тема 1.8.Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Практическая работа по карточкам, со словарями. Работа с поэтическими текстами А.Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Тема 1.9. Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа с текстами художественных произведений. Формирование умения уверенно пользоваться различными источниками информации.

Тема 1.10.-1.11. Основные логические операции.  Практическая работа по составлению алгоритма действий при работе со словом, текстом.

Тема 1.12. Искусство задавать вопросы Определение предмета исследования. Выработка цели и задач исследования, гипотез. Вопросы исследования. Практическая работа  «Зачем это нужно…»

Тема 1.13. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Игра «У меня есть идея:…!» Работа в группах с текстами «Найди главное». Учимся приводить примеры. 

Тема 1.14. Ассоциация и аналоги. Понятие «ассоциация», «аналог». Практическая работа со словарём синонимов, фразеологизмов. Игра «Подбери похожее слово».

Тема 1.15. Суждения, умозаключения, выводы. Практическая работа «От примеров к выводам». Разработка речевых клише.

Тема 1.16. Искусство делать сообщения. Повторение правил оформления доклада, реферата. Практическая работа по оформлению титульного листа, библиографического списка.

Тема 1.17. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Композиция представления продукта деятельности. Практическая работа  «Правильно произноси звуки и слова». Работа над выразительностью речи.

Раздел 2.Исследовательская практика

Тема 1.18. Как выбрать тему собственного исследования. Разработка тем лингвистического исследования. Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе.

Тема 1.19-1.21. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия». Этапы работы.  Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила представления результатов работы.

Тема 1.22. Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов». Практическая работа с этимологическим и толковым словарями. Игра «Откуда есть пошло…»

Тема 1.23. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия».  Поиск информации о местных топонимах в библиотечном фонде, сети ИНТЕРНЕТ, школьном музее. Практикум по исправлению ошибок в исследовательских работах обучающихся.

Тема 1.24. Семинар «Топонимия моего района». Выступление обучающихся с краткими докладами по теме. Обсуждение наиболее понравившихся докладов. Практикум по исправлению ошибок в устных выступлениях.

Тема 1.25.-1.28.  Коллективное исследование «Этимология названий животных». Этапы работы. Сбор информационного материалы из разных источников. Оформление результатов проделанной работы.

 Тема 1.29.  Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследования. Практикум по исправлению ошибок в оформлении работ обучающихся.

Тема 1.30. Мини-конференция.  Выступление обучающихся с результатами исследования.

Раздел 3.Мониторинг исследовательской деятельности

Тема 1.31. Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей. Представление результатов своих исследований по пройденным темам. Рецензирование работ. Формирование умения правильно выражать свои мысли в устной форме.

Тема 1.32. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практикум по исправлению ошибок. Подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ к защите на конкурсе.

 Тема 1.33-1.34.Защита собственных исследований.  Участие в конкурсах «Первые шаги в науку», «Лихачёвские чтения», дистанционных конкурсах на педагогических сайтах (сроки проведения могут сдвигаться).

Тематическое планирование

2018-2019 учебный год

6 класс

1 час в неделю, 34 часа в год

№ п/п

Тема занятия

Дата

План

Факт

  1. Тренинг – 17 часов

1

Научные исследования и наша жизнь

07.09

2

Методы исследования

14.09

3

Наблюдение как метод исследования

21.09

4

Эксперимент – познание в действии

28.09

5

Гипотезы и провокационные идеи

05.10

6

Анализ и синтез

12.10

7

Как давать определения понятиям

19.10

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

26.10

9

Наблюдение и экспериментирование

09.11

10-11

Основные логические операции

16.11

23.11

12

Искусство задавать вопросы

30.11

13

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

07.12

14

Ассоциации и аналоги

14.12

15

Суждения, умозаключения, выводы

21.12

16

Искусство делать сообщения

28.12

17

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

11.12

II. Исследовательская практика – 14 часов

18

Как выбрать тему собственного исследования

18.12

19-21

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия»

25.12

01.02

08.02

22

Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов»

15.02

23

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия»

22.02

24

Семинар «Топонимия моего района»

01.03

25-28

Коллективное исследование «Этимология названий животных».

15.03

22.03

05.04

12.04

29

Оформление результатов исследования

19.04

30

Мини-конференция

26.04

III. Мониторинг исследовательской деятельности – 4 часа

31

Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей

03.05

32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

10.05

33-34

Защита собственных исследований

17.05

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса

Программа внеурочной деятельности краеведческого направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....