Урок для 5 класса по теме "Обобщающее слово"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Фролова Елена Игоревна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_obobshchayushchie_slova_5_klass_-_kopiya.docx105.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №83  Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Технологическая карта урока русского языка               Таблица № 1

Предмет

Русский язык (Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс.)

Класс

5 класс

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Технология построения урока

Технология  развития критического мышления через чтение  и письмо

Тема

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Цель

Создать условия для выработки  пунктуационной зоркости, освоения содержания изученных пунктуационных правил и алгоритмов их  использования. Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами, моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов.

Задачи

  • 1.Обобщить  и систематизировать  знания, умения и навыки, полученные при изучении темы;
  • 2. Создать условия, направленные на  формирование  УУД на основе технологии критического мышления.
  • 3. Создать условия для  развития пунктуационной зоркости учеников;  логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы);  навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
  • 4. Воспитывать интерес к изучению русского языка

Основные термины, понятия

Однородные члены предложения, обобщающие слова, знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах.

Таблица  № 2

Планируемый результат

Предметные умения

  • - систематизировать знания об общих  закономерностях  постановки знаков препинания при однородных членах предложения
  • - соблюдать в практике письма основные пунктуационные нормы постановки знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах при них

- обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки

-объяснять выбор постановки знаков препинания в устной форме (рассуждение)

 Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; 

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Таблица  № 3

Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Рабочий блокнот

Словарь лингвистических терминов

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

Система интерактивного обучения «Votum»

Таблица  № 4  Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Таблица №5

Технология изучения

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Примерные УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

Слайдовое сопровождение

1. Самомопределение к деятельности. Организационный момент

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует  требования к  ученику со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Ну, проверьте-ка, друзья,

Все ль на месте,

Все ль в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить лишь оценку «5».

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок. Позади  темы, на которых мы узнали о чем…?

Подготовка класса к работе.

Отвечают на вопросы учителя. Ответы ребят:

Узнали много интересного и нового, стали намного грамотнее.

Самоопределение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - (К);

(Слайд №1)

2.Мотивация.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд.задания  на применение нового знания.

Проверка Д/З  

1. Графический диктант.

Составить схемы предложений с однородными членами.

Предложения для графического диктанта:

  1. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)
  2. Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)
  3. Зазнайство не возвышает, а унижает.
  4. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.
  5. Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топким болотам и глухим местам.
  6. В дальневосточных лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

2. Упражнение 427. Дополнить тематические группы слов своими примерами.  

3. Упражнение 428. На какие тематические группы делятся слова? 

4. Опрос по теоретическому материалу.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие опознавательные признаки имеют однородные члены?

- Каковы условия постановки запятой между однородными членами предложения?

5. Этимологическая справка. Индивидуальное задание.

История происхождения и значение понятий: точка, запятая, двоеточие, тире. Далее этот же ученик читает шуточное стихотворение о двоеточии.

Воспроизводит и фиксирует ЗУНы достаточные для построения нового способа действий.

1. Проверяют составленные схемы предложений, сверяясь с записью, сделанной учащимся заранее на доске.

Актуализирует нового пробного учебного действия

(надо, хочу, могу)

Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания  на применение нового знания  запланированные для  изучения на данном уроке.

2. Продолжают ряды тематических групп слов.

3. Определяют значение тематических групп слов.

4. Устное высказывание по плану об однородных членах предложения.

5. Индивидуальное сообщение об истории происхождения понятий: точка, запятая, двоеточие, тире. 

Этимологическая справка

тире < франц. tirer «тянуть, вытягивать»

запятая – искон. рус.< запять, задержать;

    ср. запинаться, пятиться, запонка, препинание 

точка – искон. рус. < тъчь (точь-в-точь);

   ср. ткнуть (лат. punctum < pungo «колю»)

двоеточие – двоестрочие

Затруднения  фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.

-Мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение)  - П;

-Извлечение необходимой информации  из текста – П;

Использование знаково-символических средств (схем, чертежей и др) - П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

- выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации - К.

(Слайд №2)

(Слайд №3)

(Слайд №4)

(Слайд №5)

(Слайд №6)

3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

Учитель выступает в роли организатора.

Создание проблемной ситуации.

В дальневосточных лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

- В чём особенность последнего предложения?

- Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы.

Теперь посмотрите внимательно на слова.

Дуб, береза, дерево, липа

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

При изучении темы «Лексика» мы с вами обращались к понятиям: «родовое» и «видовое». Какое из этих понятий шире? Какое является общим для группы слов?

Прочитаем текст учебника на с. 160 (знакомство с теоретическими сведениями).

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Какова же будет тема нашего урока?

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

- В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова

- Задание было одно? Да

- А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)

- Почему так получилось?  Чего мы пока не знаем?

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?

Ученик  прочитает шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.

- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.

- Может,  после обобщающего слова ставится двоеточие? А что ставится перед обобщающим словом?

Давайте проверим.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться)

Сообщают о неизвестном пока случае постановки двоеточия в предложении с однородными членами.

Выявляют «лишнее» слова, аргументируют выбор.

Вспоминают изученный ранее материал, связанный с разделом «Лексика».

Обращают внимание на взаимосвязь разделов лингвистики.

Работа с теоретическим материалом учебника.

Предлагают и согласовывают тему урока.

Ученик читает шуточное стихотворение о двоеточии:

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

-Самоопределение – Л;

- смыслообразование – Л;

-мыслительные операции – П;

-самостоятельное выделение и формирование цели - П;

-поиск и выделение необходимой информации - П.

(Слайд №7)

(Слайд №8)

4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Учитель выступает в роли организатора.

Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске

Следит за хронометрией урока.

1.Предлагает воспользоваться раздаточным материалом.

 - Возьмите раздаточный материал, который лежит  у вас на партах.

Обобщающее слово является общим названием предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. 

Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –

2). Сказуемое, определение, обстоятельство –

3). Биссектриса, медиана, уравнение, теорема, лемма –

4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –

Найди «лишнее» слово:

Портретист, маринист, журналист, пейзажист, баталист  - художник

Искусствовед,  живописец, киновед, кинолог, зритель  - профессии

Архитектура. живопись, музыка, балет, драма - искусство

2. Предлагает понаблюдать за пунктуацией  предложения, приведенного в качестве примера по теме.

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

3. Работа по схеме-опоре.

http://gvozdikova.ucoz.ru/Kartinki/Russkii/77.jpg

На основе выбранного учащимися метода они  выдвигают гипотезы,  используя схемы, применяя новый способ действий  к задаче, которая вызвала затруднения.

Фиксируют  преодоление  возникшего раннее затруднения.

1. Подбирают обобщающие слова.

2. Ищут  и аргументируют «лишние» слова.

3. Работают по схеме-опоре «Знаки препинания при обобщающих словах»

4. . Наблюдение за пунктуацией  предложения, приведенного в качестве примера по теме.

Комментирование пунктограмм, выводы по теме.

Работа с применением схемы-опоры по теме.

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции – П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их— П;

-поиск и выделение необходимой информации;

Установление причинно – следственные связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К.  

(Слайд №9)

(Слайд №10)

(Слайд №11

(Слайд №12)

5.Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Учитель выступает в роли организатора.

1. Совместная выработка и запись алгоритма.

  1. Найду в предложении однородные члены.
  2. Определю, есть ли обобщающее слово.
  3. Выберу нужный знак препинания.

Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух.

2. Индивидуальное сообщение. (Лексическая работа) Что такое галерея?

Галерея - (франц. galerie),

1) длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон.

2) Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен.

3) Верхний ярус зрительного зала (галерка).

4) Название многих художественных музеев (Национальная галерея, Картинная галерея).

3. Составление предложений  с однородными членами и обобщающим словом по опорным словам с разным местонахождением обобщающего слова.

Дрезденская картинная галерея

Лувр

Третьяковская картинная галерея

лучшие музеи мира

не был нигде

хочу побывать везде

1. Записывают алгоритм.

2.  Слушают индивидуальное сообщение на заданную тему, обогащающее  лексикон и устанавливающее метапредметные связи.

3. Составляют предложения по заданной схеме, используя опору.

Решают (в группах, фронтально, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают  вслух выполненные шаги алгоритма (определение, свойства)

Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- Использование знаково-символических средств (схем, чертежей и др.) - П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.

(Слайд №13)

(Слайд №14-17)

(Слайд №18)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интерпретировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Организовывает  самостоятельную работу на новый способ  действия (формы любые).

Организовывает  самопроверку учебных  решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки.

Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

1. Индивидуальное задание:

Предлагает ученикам

1) Конструирование 3 предложений по «ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» К 003, сцена 3 (Все фруктовые деревья,  яблони, груши, сливы, наливались плодами : - ,  – набор символов)

2) Составление предложений по схемам упражнения 435.

3) По окончании работы первого ученика  конструирование 3 предложений по «ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» П 002, сцена 4 (Простые полевые цветы, лютики, ромашки, колокольчики, украшали поляну : ,  – набор символов)

2. Проверка знаний  с помощью интерактивного тестирования системой «Votum»

1. Определить место обобщающего слова:

Все в тающей дымке: холмы, перелески.

В саду, в доме – всюду стояла тишина.

Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.

2. Определить, какой знак препинания ставится в предложениях:

На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.

Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.

Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.

3. В каком предложении знак препинания ставится не такой, как в двух других?

Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.

Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.

Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.

4. Решите несколько пунктуационных задач. Расставьте в предложениях знаки препинания.

Сад степь двор все было в холодной тени.

Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.

Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.

Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду.

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

Учащиеся фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +,-  и др.).

Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

При наличии времени - индивидуальное задание

Чтение учеником наизусть стихотворения Б. Заходера с последующим преобразованием предложения в предложение с обобщающим словом.

Если мне подарят лодку,

Ялик,

Гичку,

Самоходку

Или хоть байдарку,

Как я буду рад подарку!

Я согласен и на джонку,

Катер,

Яхту,

Плоскодонку,

На каяк,

Каноэ,

Ботик,

В крайнем случае, на плотик…

Б.Заходер

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» К 003, сцена 3

ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» П 002, сцена 4

Тест «Обобщающее слово»

«Votum»

7.Включение в систему знаний и повторения

 Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

Организует выполнение заданий  в которых новый способ действий  связан с ранее изученными.

1. Предлагает выполнить упражнение 436, выявляющее метапредметные связи, а также направленное на отработку пунктуационных навыков.

2. Предлагает выполнить упражнение 435 – составление предложений по схемам (творческая работа).

Организует тренинг ЗУНов, раннее сформированных, с доведением их до автоматизма.

 Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания (по выбору).

Все  познавательные УУД +  контроль, коррекция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов + постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы.

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Организует рефлексию

( по вопросам)  и самооценку собственной учебной деятельности  с помощью системы интерактивного голосования «Votum».

Рефлексия

Я хорошо усвоил(а) тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

2. Все инструкции я читал(а) внимательно, правильно выполнял(а) все задания

3. Задания были интересны, мне понравилось с ними работать

4. Во время урока у меня было хорошее настроение

5. За урок я ставлю себе отметку ...

Определяет  домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

Д/З §29. упр. 432, 434 (по выбору), 438 – устное высказывание

Подводит итог урока:

- Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Отвечают на вопросы, используя

систему интерактивного голосования «Votum».

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Делают выводы, подводят итог урока.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.

Записывают домашнее задание, осуществляют выбор в зависимости от предпочтений.

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сотрудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

(Слайд №19)

(Слайд №20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"

Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения  в "Облаке слов"".Видеоурок "Степени сравнения прилагательн...

технологическая карта урока 5 класс "Секреты устаревших слов"

Урок изучения нового материала  по русскому языку из раздела "Лексика" для 5 класса по теме "Устаревшие слова" по программе В.В.Баабайцевой знакомит обучающихся с причин...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

Урок русского языка по теме «Слова с гласными буквами Е, Ё, И, Я ,Ю в начале слова.» 5 класс

Урок русского языка в 5 классе специальной школы-интерната...