БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Голубкина Ирина Александровна

способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_25.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Бессоюзные сложные предложения". 9 класс

Вид: урок-исследование.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

- устная аналитическая работа с текстом;

3. Изучение нового. Исследовательская деятельность:

- работа по группам;

- аналитическая работа с текстами;

- цифровой диктант.

4. Обобщение изученного.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с текстами для команд.

Цели урока. (Слайд 2). 

Образовательные:

- закрепить знания по теме «Сложные предложения»;

- познакомить с бессоюзными сложными предложениями (БСП);

- учить строить ответ с опорой на теоретические знания;

- отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания.

Развивающие:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;

- учить применять полученные знания на практике;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;

- учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к художественной литературе.

Воспитательные:

- способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

- формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.

I. Организационный момент.

Предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке выступить в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со сложными предложениями познакомиться с новой группой предложений – бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому мы распределились на 2 группы, каждая из которых будет не только пытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и зарабатывать тем самым баллы за правильные ответы. (При ответах внимательно слушайте друг друга, чтобы успешно справиться с заданиями). Так пройдёт наш урок – турнир. Вы сможете не только познакомиться с новой темой, но проявить свои знания, которые принесут вам победу.

II. Повторение пройденного. (Слайд 3)

- Разделите тетрадный лист на 2 колонки, одна из которых называется сложносочиненные предложения (ССП), другая - сложноподчиненные предложения (СПП). Прочитайте данные предложения. Среди них найдите и напишите номера тех, которые являются ССП и СПП.

1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь. 
6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью. 
7.Ей снится будто бы она поёт.

(ССП - 3, 5, 6 предложения; СПП- 1,2, 4, 7 предложения)

- Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП? СПП?

- Вспомните, какие виды СПП вам известны? (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).

- По каким признакам СПП делятся на эти группы? (По вопросу и определяемому слову)

- Как вы думаете, чем будут отличаться ССП и СПП от БСП? (Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).

- Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного?(Запятыми).

- Так ли это? Проверим сказанное, проведя несколько исследований.

Запишем тему урока: Бессоюзные сложные предложения.

III. Изучение нового. (Работа в группах).

Предлагаю провести исследования в группах. Та команда, которая правильно отвечает на поставленный вопрос, получает бонусный балл. Все полученные балы в конце суммируются и дают возможность учителю оценить работу учеников.

Исследование №1. (Слайд 4)

Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Назовите номера этих предложений.

1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо вводе.
3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
4. Буран стих, зато установился сильный мороз.
5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. 
6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
7. Раздался крик – он бросился бежать.

- Назовите, какие номера предложений выписала 1 группа? 2 группа?

(Бессоюзные сложные предложения - 1, 3, 5, 7)

- Что теперь вы можете сказать о знаках препинания в БСП? (Простые предложения в составе БСП могут отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием, тире). (Слайд 5)

Исследование № 2.

Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая. (Слайд 6)

Метель не утихла, небо не прояснилось.

Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А.Гончаров)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой.

Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)

Проверим ваши выводы. (Слайды 7, 8)

Исследование № 3.

Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире. (Слайд 9)

1. Семь раз отмерь – один отрежь. (Пословица)

2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.А.Крылов)

3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (И.С.Тургенев)

4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. (А.П.Чехов)

5. Посмотрит - рублём подарит. (Н.А.Некрасов)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие.

1. Я несчастлив: каждый день гости. (А.П.Чехов)

2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (А.С.Пушкин)

3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. (М.Пришвин)

Проверим ваши выводы. (Слайды 10, 11)

IV. Обобщение изученного.

Исследование № 4.

- Какие предложения мы будем называть бессоюзнми сложными? (Такие сложные предложения, в которых простые объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и со юзных слов).

- Попробуйте самостоятельно (группа 1 и 2) создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП.

Знаки препинания в БСП

Запятая:

- последовательность, одновременность, перечисление.

Точка с запятой:

- предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые.

Двоеточие:

- вторая часть имеет значение причины (= потому что, так как);

- вторая часть имеет значение пояснения (= а именно);

вторая часть имеет значение изъяснения (= и вижу, и слышу, как).

Тире:

- противопоставление (= а, но);

- сравнение (= словно, будто)

- быстрая смена событий; (= и вдруг, и сразу)

- первая часть имеет значение времени или условия (= когда, если);

- вторая часть имеет значение следствия, вывода, результата (= поэтому, следовательно);

Проверим ваши памятки-таблицы, которые нам пригодятся для дальнейшей работы по данной теме. (Слайд 12). Перенесите их в тетрадь (можно раздать заранее распечатанные таблицы).

Исследование № 5. (Цифровой диктант). (Слайд 13).

Завершающее исследование поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Разделите тетрадь на 4 столбика, назовите столбики: точка, точка с запятой, тире, двоеточие. В них вы выпишите цифры тех предложений, в которых поставите соответсвующие знаки.

1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.

2. Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская показавшееся солнце; трава блестит.

3. Наверху журавлиный крик: птицы улетают на юг.

4. Степь весело пестреет цветами: ярко пестреет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.

5. Проснулся – пять станций убежало назад.

6. Лес рубят – щепки летят.

7. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

(Точка - 1; точка с запятой - 2, тире - 5, 6, 7; двоеточие - 3, 4 предложения)

V. Подведение итогов. (Слайд 14).

- С какой темой мы сегодня с вами познакомились?

- Что нового вы узнали о сложных предложениях?

(Слайд 15). (Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются).

- Оценки за урок командам исследователей.

VI. Домашнее задание. (Слайд 16).

Параграф 31-33, выполнить упражнение 191. Ваши отзывы об уроке-исследовании (устно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...