План урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Частица»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Лютова Наталья Павловна

План урока - обобщения по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме "Частица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot._urok_plan.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Частица».  

Цели  урока:  обобщение и систематизация  знаний о частицах;                                                                                                                                                                          формирование навыков находить частицы в тексте и употреблять их в речи; отработка умения правильного написания частиц.  

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.  (слайд 1,2)

3. 1) Давайте вспомним, как звучит определение частицы как части речи.                        (ответы учащихся)                        

     2) Проверим правильность вашего определения. (слайд 3)

4. (слайд 4)  1) Какие ещё служебные части речи вы знаете?                                                                                        (Ответы   учащихся)  

        -Чем отличаются частицы от союзов и предлогов? (Ответы учащихся)      

       2)  Задание 1: Найдите в предложениях служебные части речи,                                  назовите их, определите, для чего они служат. (слайд 5)

-Мой друг увлекается плаванием и гимнастикой.                                                                               -В течении почти всех сибирских рек встречаются пороги.                                                               -В течение недели все готовились к семинару.                                                                                    -Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимания сторожей.                                                                                                                                        -Благодаря помощи друга я справился с трудностями.                                        

      3)- Давайте проверим правильность выполнения упражнения   (один из учеников работает у доски).

5.   1)- В определении частицы вы сказали, что частица не является членом                                                                                                                                                                                                                                  предложения. Докажем это, выполнив следующее задание. (слайд 6)

         Задание 2: Запишите предложения, выполните синтаксический разбор, постройте схемы.  (Двое учащихся выполняют задание у доски, остальные в тетрадях).

-Неужели сегодня жители Риколатвы увидели солнце?                                                                    -Я б детей лечить пошёл, пусть меня научат.  

6. 1) Какие частицы встретились нам в предложениях?                                                                

    - Назовите их  разряды. (Ответы учащихся).   Мы  плавно переходим к повторению разрядов частиц.   (слайд 7)

- Какие разряды частиц вы знаете?   (Ответы учащихся)

- Для чего служат формообразующие частицы? Назовите их. (Ответы уч-ся)

- Каковы функции смысловых частиц?  (Ответы учащихся)

- Какие значения смысловых частиц вы знаете? Назовите их. (Ответы уч-ся)

- Назовите отрицательные частицы.  (Ответы учащихся)

   2) Задание 3:  Прочитайте текст, выпишите частицы, укажите их значение. (слайд 8)

   Как всё-таки удивительна наша природа!

   Замечали ли вы, что летом вода в пруду становится зелёной?    А знаете ли вы, что произошло?  В тёплой воде пруда стали очень быстро размножаться особые растения – водоросли. Именно они – то и окрасили воду в зелёный цвет.                                                                                                                                                 

      По цвету водоросли бывают сине – зелёные, бурые и красные. Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде. В пустынях Казахстана и Средней Азии они живут и на поверхности воды.

       Зелёные водоросли тоже могут жить на поверхности почвы, но всё – таки чаще они встречаются в воде. Среди них есть даже крошечные одноклеточные водоросли, которые плавают у поверхности воды, есть и крупные – они прикрепляются ко дну.

       Бурые же водоросли самые крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли.

3) Давайте проверим выполнение задания. (Один ученик у доски указывает на частицы, называя их разряд и значение).

4) Задание 4: Сделайте морфологический разбор частиц из текста:                     именно,   самые.

(Два ученика выполняют разборы у доски, остальные в тетрадях).

7. 1) А теперь повторим правописание частиц. (слайд 9)

 -  Какие частицы пишутся раздельно?   (Ответы учащихся)

 - Какие частицы пишутся через дефис?   (Ответы учащихся)

 - Когда пишется отрицательная частица не, а когда – ни?  (Ответы учащихся)

   Повторение правописания частиц с различными частями речи.                                (слайды 10, 11, 12)

        2) Задание 5: Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки; выделите частицы, укажите их значение. (слайд 13)

     Так вот милый у тебя (то) есть дом, а у меня… (Не) было (ни) когда у меня отчего дома малыш! А где я только (не) жил! И, где (бы) я (ни) был, отовсюду приходилось мне уезжать, чтобы больше уже (ни) когда (не) вернуться.

     Ты (не) думай малыш что дома и вещи сделанные человеком (ни) чего (не) знают и (не) помнят.

     Как всё (таки) мало знаем мы о них!                                                      (По Ю.Казакову.)

   3) Проверка: один ученик объясняет пропущенные знаки препинания,                   другой объясняет правописание частиц со словами, третий указывает на частицы, называя их разряд и значение.    (слайд  14)

   4) Задание 6: Проведём тестирование по правописанию частиц  не и ни (раздаём карточки,  слайд15).

     5) Проверка теста, объяснение учащимися своих ошибок (слайд 16).

8.  Беседа об использовании частиц в речи.

       1) -Частица – сравнительно молодая часть речи. Количество частиц не так велико, но частота их употребления особенно в первой сотне самых частотных слов довольна заметна. Так, в 100 самых часто употребляемых  слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь). Частицы употребляются в различных стилях речи.                                                              

Вопросы к классу:

-Какие стили речи вы знаете?   (Ответы учащихся)

-В каких стилях речи мы употребляем частицы чаще?  (Ответы учащихся)

-Зачем нужны частицы в нашей речи?  (Ответы учащихся)

2)- Приведём примеры употребления некоторых частиц в стихотворениях         А. С. Пушкина   (слайд 17).     Перед вами отрывок из стихотворения «Вновь я посетил». Прочитайте его выразительно.

   -Какие частицы употребляет А.С.Пушкин?  (вот,уж)

   -Читая сроки «…Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей…», «…Вот холм лесистый, над которым часто я сиживал недвижим…»  мы видим, как перед поэтом предстают картины десятилетней давности. Частица вот указывает на эти дорогие для автора места и пронзительное чувство встречи с ушедшим прошлым глубоко западает в душу поэта и нашу душу.                       А частица уж в строчках «…Уж десять лет ушло с тех пор…» подчёркивает длительность расставания поэта с родным уголком земли.                                    Нужно отметить, что в произведениях А.С.Пушкина    частица вот встречается около 1000 раз, около 300 раз встречается усилительная частица даже.

     -Вот ещё одно стихотворение А.С.Пушкина «…Ворон к ворону летит…» (слайд 18).       Прочитайте стихотворение, найдите частицы, определите их функции.

       Примеров употребления частиц можно приводить множество, но в итоге следует отметить, что роль частиц в тексте весьма велика: они уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для  более точного выражения идейно-художественного содержания. Изучая художественное произведение, поэтическое или прозаическое, не пропускайте частицы, без них произведение потеряет часть своих красок.

9. Задание 7: Вставьте в предложения пропущенные частицы (слайд 19).

10. Подведение итогов урока.

11. Задание на дом.                     1) Закончите стихотворение , добавив строки.

И  всё-таки  это  весна

_____________   грустна

_____________   ясно

_____________  прекрасно!          2) Упражнение 414.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...

Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений»

в занимательной форме обобщить и закрепить знания по об основных классах неорганических соединений и их взаимопревращении....

Презентация к уроку по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме"Вода.Растворы.Основания"

Прилагаю презентацию к уроку по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме"Вода.Растворы.Основания" . С уважением Корольченко Ольга Адександровна....

Технологическая карта урока на тему: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Бактерии», «Грибы».

Технологическая карта урока на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Бактерии", "Грибы"Класс: 5Тип урока: урок систематизации знаний....

Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....

Урок по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме свойства квадратного корня", 8 класс

laquo;Обобщение и систематизация знаний по теме свойства квадратного корня»Повторение и обобщение материала по применению свойств арифметического квадратного корня....