Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые предложения». 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Сложноподчинённые предложения». 9 класс

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся по теме «Сложноподчинённые предложения».

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

   -  н-нн  в  причастиях и прилагательных;

-  правописание приставок на –з и –с;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

Грамматические  задания  составлены по типу заданий ОГЭ и направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- производить синонимичную замену словосочетаний;

- определять грамматическую основу предложения;

Определять предложения с обособленными членами;

- определять вид придаточного предложения;

- составлять схемы сложных   предложений.

Текст взят из  сборника диктантов   по   русскому   языку  для 5- 9   классов Богдановой Г.А.

http://schoolchild.ru/diktant/101-diktant9.html

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые предложения». 9 класс

        1) На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным, и появилось больше трещин, которые замедляли движение. 2) Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.

              3) На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту.

4) На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. 5) Незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет.

6) Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета. 7) Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна.

               8) Подъем на этот хребет продолжался в течение трех дней вследствие сильных трещин льда. 9) Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по долине южного склона хребта, имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами, покрытыми снегом. (148слов)   (В. Обручев)

Вариант 1

1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего глухого согласного.

2. Из предложений 3 – 4  выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН».

3. Замените словосочетание «скалистые отроги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Выпишите грамматическую основу предложения  4.

5. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 

6. Укажите количество грамматических основ в предложении  1. Ответ запишите цифрой.

7. Укажите вид придаточного предложения в СПП  №2 . Постройте схему.

Вариант 2

1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего звонкого согласного.

2. Из предложения 6 - 7 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полном страдательном причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида».

3. Замените словосочетание «ледяной поток», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Выпишите грамматическую основу предложения  5 .

5. Среди предложений 4- 6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3 . Ответ запишите цифрой.

7. Укажите вид придаточного предложения в СПП № 7 . Постройте схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное" 6 класс...

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное" 6 класс...

Контрольные диктанты с грамматическим заданием для учащихся 5-9 классов

Контрольные диктанты с грамматическим заданием для учащихся 5-9 классов...

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».

Технологическая карта урока русского  языка в 5 классе " Контрольный диктант по теме "Синтаксис и пунктуация". В диктанте используется текст Н. Носова....

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме : Фонетика, графика

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме : Фонетика, графика...

Конспект урока в 7 классе «Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Деепричастие”».

Тема: «Контроль­ный дик­тант с грамма­тическим заданием по теме “Деепричастие”».Класс: 7.Учебник: Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. ...