"Здесь мало увидеть.."Анализ очерка В.М.Пескова "Средняя полоса" (Подготовка к ЕГЭ"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Многоаспектный анализ очерка В.М. Пескова "Средняя полоса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

10 класс, учитель Зинина Н.А.

Тема урока: "Здесь мало увидеть..." Анализ очерка В.М. Пескова "Средняя полоса" ( Подготовка к ЕГЭ)

Цели урока:

 Открыть новые грани творчества, мировоззрения В.М.Пескова, учиться у писателя говорить просто, понятно, красиво, убедительно.

       Совершенствовать навыки устной и письменной  речи.

       Продолжить знакомиться с принципами написания сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ.

 Ход урока:

.

I. Актуализация знаний учащихся.

1. Ребята, вчера мы прочитали с вами еще один очерк замечательного мастера слова В.М. Пескова –очерк «Средняя полоса». Когда я впервые прочитала этот очерк, мне вспомнились строки стихотворения Николая Рыленкова «Все в тающей дымке…»

Как вы думаете, что объединяет эти два произведения?- способность авторов смотреть на природу родной земли любящими глазами и стремление поделиться радостью открытий. Только талантливый человек может так глубоко чувствовать, так много видеть. Мы сегодня пойдем вслед за автором очерка «Средняя полоса», чтобы увидеть то, что видел он. Это и станет темой нашего урока ( слайд №2) А работа с текстом такой глубины- прекрасная возможность готовиться к Единому государственному Экзамену.

2.Ребята, это уже не первый очерк Пескова, который мы с вами прочитали. С какими из его произведений мы познакомились? В чем особенность творческой манеры Пескова? (о самых важных и сложных вещах говорить просто, искренне, честно, автору веришь, проникаясь его мыслями и идеями).То есть автор владел секретами речи, способной проникать в самое сердце читателя. Знакомясь с произведениями В.М.Пескова, мы не только лучше узнаем историю своей страны , но и учимся постигать тайны и законы речи как высшей способности человека выражать себя, свой внутренний мир. Это и будет целью нашего урока - изучая очерк В.М.Пескова,  непревзойденного мастера слова, открыть для себя новые грани творчества мастера, его мировоззрения, и вместе с тем учиться у писателя говорить просто, понятно, красиво, убедительно. (слайд №3)

3.Ребята, давайте вспомним, о чем очерк «Средняя полоса»? Иногда текст звучит настолько лирично, что напоминает поэзию. Как вы думаете, в каких фрагментах это проявляется наиболее ярко? Чтение вслух фрагментов  очерка. Давайте поделимся первыми впечатлениями, какие мысли и чувства вызвал очерк?

Как вы думаете, как у автора родилась идея создания этого очерка?

II. Работа над текстом

1.Работа над проблемами очерка, комментарием к проблеме, позицией автора.

Мы уже с вами успели убедиться, что при внешней простоте очерки Пескова очень многоплановы, они- о Жизни, и автору важно отразить всю ее глубину и сложность. Давайте подумаем, над какими проблемами в своем очерке приглашает задуматься нас автор?

Проблема  восприятия человеком своей родины. В поисках лучшей доли  люди могут отрываться от родных корней, мир огромен, он манит разнообразием, возможностью найти для себя более удобное жизненное пространство. Но если человек с детства научился видеть и чувствовать, как прекрасна родная земля, по-настоящему любить ее, он обретает нечто большее, чем комфорт, он обретает гармонию, становится способным к поэтическому восприятию мира.

С грустью говорит Песков о тех, кто когда-то оторвался от родной земли, называет их неудачниками. Автор вспоминает о том, как в далеком австралийском городе Дарвине к нему подошли за один день два человека с вопросом о монетах для обмена. В одном коротком эпизоде- целая трагедия серой, однообразной жизни, не наполненной  смыслом, событиями, радостью. ( предложения №50-52) Радость- вот ключевое слово для понимания мироощущения самого автора. Осенний листопад, дождь, весенний разлив рек- все это становится источником счастья. С каким восторгом описывает Песков только что выпавший снег, память надежно хранит его особый запах, ни с чем не сравнимую чистоту, ощущение праздника.( предложения № 61-68)

Находясь за тысячи километров от Родины, Песков чувствует нерасторжимую связь с ней, он сам- часть родной земли, и это знание, ощущение, понимание наполняют жизнь смыслом, радостью, счастьем.

В понимании этого- суть авторской позиции. Это только на первый взгляд очерк о смене времен года, о том, как нам повезло с особым наклоном земной оси. Для Пескова главное- уметь  всмотреться в неброскую красоту родной земли, вслушаться в негромкие ее звуки,  почувствовать ее очарование. Этому нужно учиться всю жизнь, в этом- секрет счастья и гармонии.

2.Вот к такому серьезному разговору приглашает нас автор, при этом тон его повествования- легкий, непринужденный, нет никакой назидательности, будто хорошо знакомый человек просто делится своими сокровенными мыслями. Такая легкость достигается как глубиной содержания, так и совершенством формы. Давайте посмотрим, как, какими способами автор достигает своих целей- донести свои мысли до читателя.

3. Композиция очерка. В чем ее особенность?(кольцевая композиция). Почему автор обращается к такому приему? ( сам автор совершает путешествие от одного полюса к другому, земля совершает свой круговорот вокруг солнца, и мы видим все 4 времени года). В этом- один из секретов гармоничного звучания очерка.

4. Какие типы речи использует автор, строя повествование? Правильно, все-и описание, и рассуждение, и повествование.

Задание по группам: найти в тексте примеры рассуждения, повествования, описания? Какой цели достигает автор, применяя все три типа речи?

5. Работа над языковыми средствами. Задание по группам: определить языковые средства, которые использует автор при описании зимы, осени, весны, лета. Какие из них показались вам наиболее  яркими?

III.Рефлексия. Задание по группам:

Первая группа: подготовьте сообщение по теме "Как по-новому раскрылся для вас образ автора в очерке "Средняя полоса"?

Вторая группа: "Что объединяет прочитанные вами очерки В.М. Пескова с точки зрения идейно-тематической направленности, творческой манеры автора?

Третья группа: напишите ответ на вопрос: как вы понимаете слова К.Г.Паустовского "Хороший очерк заставляет читателя вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают"

IV.Домашнее задание:

1-й вариант: напишите последнюю часть сочинения по очерку В. Пескова  "Средняя полоса"- выскажите собственное мнение- я согласен или не согласен с мнением автора, аргументируйте свой ответ, можете опираться на жизненный или читательский опыт.

2-й вариант:  подготовить сообщение или презентацию на тему "Учиться видеть красоту...", обратившись к творчеству авторов, чьи имена называет В.М. Песков в очерке «Средняя полоса» ( Левитан, Нестеров, Чайковский, Тютчев, Фет,Паустовский, Есенин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс - Урок № 4 - Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно

Цель:  Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.Задачи урока:·  Осознание об...

Краеведческий очерк "Малая Родина великих людей"

Автор очерка Хибель Татьяна Сулловна, учитель истории, руководитель школьного музея МКОУ "Основная общеобразовательная школа " д. Беляево Юхновского района Калужской области.Краеведчкеский о...

Урок русского языка "Анализ очерка В.М.Пескова "Песни села Колыбелка". Подготовка к ОГЭ"

Многоаспектный анализ очерка В.М.Пескова "Песни села Колыбелка"...

Тема: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (о японской поэзии)

Урок-мастерская по изучению японской поэзии привлекает учащихся к творчеству японских поэтов, учит в малом находить прекрасное. Дети становятся соавторами поэтов, пробуют сами сочинить хокку....

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».

Разработка 4 урока в теме "Музыка и литература". Изучение романса "Горные вершины" А. Варламова и А. Рубинштейна....

Технологическая карта-конструктор урока музыки для 5 класса «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно»

Цель урока: воспитать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности, в вокальной музыке, литературе, живописи......