Урок русского языка "Анализ очерка В.М.Пескова "Песни села Колыбелка". Подготовка к ОГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Многоаспектный анализ очерка В.М.Пескова "Песни села Колыбелка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Анализ очерка В.М.Пескова «Песни села Колыбелка»

9 класс

Учитель Зинина Наталья Андреевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. дважды Героя Советского Союза А.Е.Боровых» г.Курска

Тема урока

Урок русского языка

Тема урока:

Анализ очерка В.М.Пескова "Песни села Колыбелка"( подготовка к ОГЭ)

Цель урока

Изучить очерк В.М.Пескова, непревзойденного мастера слова, открыть для себя новые грани творчества мастера, его мировоззрения, и вместе с тем учиться у писателя говорить просто, понятно, красиво, убедительно.

 Проанализировать очерк В.М.Пескова "Песни села Колыбелка"  с            точки зрения его идейного и художественного своеобразия;
учить внимательному, выразительному чтению, элементам филологического анализа.
Учиться понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения,
Выявить духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность произведения.

Способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания.

Планируемые

результаты обучения,

в том числе

формирование УУД

Предметные результаты:  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 анализ очерка В.М.Пекова "Песни села Колыбелка" (тема, идея, композиция,  художественное своеобразие, определение творческой манеры автора)

Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Основные понятия

очерк, исторический контекст, идейно-тематический замысел, творческая манера автора

Межпредметные

связи

Русский язык, история, кино, музыка

Ресурсы

Компьютер, видеопректор, тексты очерка В.М. Пескова, аудиозапись народных  песен  из репертуара хора им.Пятницкого, фотографии из архива школьного музея «История слободы Казацкой»

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося

  1. Оргмомент

регулятивные

Организация работы класса

Осмысление предстоящей работы

  1. Целеполагание

и мотивация

Регулятивные

познавательные

 На экране- портрет В.М.Пескова. С помощью наводящих учитель подводит учеников к формулировке целей урока

Ученики называют изученные ранее очерки В.М.Пескова, формулируют тему, цели урока

  1. Актуализация

знаний

Познавательные

коммуникативные

Чтение очерка В.М.Пескова, обсуждение особенностей исторического периода создания очерка (Очерк «Песни села Колыбелка»- первый в творчестве В.М.Пескова, был опубликован в 1956 году в газете «Комсомольская правда». Как в очерке отразился дух времени, жизнь страны в послевоенные годы? Что вы знаете об этом историческом периоде? ( Справка: за первые10 послевоенных лет в стране было восстановлено 90% промышленных предприятий и начато строительство новых…)?

Ученики читают вслух очерк, отвечают на вопросы учителя

  1. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).

Личностные

Познавательные

  1. Работа над проблемным вопросом : Как вы думаете, как у автора родилась идея создания этого очерка? Почему небольшая зарисовка из жизни села стала темой для статьи, опубликованной в центральной газете?  как в названии «Песни села Колыбелка»  отражаются тема и идея очерка.

Ученики предполагают, что за внешней простотой очерка кроется глубокий смысл рассуждений автора о судьбе всей страны: поэтапно проанализировав очерк, можно убедиться, что в небольшой зарисовке о жизни села, как в зеркале, отражается жизнь целой страны

  1. Включение в систему знаний

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

1.Учитель предлагает ученикам проанализировать особенности композиции очерка

2. Работа над идейно-тематическим содержанием: учитель предлагает ученикам объяснить, как они понимают последние слова очерка «…А песня у них обязательно получится…» Только ли о песне, которую разучивают молодые колхозники, идет речь?

3. Учитель предлагает определить, какие проблемы поднимает в своем очерке В.М.Песков?

  1. (Начало- помогает погрузиться в поэтическую атмосферу (описание летней ночи на Дону –глазами автора, капитана), основная часть- знакомство с людьми, которые живут на этой земле, работают, поют, творят. Финал текста не менее важен, чем начало: прочитав последние строчки, читатель не должен отложить статью или книгу в сторону и через пять минут забыть. Задача автора- не «отпустить» своего читателя, заставить его думать, сопереживать прочитанному.

2.Ученики формулируют тезис(с записью в тетради): получится песня, то есть сложится- эти слова прежде всего о будущем этих молодых людей. Их жизнь обязательно сложится счастливой, настоящей, наполненной смыслом.

Находят в тексте доказательства (аргументы): герои очерка живут на родной земле, труд для них- не тяжелая повинность, в той работе которую они выполняют сообща, и особый смысл, и общая радость (колхозники на поле- « верные, видимо, старым традициям по-праздничному одеваться на сенокос, в ярких платьях и сарафанах, белых рубашках и платочках».

В перерыве между работой находятся время и силы для песни: «Только в самом начале концерта люди делились на певцов и слушателей. По мере того как песня овладевала слушателями, они тоже присоединяли к ней свои голоса.»

Формулируют вывод: счастливы люди, которым суждено жить и работать на родной земле, видеть рядом с собой земляков, таких же неравнодушных к общим заботам, ощущать их поддержку- делом, словом, песней. Если быть честным перед самим собой, перед своими односельчанами, перед своей страной, то «песня обязательно сложится.»

(Прослушивание русских народных песен из репертуара хора им.Пятницкого)

3.Ученики формулируют проблемы: проблема преемственности поколений;

-проблема творчества;

-проблема отношения человека к своему делу (анализ проблем с комментариями из текста)

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

Личностные

Регулятивные коммуникативные

Организация работы по группам. Особенностью произведений Пескова является то, что они описывают события, интересные не только здесь и сейчас. Писатель говорит о том, что интересно и важно каждому. Докажем это. Работа по группам с фотографиями из жизни школы и микрорайона  (что изображено на фотографиях, какое значение имеют события, запечатленные на них?)

Как вы думаете, что объединяет очерк В.М.Пескова и события, запечатленные на фотографиях? Какие новые грани творчества мастера слова мы с вами сегодня открыли?

Домашнее задание: 1)написать свой вариант сочинения 15.2, раскрыв смысл фразы «А песня у них обязательно сложится»

2) написать сочинение 15.3 –Что такое патриотизм» или «Что такое творчество»

Ученики работают с фотографиями, делают вывод о необходимости для каждого человека сопричастности судьбе школы, микрорайона, города, страны. Человек может быть счастлив лишь тогда, когда ощущает неразрывную связь со своей родиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения".

Конспект урока русского языка в 9 классепо теме «Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения».Цели урока:- формировать умения правильного чтения текста;- определять тему и проблем...

Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.

Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка  в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8

Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)

Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в ...